Традиции и обычаи Индии.




План

Введение

1.Знакомство с Индией

1. Географическое положение и ландшафт

2. Климат и сезоны туризма

3. Флора и фауна

4. Население

5. Язык и письменность

6. Политика и управление

7. Экономика

8. Новейшие тенденции

2.Религии

1. Индуизм

2. Анимизм

3. Буддизм

4. Джайнизм

5. Ислам

6. Сикхизм

3.Культура

1. Литература и изобразительные искусства

2. Музыка

3. Классика танца

4.Традиции и обычаи Индии

Заключение

Введение

Индия - единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.

Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней, так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а так же людям, которые иногда случайно приобщаются к ней.

Культура Индии кажется совершенно безмятежной и умиротворённой, ведь индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть. Издавна они вели оседлый образ жизни, щедрая природа обеспечила им необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны - Гималайские горы, огромной протяженности и высоты, с других сторон - моря. Все это способствовало тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений. Когда нет необходимости тратить много сил на борьбу за существование, люди могут позволить себе жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство.

Тема нашего реферата - «Индийская культура», так как нам очень интересны традиции и обычаи этой страны. Мы считаем, что для того, чтобы понять эту культуру, необходимо рассмотреть Индию, как страну в целом: где она находится, о её городах, населении, языках, религиях, о традициях и достижениях в науке и искусстве.

 

 

Знакомство с Индией

Географическое положение и ландшафт

Республика Индия, на языке хинди - Бхарат, протянулась на 3214 км с се­вера на юг иболее чем на 2700 км (в са­мом широком месте) с запада на вос­ток. Соседи Индии: на северо-запа­де - Пакистан, на севере - Афганис­тан, Китай и Непал, на северо-восто­ке — Бутан, на востоке — Бангладеш и Мьянма (Бирма). Аравийское море на юго-западе и Бенгальский залив на юго-востоке образуют естественную границу. Субконтинент характеризуют четы­ре основных типа ландшафта. Гор­ные хребты Гималаев отгораживаютиндийские земли с северной сторо­ны. Самая высокая гора Индии, Кан­ченджанга (8598м), находится на ан­нексированной в 1975 г. территории штата Сикким.

В долинах бассейнов Инда, Джамны, Ганга и Брахмапутры с незапамят­ныхвремен селились люди; эти тер­ритории издревле были самыми на­селенными в Южной Азии. А на северо-западераскинулась пустыня Тар, частьстопного пояса Земли.Однако большую часть территориизанимает плато Дэкан. Древнейшийс точки зрения геологии массив име­етфирму треугольника, сужающего­ся кюгу, и обрамлен хребтами Запад­ных иВосточных Гатов, параллельно идущими к побережьям.К югу плато повышается; основные возвышенно­сти на юге - массив Нилгири (2674 м) и Кардамоновы горы (2424 м), протя­нувшиеся до южной оконечности субконтинента — мыса Комарин (Канниякумари).

Климат и сезоны туризма

Тропик Рака, проходя через Индию, делит ее на две зоны: северную уме­ренную и южную субтропическую. Однако еще более значительное вли­яние на климат оказывают муссоны (араб.: ветер). Эти ветры, приносящие дожди, определяют судьбы миллио­нов людей. Период дождей (или пери­од муссонов) начинается в первой по­ловине июня, достигает высшей точки в июле-августе, когда столь часты за­тяжные ливни, и ослабевает, начиная с середины сентября, причем в на­правлении с севера на юг. Влажные воздушные массы юго-западного мус­сона не достигают пространных обла­стей Юго-Восточной Индии, а также высокогорной пустыни Ладакха, лежащей, но ту сторону Гималаев.

В з имниемесяцы, с середины октяб­ря до марта, на севере дождей не бывает, и погода стоит ясная, солнечная, а ночи (особенно в декабре и январе) прохладны. Зимний (юго-восточный муссон) с октября до декабря периодически приносит осадки. Дни оста­ются теплыми, как это бывает в суб­тропиках, а ночью в декабре-январе температура существенно понижа­ется, особенно на высоких участках Западных Гатов и плато Декан. И со­вершенно непредсказуемы циклоны в районе Бенгальского залива; в ок­тябре-январе (и в первую очередь на юго-востоке) они часто приносят обильные осадки.

Наиболее высокая (более 40 °С) тем­пература бывает в летние месяцы на континентальном севере. В апреле температура начинает повышаться, а в июне, т.е. перед приходом муссо­на, достигает высшей отметки. В при­брежных районах и на юге в течение всего года влажно, стоит тропиче­ская жара.

Идеальный сезон для туризма (это касается почти всех областей Ин­дии) - период между октябрем и мартом. В Ладакхе лучше всего по­бывать с июля до середины сентября. Наиболее благоприятный период на юге Индии - январь-апрель.

 

Флора и фауна

Хищническая вырубка лесов на про­тяжении столетий привела к тому, что лесной покров Индии существен­но сократился. Леса занимают лишь немногим более 20% территории, а эрозия почвы в горных районах севе­ра, несмотря на осуществляемый план лесонасаждений, приняла угро­жающие масштабы. Растительность Передних Гималаев состоит в основном из хвойных и сме­шанных лесов. Ель,сосна, кедр, дуб и рододендрон произрастают до грани­цы лесов на высоте почти 4000 м. Муссонные влажные леса, сбрасыва­ющие листву (в том числе тик, роза, сандал), покрывают склоны Запад­ных Гатов и образуют джунгли на плато Декан.

На территории всей страны широко распространены индийские виды фикусов: баньян (Ficus indica), бодхи

(Ficus religiosa), бенгальский фикус (Ficus bengalensis) с его тонкими воз­душными корнями, а также самые разные виды тамариска и манго.

Чем дальше на юг, тем богаче стано­вится субтропическая флора; пора­зительно разнообразна и пышна она в штате Керала, на родине аромати­ческих пряностей — перца, кардамо­на, имбиря. Густые кокосовые рощи окаймляют песчаные пляжи Запад­ного побережья, казуариновые ле­са - дюны у Восточного побережья. Чайные плантации занимают боль­шие площади Ассама, Дарджилинга и Нилгири.

На территории Индии насчитывается более 200 национальных парков и за­поведников. С начала 1970-х гг. ведет­ся активная борьба за сохранение редких видов животных. В колони­альный период поголовье крупной дичи резко сократилось, теперь при­нимаются строжайшие меры по охра­не животных, и в целом ситуация зна­чительно улучшилась. Так, явно воз­росло число бенгальских (или коро­левских) тигров, слонов и гауров (ди­ких быков), леопардов и азиатских львов (им удалось сохранить свое жизненное пространство в лесах штата Гуджарат), а также панцир­ных носорогов в Ассаме, которым гро­зило вымирание. Однако по-прежне­му существует угроза исчезновения гималайского снежного леопарда.

На континенте обитают газели, анти­лопы, олени различных видов, обезь­яны и змеи (в том числе кобра, питон, гадюка), дромадеры (одногорбые верблюды), дикие ослы. Птичий мир такжеисключительно богат (орлы, зимородки, ибисы, аисты, птицы-но­сороги и т.д.).

Население

Индияпринадлежит к числу древ­нейших очагов культуры на планете. Ее жителями были, видимо, племена протоавстралоидного, протомонголоидного и, наконец, средиземноморского типа (протодравиды). В середи­не II тысячелетия до н.э. начался дли­тельный процесс миграции в Индию индоарийских племен, так называемых, а рис и. Все эти народы вступали между собой в разнообразные конта­кты, мирные и военные, происходили смешение крови и синтез культур. В результате население современной Индии относится к различным расо­вым типам и языковым группам.

Юг Индиинаселен в основном народа­ми, говорящими на дравидских язы­ках: тамилы — основное население штата Тамилнад, телугу - штата Андхра-Прадеш, канждига - штата Карнатака, малаяли - штата Керала. На севере, западе, в центральной части Индии и частично на востоке преобладают народы, говорящие на индоарийских языках: так называе­мые «хиндустапцы» (в основном на­селение штатов Уттар-Прадеш, Мадхья-Ирадеш, Бихар, Хариана, Химачал-Прадеш), раджастхаицы, пенджабцы, гуджаратцы, бенгальцы, ория, маратхи, кашмирцы, ассамцы. На северо-востоке проживают наро­ды, языки которых относятся к тибе­то-бирманской и монкхме рекой груп­пам: нага, кхаси, мейтеи, куки и др.

Помимо крупных этносов в различ­ных регионах Индии проживают так

называемые «малые народы» (некоторые из них насчитывают, но не­сколько миллионов человек), которые в Индии обычно называются «адиеа-си» (первопоселенцы). Это прямые по­томки древнейших жителей Индоста­на, некоторые из них сохраняют пле­менную организацию и почти перво­бытный образ жизни. Они относятся к различным расовым типам и говорят на языках разных групп. В ряде шта­тов на северо-востоке «малые наро­ды» составляют основное население.

По религиозному составу население Индии столь же многообразно. Абсо­лютное большинство (83%) - индусы (то есть исповедующие индуизм), за ними следуют мусульмане (ок. 13%), сикхи, джайны, зороастрийцы-парсы, буддисты, христиане, относящи­есяк различным церквам, последо­ватели племенных культов.

Язык и письменность

Санскрит принадлежит к древней­шим письменным языкам мира; ужев X в. до н.э. на санскрите создавались

научные и религиозные тексты. Язы­ки Северной Индии, как и санскрит, используют слоговую систему (деванагари). Дравидские языки и письмен­ность не родственны североиндий­ским и имеютсобственный шрифт.

25 января 1965 г. североиндийский хинди был объявлен государственным языком Индии. Более чем для 30% индийцев этот язык родной. Ан­глийский используется в обществен­ной жизни, торговле и т.п.

На юге, где говорят на дравидских языках, предпочитают именно эти языки и английский, а не хинди.

Ведущие ежедневные газеты и жур­налы выходят на английском языке, однако в текстах то и дело попадают­ся слова на хинди — например, «lakh» (100 000) или «bandh» (забастовка).

Из 1652 языков и диалектов Консти­туция признает 18 важнейших: это здтди, бенгали, гуджарати, урду, ория, пенджаби, кашмири, конкани,

мапипури, маратхи,непали, радж-дастхани, бихари, ассами (северо­индийские), а также тамильский, телугу, каншда, малаялам (южно­индийские).

Средний житель Индии обычно вла­деет помимо родного языка также хинди и английским. В государствен­ных школах обучение ведется на

хинди или родном языке, в частных — на английском.

Санскрит изучают в специальных колледжах и религиозных учебных заведениях.

Политика и управление

Независимость Индии и Пакистана была провозглашена в полночь 15 ав­густа 1947 г.: в эту минуту пришел ко­нец почти 300-летнему колониально­му владычеству британцев. С 1950 г. в Республике Индии (Бхарат) действу­ет парламентская система управле­ния по британскому образцу (с Верх­ней и Нижней палатами). Во главе правительства стоит премьер-ми­нистр, во главе государства - прези­дент.

В настоящее время страна разделя­ется на 28 союзных штатов, имеющих собственный парламент, и 7 союзных территорий, подчиненных централь­ному правительству в Нью-Дели.

В последние годы укрепляются регио-налистские и националистические тенденции. Это привело не только к «индизации» названий городов (Бом­бей — Мумбаи. Мадрас — Ченнаи, Ва­ранаси — Каши, Калькутта — Колката),но и к идее дальнейшего дробления со­юзных штатов, хотя в прошлом они бы­ли созданы главным образом на осно­вании языковой принадлежности. Так, но настоянию некоторых региональ­ных политиков крупные штаты - та­кие, как Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеши Бихар — были разделены на бо­лее мелкие по этническому принципу.

Экономика

Индия входит в число 20 крупнейших индустриальных держав мира, со­ставляет часть стремительно разви­вающегося Азиатского экономиче­ского региона, Но при этом более 67% ее населения занято в сельском хо­зяйстве. Важнейшие культуры — рис, пшеница, овес,

кукуруза и ячмень, Среди основных сельскохозяйствен­ных продуктов – сахарный тростник, хлопок, джут и земляные орехи. Индия занимает первое место в мире по производству чая и четвертое по производству хлопка. Существенное значение для экспорта имеют также перец, кардамон, орехи кешью, в то время как перец-Чили, имбирь, кау­чук, кофе и табак важны только для внутреннего рынка. Разведение крупного рогатого скота играет второстепенную роль, хотя он составляет в Индии пятую часть ми­рового поголовья. По религиозным соображениям коровы почти не идут на убой для заготовки мяса, а потому примерно половина их не может учи­тываться в народном хозяйстве. Зато они полностью удовлетворяют до­статочно высокие потребности мест­ного населения в молоке.

Новейшие тенденции

С 1991 г., когда в экономической поли­тике

страны произошли существен­ные сдвиги, Индия встала на новый путь развития, взяв за образец ры­ночную экономикузападного типа. Как область для инвестиций между­народного капитала Индия выигры­вает не в последнюю очередь за счет низкой оплаты труда и огромных ре­сурсов квалифицированной рабочей силы. Средний класс, разросшийся до250 млн. человек, обеспечивает посто­янное увеличение потребительского спроса, что касается в первую оче­редь товаров широкого потребления.

Государственные предприятия во многом неэффективны и даже убы­точны, что существенно обременяет бюджет, поэтому в последнее время прилагаются усилия по частичной приватизации - банков, авиакомпа­ний и т.п. Однако оборонная промыш­ленность, авиастроение, атомная энергетика, горнодобывающая и ме­таллообрабатывающая промышлен­ность, производство электроэнергии полностью находятся в руках госу­дарства.

С точки зрения мировой экономики значительна роль Индии в компью­терной сфере, в первую очередь - в программировании в сотрудничестве с крупными международными фир­мами. Среди продукции, идущей на экспорт, первостепенное значение имеют текстиль и кожа; автомобиль­ная промышленность целиком ори­ентирована на внутренний рынок. Основные трудности для развития промышленного производства пред­ставляют малоразвитая система транспорта, плохие дороги, недоста­ток энергоснабжения и косность уп­равленческого аппарата.

 

Религии

Индуизм

83% населения Индии исповедуют ин­дуизм. Эта религия возникла из слия­ния анимистических представлений, древней культуры дравидов и верова­ний до арийских народов.

Индус верит в странствия души (сан-сара), перевоплощающейся после смерти в разные живые существа до тех пор, пока не обретет конечного ос­вобождения. Сумма поступков, совер­шенных при жизнипо закону кармы, оценивается не в ином мире,где есть Рай или Ад, а в следующей жизни.

Со­бытиями управляет вечный закон (дхарма), неизменный и необходимый для поддержания космического миро­порядка.

Согласно традиционным представле­ниям, спасения можно достичь благо­честием, прилежанием в молитве и паломничеством, а с религиозно-фи­лософской точки зрения - только пу­тем освобождения атмста (человече­ской души, в которойпроявляется бо­жественная сущность) и слияния его с брахманом (мировой душой). Чтобы прийти к праединству универсума (макрокосм) и человека (микрокосм), необходимо приобретение духовного опыта через йогу и медитацию. Поскольку в индуизме не существует организованной церкви и обучения, отношения между гуру (учителем) и шишья (учеником) особенно важны.Отличить друг от друга богов, в

не­сметном числе украшающих фасады храмов и святилищ, исключительно

трудно. Приметами каждого бога яв­ляются его атрибуты и сопровождаю­щие животные.

Во главе пантеона сто­ят Шива, Вишну и Брахма.

Привер­женцы Шивы видят в нем создателя, хранителя и разрушителя мира. Ши­ва предстает в различных воплоще­ниях - от милостивого властелина Вселенной (Джагешвара или Вишва- натха), великого йога (Йогешвара), исполнителя космического танца (На-тараджа) до вызывающего ужас раз­рушителя (Бхайрава). Как божест­венная созидательная сила он вопло­щается в фаллическом символе лин­гама. Атрибуты Шивы — трезубец, ба­рабан в форме песочных часов, боевой топор или лук, стрела, силок, антило­па, кобра, ожерелье из человеческих черепов, третий глаз во лбу, а его по­стоянный спутник — бык Нанди. Соответственно различным воплоще­ниям Шивы его женская энергия тоже обретает разные ипостаси: любящая супруга (Парвати),

гонительница де-монов (Дурга), кровавая разруши­тельница (Кали); атрибутами богинь являются трезубеци песочные часы, а Дурга передвигается верхом на льве.

Приверженцы Вишну видят в своем боге хранителя всего сущего, но ни коем случае не разрушителя. Вишну может воплощаться на земле и, со­гласно индусской мифологии, снова и снова спасать мир. Известны девять его воплощений: как избавитель он принимал облик рыбы (Матсья) и ка­бана (Вараха), появлялся в виде че­репахи (Курма) и человекольва (На-

расимха), а также карлика-великана (Вамана), но наиболее почитаем он как Рама или Кришна. Как Парашурама он с топором борется с неспра­ведливостью, как Будда несет свет нового учения в мир страданий. Виш­ну в его деяниях сопровождает ве­щая птица Гаруда, а его супругу Лакшми почитают как богиню счас­тья. Атрибуты обоих - булава, диск, раковина и цветок лотоса.

Брахме, высшему божеству и творцу мира, посвятили не так много храмов. Согласно представлениям последователей Шивы и Вишну. Брахма сотво­рил мир не самостоятельно, а под ру­ководством двух других богов. Атри­буты Брахмы - жертвенная ложка, жезл, сосуд с водой из Ганга и четыре священные книги - Беды, а постоян­ный спутник — гусь. Супругу Брахмы зовут Сарасвати. Считается, что она создала древнеиндийский язык сан­скрит и сотворила священные книги (Веды). Она покровительствует на­укам и искусствам, следовательно, школьникам и студентам лучше об­ращаться именно к ней. Атрибуты Сарасвати - вина (струнный инстру­мент), жертвенный сосуд и Веды, а ее спутник — павлин.

К самым почитаемым богам принад­лежит также и слоновоголовый Гане-ша, сын Шивы и Парвати. Есть мно­жество легенд появления у него сло­новьей головы. По одной из них, на празднество в честь рождения Гане-ши забыли пригласить бога Шани и тот из мести испепелил взглядом го­лову младенца. Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову пер­вого же существа, которое ей встре­тится. Им оказался слон. Ганеша, бог мудрости и устранитель препятст­вий, помогает преодолеть все непри­ятности в жизни и с особым внимани­ем относится к путешествующим.

Анимизм

Обожествление природы и природ­ных явлений было свойственно людям в далекой древности. Но и теперь в ин­дусском пантеоне прочное место за­нимают Сурья (бог солнца), Чандра (бог луны), Индра (бог дождя). Вайю (бог ветра), Кама (бог любви) и Агни (бог огня). С другой стороны, в сравне­нии с Шивой, Вишну, Брахмой они иг­рают второстепенные роли. И все же почитание природы, имеющее исто­ком первобытный анимизм, в Индии очень распространено.

Буддизм

Буддизм возник на территории Ин­достана в VI в. до н.э. и в дальнейшем широко распространился в странах Азии. Возникновение буддизма свя­зывается с именем индийского прин­ца — Сиддхартхой Гаутамой (563— 483 гг. до н.э.). Согласно преданию, принц жил в роскоши, не ведая за­бот, но, познав, что на свете сущест­вуют болезни, старость и смерть, ре­шил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта все­общего счастья.

После 6 лет аскетической практики он убедился, что путь истязания не приведет к Истине. Тогда, восстано­вив силы, он нашел уединенное мес­течко на берегу реки под деревом Бодхи и погрузился в созерцание. Перед внутреннимвзором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых су­ществ и, наконец, открылась Истина. С этого момента он стал Буддой, т.е. Пробужденным, и в течение 45 лет помогал другим людям также от­крыть в себе Будду. Знаменитая бе-наресская проповедь считается фун­даментальным документом буддий­ского учения. В этой первой проповеди Будда поведал своим уче­никам о Четырех Благородных Исти­нах: жизнь — это страдание; у стра­дания есть причина, страдание ко­нечно и существует путь к прекра-

щению страдания. Этому пути и учил Будда, подбирая для каждого учени­ка только ему подходящий метод.

Наиболее известные течения в буд­дизме: «Хинаяна» («Малая колесни­ца»), «Махаяна» («Большая колесни­ца») и «Ваджраяна»(«Алмазнаяко­лесница»)-

В целом о буддийском учении можно сказать, что в нем нет места приказам и запретам, Нет места и комплексу ви­ны. Это скорее одобрение хороших по­ступков и воздержание от недостой­ных действий, обмана, насилия и опь­янения ума.

Джайнизм

В VIв. до н.э. современник Будды по имени Махавира («великий герой») провозгласил основы учения о спасе­нии души, основанного

на отказе от мира. Он утверждал, что, только пре­одолев все земные искушения, чело­век может освободиться от «кругово­рота бытия», т.е. реинкарнаций, стать победителем (джипа) самого себя и уйти в нирвану. Джайнизм призывал к ненасилию (ахимса), что и стало ос­новным принципом этого вероучения, признающего равную ценность жиз­ни всех живых существ.

Образцом для подражания служат24 тиртхаикара (учителя джайниз­ма, почитающиеся как высшие боже­ства): Махавира, последний из них, -историческое лицо. Уже 2000 лет су­ществуют два ордена джайнов: ди-гамбары («одетые в воздух», или «оде­тые в небо») и шветамбары («одетые в

белое»); впрочем, их религиозные принципы различаются мало.

Ислам

«Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» — так звучит мусульман­ский «символ веры», Ислам-учение о божественном откровении, восходя­щее

к последнему пророку - Мухам­меду. Главные принципы мусульманской религии в Коране, состоя­щем из 114 глав (сур).

Коран содержит проповеди, обрядовые и юридические установления, заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. Самые ранние сохранившиеся списки дати­руются рубежом VII—VIII вв.

В 610 г. н.э. Мухаммеду, достигшему 40-летнего возраста, явился Архан­гел Джебраил. Последующие откро­вения снизошли на него через 20 лет. Слово «ислам» означает «покорность Аллаху». Пять «столпов ислама» со­ставляют: исповедание единого Бога и пророческой миссии Мухаммеда, ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамадан, добровольная милостыня и паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни. Коран является также источником многих философ­ских и мистических учений. В Индии широко распространена мистическая версия ислама - суфизм

Сикхизм

Религия сикхов возникла в XVI в. В 1469 г. в Талванди близ Лахора (Пакистан) родился будущий основатель ре­лигии - гуру Нанак. Его учение пред­ставляет собой смесь индуизма и ис­лама. Монотеизм, отрицание идолопо­клонства и каст, имеет корни в исламе; вера в странствия души и реинкарна­цию, а также в духовную очиститель­ную силу воды - в индуизме. Необхо­димость в учителе (гуру) также связа­на с древнеиндийскими верованиями.

Слово «сикх» употреблялось по отно­шению к ученикам гуру Нанака, первого из десяти учителей. Основы его вероучения изложены в «Грантх Са­хиб», священной книге сикхов; эта книга во всех сикхских храмах (гу-рудвара) является основным объек­том поклонения.

Последний гуру Гобинд Сингх (1666 -1708) преобразовал братство сикхов в организацию военного толка — кхалса (чистые). С этой поры сикхи должны были отличаться от иноверцев нали­чием у каждого пяти предметов, название которых начинается с буквы «к»: кирпан (кинжал), ката (дере­вянный гребень), кара (железный браслет), качха (короткие подштан­ники) и кеш (несостригаемые волосы на голове и несбриваемая борода). Стричь волосы им вообще запрещено, мужчины убирают их под тюрбаны. Курение и употребление алкоголя осуждаются. О принадлежности к сикхам свидетельствуют следующие за личным именем приставки: «Сингх» (лев) - у мужчин и «Каур» (львица) - у женщин. Все люди при­знаются равными. Женщина в сик­хизме пользуется большим уважени­ем и свободой по сравнению с други­ми индийскими религиями.

 

 

Культура

Литература и изобразительные искусства

В своё время уже говорилось о древнейших литературных памятниках Индии--Ведах, эпосе и т. д. Но письменная литература начинает появляться, вероятно, только во второй половине I тысячелетия до н. э. Своего расцвета санскритская литература достигла в период Гупт. В это время (а может быть, и несколько ранее) были записаны на санскрите в окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна», записываются древнейшие из трактатов (шастр) по различным отраслям знания, в том числе уже упоминавшиеся ранее «Манавадхармашастра» и «Артхашастра».

Появляются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла своё отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются «Панчатантра» («Пять книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»). Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Написаны эти рассказы, басни и сказки прозой, содержащиеся же в них поучения -- обычно стихами. В некоторых из них сохранилась сатира на царей, вельмож и брахманов, изображаемых несправедливыми, жадными и лицемерными. Эти сборники уже в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.

В древней Индии независимо от других стран возникла высокоразвитая драматургия. Индийская драма развилась из древнейшего вида театрального представления -- пантомимы, которая сопровождалась рассказом специального сказителя, объяснявшего то, что показывалось зрителям. Позже текст стали произносить сами актёры. Древнейшие из дошедших до нас драм Бхасы и Ашвагхоши (последний был также и крупнейшим поэтом) относятся к первым векам нашей эры, но несомненно, что у этих авторов были предшественники.

Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. н. э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, неособенно как драматург. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является «Шакунтала». Драмы Калидасы, написанные для придворного театра я рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев. Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия; в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танцы и пение; имеются персонажи самые различные -- от небожителей до низших слоев общества. Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины -- на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия; в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами. Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы «Мегхадута» («Облако-вестник»).

Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки -- многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи. Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее «Панчатантры» и «Хитопадеши», с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок «Тысяча и одна ночь».

Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшим её памятником является «Курал»--сборник нравоучительных изречений на тамильском языке; составление его приписывается Тируваллувару -- ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст.

Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства-- всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

Во многих областях изобразительного искусства древние индийцы достигли значительного совершенства. Были высоко развиты ваяние, художественные ремёсла (производство ювелирных изделий, резьба по камню, кости, дереву и т. д.). Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах -- например в храме Аджанты (штат Хайдерабад), состоящем из пещер, которые высекались в скале между II в. до н. э. и VII в. н. э.

Музыка

Музыка в Индии изначально понималась как божественное проявление. Через неё открывался путь к единению с божественным началом. В древних трактатах филосовско-мистическое толкование самой природы музыкальных звуков подразумевало слияние явлений физического и духовного порядка. Транцендентальное значение ритма отразилось в обозначающем его слове тала, поскольку его значение интерпретируется следующим образом: первый слог - та - исходит от тандава (неистовый космический танец Шивы), а второй - ла - от ласья (его женская противоположность - пленительный танец богини Парвати). Музыкальному звуку как божественному дару предписывалась способность сильного воздействия как возвышающего характера, так и разрушительного. Так проявлялась постоянная живая взаимосвязь между природой, музыкой, человеком на самых разных уровнях. Например, соответствие семи цветов радуги семитоновому звукоряду (с присущей обоим богатой палитрой красочно-звуковых переходных оттенков) выражается в чувственном восприятии человеком цветовой гаммы звуков и звуковой окраски цвета. Далее - соответствие времён года, внутрисуточной цикличности определённым звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Так, например, особая обострённость чувств ощутима в переходные часы суток (ото дня к ночи, от ночи в день), и это сумеречное время (сандхи), отмеченное слиянием фаз сознательного и подсознательного восприятия, отводилось для медитации и молитв (сандхья-вандана). Основу ведической музыки состовляла саманга. По сути своей, саманга представляла собой песнопение, развившееся из священных стихов Ригведы, преобразовавшихся в музыкально-поэтические гимны (саманы), составившие Самаведу. Выросшая на основе гимнов Самаведы, стотра, в процессе своего развития выйдя за пределы ритуальности, обрела самостоятельную форму. Постепенно усложнялась её композиционная структура и мелодический язык (вплоть до употребления сформировавшейся позже раги), но при этом, по-прежнему, сохранялся издревле присущий ей стиль и характер строгого песнопения гимнов. Стотра была основным жанром почти до XV века н.э., пока не начала оттесняться на второй план другими, более сложными жанрами. Однако, это совсем не означало её полного исчезновения. Просто со временем, утратив былую популярность, но оставаясь всё же нужной и певцам, и слушателям, она стала реже звучать в концертном исполнении. Таким образом, о стотре можно сказать, что она явилась той "живой нитью", которая протянулась от Самаведы - главного музыкального материала ведическо эпохи к рагсангит, ныне процветающей индийской музыке.

Классика танца

Из всех стилей индийского классического танца Бхарата-натьям считается самым древним. Его отличают динамичность, четкость движений, сложная ритмика и статичность поз. Этот танец зародился в индусских храмах дравидийского юга Индии.

Согласно легенде, его первым исполнителем был сам Шива, который обучил ему свою супругу Парвати. Впоследствии Парвати передала это искусство людям. Исполнительницами Бхарата-натьям были храмовые танцовщицы девадаси. Постепенно танец вышел за пределы храма и стал средством увеселения состоятельных людей. В своем первозданном виде он сохранился только в отдаленных районах Тамилнада. Секреты танца передавались из поколения в поколение, и, когда в конце XIX века в Индии началось движение за возрождение собственных культурных традиций, именно девадаси помогли восстановить Бхарата-натьям. Благодаря их усилиям знаменитый танец, запечатленный в храмовых барельефах и скульптурах, наконец, ожил, и сейчас его можно увидеть таким, каким он был три с половиной тысячи лет назад.

В отличие от таких стилей, как Катхак или Одисси, Бхарата-натьям почти не изменился за всю свою историю. Не случайно его название иногда переводят как индийский танец". Считается, что слово "бхарата" состоит из речевых слогов следующих слов: "бхава" (чувство), "рага" (мелодия) и "тала" (ритм). Существует и другая версия, по которой свое название Бхарата-натьям получил в честь легендарного мудреца Бхараты, автора "Натьяшастры", написанной приблизительно во II веке н. э. Этот труд вместе с другим древним текстом "Абхиная Дарпана", датируемым 1000 годом н. э., является основным теоретическим пособием по танцу.

Бхарата-натьям вобрал в себя целый ряд выразительных средств, которые демонстрируются исполнителем в строго определенной последовательности. Сначала идет алариппу. Этот танец - своеобразное вступление. Он отличается мягким и четким рисунком и включает в себя динамическую работу ног и движения глаз, шеи и рук. Далее исполняется джатисварам, который представляет собой каскад блестящих и сложных движений в вокальном и инструментальном сопровождении. Третья часть - шабдам - выразительный эпизод, позволяющий средствами танца и пантомимы осуществлять интерпретацию текста песни. Темой для шабдамов, как правило, служат мифологические сюжеты. Варнам соединяет в себе все аспекты танцевального стиля, сложную ритмическую технику и мимику. Различные пластические средства позволяют выразить самые сложные эмоции. В основе падама лежат романтические песни на тему любви, божественной и человеческой. Тиллана представляет собой сочетание виртуозных ритмических комбинаций и разнообразных поз. Этот танец исполняется в быстром темпе и требует от танцовщицы высокого мастерства.

Все движения в Бхарата-натьям исполняются по строгим геометрическим траекториям, что придает танцу некоторую линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники.

В древности эти движения носили характер магического действия, но что они обозначают сегодня, никто объяснить не может. Основные позы исполняются в позиции араи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: