Компьютерные технологии управления информационными потоками повсеместно используются на всех этапах изготовления продукции от замысла до производства и сбыта.
Сеть Интернет перестала существовать как обособленная среда, а стала универсальной коммуникационной структурой, совмещающей цифровое видео, аудио, веб-страницы, финансовые трансакции, удаленную идентификацию и многое другое. Это привело к тому, что объединившись с обычной коммерцией, электронная коммерция позволит в традиционных магазинах оплачивать покупки не наличными деньгами, а электронными.
Среди технологий электронной коммерции, широкое применение которых ожидается в ближайшем будущем, можно выделить:
· механизмы взаиморасчетов на основе электронных денег;
· реализацию концепции электронного правительства;
· технологии групповой работы географически распределенных участников совместной деятельности (телеработа, виртуальные предприятия);
· технологию виртуального агента, создающую эффект постоянного присутствия в Сети информационного робота, запрограммированного хозяином на сбор и фильтрацию необходимой информации, на поиск контрагентов (людей, организаций, других виртуальных агентов, отвечающих заданным критериям), на проведение с ними определенной стадии переговоров и т. п. Данная технология позволит снизить информационную нагрузку на участников сетевой экономики, повысить скорость и эффективность процедур установления контактов, проведения переговоров, осуществления соглашений и т. п.
Особо пристальное внимание специалистов в области информационных технологий и потребителей их услуг направлено на использование виртуальных компьютерных технологий в сфере торговли.
Существенно упростить ведение электронной коммерции должна стандартизация предоставления информации о товарах и услугах. Она позволит создать системы автоматического поиска нужной продукции по всему миру (на основе технологии виртуальных агентов). Динамически генерируемые каталоги по запросу пользователя будут собирать информацию из базы данных различных производителей, и предлагать осуществить заказ тут же на странице каталога, автоматически связываясь с электронными кошельками покупателя и продавца.
Наименьшие препятствия существуют для продажи по Сети информации и предоставления услуг, например продажи туристических услуг — компьютерные системы бронирования в этой области существуют и используются на протяжении уже многих лет.
Другие цифровые продукты и услуги имеют значительный потенциал для роста, но их долгосрочный успех связан с защитой авторских прав и усовершенствованием инфраструктуры сети Интернет. Владельцы интеллектуальной собственности — разработчики программного обеспечения, компьютерные художники и записывающие компании, киностудии, авторы и издатели беспокоятся, что цифровые копии, продаваемые или передаваемые через сеть Интернет, могут быть уязвимы перед нарушениями авторских прав и пиратством.
Сеть Интернет представляет собой естественный и дешевый канал распространения этой цифровой продукции, но рост сбыта сдерживается ненадежностью защиты от несанкционированного копирования. Компании используют технологические решения, такие, например, как «водяные знаки» и «цифровые идентификаторы объекта», чтобы иметь возможность держать под контролем сбыт продукции через Сеть.
Основные направления развития электронной коммерции:
1. В течение ближайших лет предприятия начнут менять программное обеспечение, используемое для ведения бизнеса, и эти изменения приведут к тому, что Интернет станет основой всех бизнес-процессов. Веб-ориентированные методы работы будут поддерживаться производителями программного обеспечения и индустриальными группами, определяющими стандарты и технологии, при помощи которых программы обмениваются информацией.
Многие компании сосредоточат внимание на веб-сервисах. Веб-сервисы будут интересны компаниям, которые оказались изолированными внутри собственных информационных систем и стремятся перейти с громоздких мейнфреймов на распределенные сети. Использование веб-сервисов — эффективный способ организации взаимодействия ранее несовместимых между собой информационных систем.
2. Отдельное направление, имеющее большие перспективы роста, создание виртуальных предприятий. Технологии электронной коммерции позволяют им обеспечивать более высокий, чем в традиционном секторе экономики, уровень конкурентоспособности. Это становится возможным из-за низких издержек организации производства, высокой адаптации к конъюнктуре рынка и возможности постоянного технологического совершенствования, основанного не на капиталоемкой замене оборудования и переобучении персонала, а на перестройке производственных связей и вовлечении новых членов виртуального предприятия.
3. Дальнейшее развитие технологий электронного правительства связано интеграцией их с геоинформационными системами.
Развитие информационных технологий приводит к изменениям в характере общественного производства, распределения, обмена и потребления. К основным технологическим факторы, вызывающим эти изменения, относятся:
· развитие индустрии мобильной связи и карманных компьютеров позволяет пользователю всегда быть на связи (он-лайн), получать любую информацию и осуществлять финансовые расчеты в электронной форме;
· появление высокоскоростных сетей передачи информации позволяет значительно увеличить ее объемы, использовать преимущества мультимедиа технологий, встраивать в карманные компьютеры видеокамеры для видеоконференций и т. д.;
· создание интеллектуальной бытовой техники, подключаемой к сети Интернет, позволяет дистанционное управление бытовыми приборами, их программирование, например, холодильник, соответственно кулинарным пристрастиям хозяина может самостоятельно заказывать в электронном магазине заканчивающиеся продукты, вместе с другими приборами оплачивать счета за электроэнергию, сообщать хозяину, что можно приготовить на ужин и т. п. Для этого не нужна встроенная видеокамера, достаточно сканера, штрих-кодов, считанные коды продуктов холодильник может сопоставить с базой данных электронного магазина, где продукты были куплены, получить информацию об их хранении и приготовлении. Приборы, находящиеся в загородном доме, могут самостоятельно договариваться о покупке электроэнергии у мобильной электростанции, находящейся у одного из соседей, и т. д.;
· электронные системы навигации уже сегодня позволяют определить географическое положение, составить кратчайший путь к нужному пункту, получить информацию о близлежащих магазинах, театрах, ресторанах, гостиницах и т. п. Следующий шаг — возможность интерактивного заказа, например заказ услуг или покупка товара (заказ столика в ресторане и выбор необходимых блюд, при этом счет также может поступать на мобильный компьютер, и, поев, пользователь дает компьютеру команду оплатить счет);
· развитие электронных систем распознавания речи делает возможным вербальное общение с компьютером. Эта технология, дополненная технологией распознавания графических образов, способна дать новый толчок в переходе на использование электронных технологий в сферах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта;
· развитие робототехники позволит использовать электронные технологии не только в сфере хранения и обработки информации, но и в организации физических процессов (складская работа, комплектование заказов, производство, организация доставки, погрузочно-разгрузочные операции и т. п.);
· электронные системы взаиморасчетов уже сейчас позволяют в считанные секунды совершить финансовые операции между контрагентами, находящимися в разных частях земного шара. В ближайшее время произойдет повсеместный переход к их использованию.