Практическое занятие
Тема 2.3 Профессиональная компетентность педагога ДОО
План
I Структура профессиональной компетентности педагога
II Требования к профессиональной компетентности педагога ДОО
I Структура профессиональной компетентности педагога
В современном российском обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Качество достигаемых результатов в педагогической деятельности зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности.
В профессиограмме педагога ведущее место занимает направленность его личности. Это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, духовные потребности и интересы педагога, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Личностные качества педагога проявляются через педагогические умения, которые составляют структуру профессиональной компетентности.
Педагогическое умение – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности.
Компетентность (от лат. Competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) – знания, опыт в той или иной области.
Компетентность определяет качество деятельности педагога; выражается в устойчивом и эффективном характере труда, в способности в условиях различных трудностей находить рациональное решение возникающей педагогической проблемы.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
В сфере дошкольного образования проведено исследование профессиональной компетентности педагогических кадров (И.В. Бичева), профессионально-значимых качеств личности воспитателя детского сада (Н.В. Шурова), развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания (Г.И. Захарова). Проблема педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии в работах Ю.П. Азарова, И.А. Зязюна, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и других исследователей.
Профессиональная компетентность (В.А. Сластенин)
Профессионально – Компонент Профессионально-
Содержательный профессиональной личностный
Компонент деятельности компонент
(теоретическая (практическая проф. направленность
готовность): готовность):………………….. пед. призвание;
- аналитические умения; 1) организаторские умения: пед. такт;
- прогностические; - мобилизационные; пед. долг;
- проективные; - информационные;……………….пед. оптимизм
- рефлексивные. - развивающие; и др.
- ориентационные;
2) коммуникативные умения:
- перцептивные;
- умения пед. общения;
3) прикладные умения
(специальные умения петь, танцевать,
рисовать, играть на муз. инструментах, шить и т.п.).
II Требования к профессиональной компетентности педагога ДОО
Согласно ФГОС ДО педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
– непосредственное общение с каждым ребенком;
– уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
– недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
– создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
– развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
– создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
– организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
– поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
– оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Т. о., компетентность – интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы проф. и общей культуры, опыта, стажа педагогической деятельности и педагогического творчества. Компетентность определяет уровень педагогической готовности к деятельности.
Профессия педагога связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо учиться, повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности, т.е. осуществлять непрерывное образование.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «компетентность», «профессиональная компетентность педагога»?
2. Какие компоненты в структуре профессиональной компетентности педагога выделяет В.А. Сластенин?
3. Какими основными компетенциями должны обладать педагогические работники (согласно ФГОС ДО)?