Методы воздействия государства на экономику




Применительно к современным российским условиям разнооб­разие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регули­рования.

Первое направление - государственное вмешательство ограни­чено в основном методами финансово-кредитного регулирова­ния. Существует стандартный набор таких методов - использо­вание учетной ставки процента; изменение обязательного мини­мального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых ста­вок и т.д. Основной постулат этой концепции - меньше участия государства, больше «индекса экономической свободы».

Второе направление - активное государственное регулирова­ние экономики, проведение целенаправленной структурной, ин­вестиционной, социальной политики, государственное регулиро­вание цен на топливно-энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т.д. Вторая концепция направ­лена на усиление регулирующих функций государства в переход­ной экономике. Методы финансово-кредитного регулирования в этой концепции лишь часть методов, в целом их набор шире.

Классификация методов сложный процесс. Условно различа­ют две классификации методов. Согласно первой классификации целесообразно выделить общие методы, частные и специальные.

К общим методам (методологии) относится совокупность ме­тодов познания, системный метод, теория общественного воспро­изводства и др.

В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включа­ющие статистические методы, экономико-математические и др.

Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют:

• метод экстраполяции;

• метод экономических группировок;

• бюджетный метод (метод выборочного обследования бюд­жетов домашних хозяйств) и др.

Метод экстраполяции применим главным образом при раз­работке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется.

Метод экономических группировок широко используется в го­сударственном регулировании. Группировки позволяют сложные по своему составу совокупности распределить на группы, одно­родные по какому-либо существенному признаку. Анализ чаще всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно-динамических группировок, сформированных по од­ному признаку или сочетанию нескольких. Так, для характерис­тики уровня жизни населения берут группировки населения по денежным доходам на душу населения, прожиточному миниму­му в среднем на душу населения, числу больничных коек на 10 000 населения и т.п.

Бюджетный метод (метод выборочного обследования бюд­жетов домашних хозяйств) представляет собой метод государ­ственного статистического наблюдения за уровнем жизни насе­ления и проводится органами государственной статистики в со­ответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России по согласованию с Правительством РФ.

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств про­водится с целью получения статистической информации о жиз­ненном уровне различных групп населения. Обследование бюд­жетов домашних хозяйств проводится во всех субъектах РФ по выборочному методу и охватывает 49,2 тыс. домашних хозяйств.

Материалы обследования бюджетов домашних хозяйств ши­роко используются статистикой в различных экономических рас­четах: индексов потребительских цен, национального дохода, при исчислении реальных доходов населения и др.

К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся: балан­совый, программно-целевой, нормативный. В рыночной эконо­мике необходимо обеспечение равновесия, следовательно пробле­мы сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, трудовых, финансовых) являются первоочередными.

Программно-целевой метод может использоваться при реше­нии конкретной проблемы, которая характеризуется значимос­тью, невозможностью решения ее другими методами, образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода. Для при­менения программно-целевого метода важно обоснование выбо­ра проблем. В широком смысле программно-целевой метод пред­ставляет собой осуществление и углубление комплексного под­хода к решению проблемы. Только федеральных целевых программ в 2003 г. насчитывалось 52, расходы бюджета на их реализацию составили 147 млрд. руб.

Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например, совместно с про­граммно-целевым методом определяются количественные пока­затели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей. Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, оп­ределения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений и др. Метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами (параметрами), при которых мо­жет быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых про­цессов.

Норма - научно обоснованная мера общественно-необходи­мых затрат ресурса на изготовление единицы продукции (выпол­нение работы) заданного качества.

В условиях рыночной экономики акцент смещается с систе­мы технико-экономических норм и нормативов на обоснование экономических, социальных, экологических нормативов и др.

Технико-экономические нормативы позволяют хозяйствующим субъектам в рыночных условиях определить расход сырья, топ­лива, электроэнергии и т.д. Государство же вместо разработки и утверждения таких нормативов (как было ранее) занимается раз­работкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направ­ленностью экономического развития (экономией основных ви­дов ресурсов). Это вызвано тем, например, что энергоемкость отечественного производства в 1,8 раза выше, чем в США, и в 3 раза выше, чем в Западной Европе. Основными причинами этого являются: сложившаяся структура экономики; обширная север­ная часть страны и большие затраты на транспорт; отсталые тех­нологии производства; энергорасточительные установки и при­боры во всех секторах экономики.

Экономические нормативы. Они являются важными регулято­рами развития экономики в целом и отдельных социально-эко­номических процессов. К ним относятся:

• различного вида налоги на имущество, на доходы, на добы­чу полезных ископаемых, на товары и услуги, таможенные по­шлины и т.д.;

• финансовые нормативы - трансферты, отчисления в бюд­жет, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.;

• банковские нормативы - нормативы обязательных резерв­ных отчислений, учетная ставка и др.

Социальные нормативы должны разрабатываться на основе прожиточного минимума и потребительских бюджетов, опреде­ленных нормативным методом: минимального потребительско­го бюджета и рационального потребительского бюджета. До настоящего времени в официальной статистике используются, как правило, показатели прожиточного минимума, среднедушевых доходов и средней заработной платы, которые сравниваются друг с другом и иными социальными показателями. Однако этого не­достаточно.

Прожиточный минимум сейчас в России не может рассмат­риваться в качестве экономически и социально обоснованной границы «нормативного» уровня жизни (таковым должен быть минимальный потребительский бюджет). При оценке реальной покупательной способности денежных доходов различных групп населения средняя заработная плата также не может выполнять роли индикатора уровня жизни. Она, в частности, не отражает действительный уровень полученных доходов, так как не вклю­чает нелегализованные доходы граждан и не позволяет учесть такую характерную ныне особенность российского рынка труда, как большую вторичную, в том числе и незарегистрированную, занятость населения.

Экологические нормативы. Это - величины предельно допус­тимых концентраций вредных выбросов в атмосферу, загрязне­ния воды; нормативы землепользования, водопользования и др.

Экологические нормативы многообразны. Это предельно до­пустимые концентрации (ПДК) вредных веществ по ингридиентам, предельно допустимые шумовые загрязнения, расчетная ле­сосека (в лесопользовании), нормы отлова рыбы в водоемах, нор­мы отстрела дичи, объемы выбросов загрязняющих веществ, содержание (концентрация) в них вредных веществ, предельно до­пустимые выбросы в стоки и др.

Вторая классификация методов государственного регулиро­вания строится, исходя из различных мер воздействия на соци­ально-экономические процессы.

Государство использует методы (меры) прямого и косвенно­го воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия, как правило, охватывают регу­лирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. Объектами прямого воздействия яв­ляются прежде всего казенные предприятия, государственные уч­реждения, другие организации, финансируемые из государствен­ного бюджета, ресурсы бюджета, а также ими могут быть науч­но-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах.

К методам прямого воздействия относятся: контроль за фи­нансовыми операциями государственных предприятий, их струк­турой и их хозяйственной целесообразностью; установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государ­ственного сектора. Под прямым контролем находятся государ­ственные инвестиции и расширение основного капитала государ­ственных предприятий, инвестиции в жилищное и дорожное стро­ительство, на развитие сферы образования и здравоохранение. Эти методы включают различные государственные закупки (во­енные и другие заказы), а также различные социальные выплаты. Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта ка­питала, эмиссии денежных знаков, лицензии на строительство и размещение предприятий, приобретение пакетов акций или це­лых предприятий.

Административные методы также относятся к методам пря­мого воздействия. Они основываются на силе и авторитете госу­дарственной власти, включают меры запрета, разрешения, при­нуждения. Например, принятие законодательных актов; государ­ственный заказ; государственные инвестиции; кредиты; субсидии; лицензирование; квотирование; определение параметров эколо­гической безопасности, охраны окружающей среды и др.

В юридическом аспекте государственное регулирование про­является наиболее отчетливо в системе действующих законов. Правовое регулирование составляет основу управляющего воз­действия государства на экономическую деятельность.

Так, в Японии правовое регулирование осуществляется преж­де всего с помощью триады: «Антимонопольное законодатель­ство», «Аграрное законодательство» и «Трудовое законодатель­ство». Кроме триады, существует обширный набор законов и правил, относящихся ко всем сферам воспроизводственного про­цесса и в первую очередь к финансовой и кредитной сферам. На этой базе в Японии осуществляется планирование.

Методы косвенного воздействия влияют на интересы хозяй­ствующих субъектов через налоговую систему, кредит, таможен­ные сборы и т.д.

К объектам косвенного регулирования относятся физические и юридические лица и их ресурсы, не включенные в перечень объектов прямого воздействия: частные предприятия, предприя­тия со смешанной формой собственности, у которых контрольный пакет акций находится в руках негосударственных объектов.

Косвенные методы регулирования реализуются экономичес­кими средствами (экономические методы).

Экономические методы включают регулирование: бюджетно-налоговое; денежно-кредитное и др.

В рыночной экономике основу составляют методы косвенно­го воздействия и экономические методы; в переходной и смешан­ной экономиках - сочетание методов прямого и косвенного воз­действия. Применение административных и экономических ме­тодов в разных сферах и отраслях складывается по-разному, но приоритет отдается экономическим методам.

Использование методов прямого и косвенного воздействия «переплетается» и их разграничение условно. Методология, ме­тоды государственного регулирования и планирования обогаща­лись и развивались под влиянием усложнения целей социально-экономического развития и их соотношения с ресурсами, дости­жениями научно-технического прогресса, интеграцией народного хозяйства, изменением роли внешнеэкономических связей и др. В экономике, управляющейся посредством единого государствен­ного плана, и в экономике переходной к смешанной меняется со­отношение не только административных и экономических мето­дов, но и назначение и содержание конкретных методов, обосно­вывающих перспективные и прогнозные разработки.

Критический подход к командно-административной системе и директивному планированию не тождествен огульному отри­цанию всех его элементов, особенно методов планирования. В период планового управления, особенно в 80-е гг., происходили существенные изменения в методах планирования - проводились расчеты вариантов плана на основе моделей межотраслевого ба­ланса с применением ЭВМ, использовались оптимизационные модели, программно-целевой метод, широко развивалось прогно­зирование как метод предплановых расчетов и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: