ПОЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ПИТЕРА АКРОЙДА




РОМАН МИШЕЛЯ ТУРНЬЕ «ПЯТНИЦА, ИЛИ ЛИМБ ТИХОГО ОКЕАНА»

КАК РОМАН-МИФ

 

1. Влияние Ж.-П. Сартра, Г. Башляра, К. Леви-Стросса на концепцию мира и человека в творчестве М. Турнье.

2. «Робинзон Крузо» Д. Дефо как претекст романа М. Турнье. Полемика писателя с Д. Дефо по вопросу западноевропейской цивилизации и отношении к «дикарям». Робинзон и Пятница. Робинзон и Четверг.

3. Значение карт Таро в композиции романа М. Турнье.

4. Ритуальный код в романе: символические образы в «Пятнице…» и библейские реминисценции.

5. Телесный код в произведении М. Турнье. Тема слияния Робинзона с природой. Обряд инициации. Мистический культ Солнца.

6. Архитектурный код в романе.

7. Сочетание психологизма и мифологизма в романе М. Турнье. Художественный синтез мифологизма и жизнеподобия в «Пятнице…» как одна из черт современного романа.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Турнье М. Пятница, или Лимб Тихого океана (любое издание)

Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб., 1999.

Башляр Г. Вода и грёзы: Опыт о воображении материи. М., 1998

Башляр Г. Земля и грёзы воли. М., 2000

Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. М., 2004

Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2002

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

РОМАН-АЛЛЕГОРИЯ РОБЕРА МЁРЛЯ «МАДРАПУР»

 

1. Композиция произведения.

2. Символика романа: метафорический смысл в произведении. Категория времени и ее восприятие человеком. Художественное пространство, его организация. Система символов в произведении. Центральный символ – круг.

3. Система персонажей, семантика имен. Экстремальность ситуации как способ самораскрытия персонажей.

4. Философско-этические темы в произведении.

 

Задание №1. Из Словаря литературоведческих понятий и терминов выписать определения «детектив», «фантастика»; выявить их основные признаки.

Задание №2. Подготовьте презентацию на тему «Жизнь и творчество Р.Мёрля»

Задание №3. Составьте библиографический список по творчеству Р.Мёрля

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Р. Мёрль, Мадрапур

2. Филиппова П.В. Неомифологический роман Робера Мёрля «Мадрапур» // Филологический анализ текста: сб. науч. тр. Вып. 4. Барнаул, 2003. С. 138 - 146

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

«ОБЕЩАНИЕ НА РАССВЕТЕ» РОМЕНА ГАРИ

КАК КЛЮЧЕВОЙ ТЕКСТ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ

1. Роман Р. Гари «Обещание на рассвете» как «тотальный» роман.

2. Особенности хронотопа произведения и основной принцип («дар») изображения действительности в нём.

3. Основные эпизоды произведения: определите их смысл.

4. Метафоричность и мифологичность повествования. Литературный «пласт» в произведении Гари. Основные приемы повествования. Роль литературной мистификации.

5. Герой-повествователь романа – герой-маргинал. Нравственный выбор героя.

6. Образ матери в романе.

 

Задание №1. Составьте библиографию по теме «Творчество Р. Гари».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гари Р. Обещание на рассвете (любое издание) или // Иностранная литература 1993, №2

2. Прокофьева Н. Мистификатор // Смена. 2001. №6

3. Панкеев И. О том, как два писателя друг друга убили // Книжное обозрение. 1995. № 16

4. Бланш А. «… я неправильно разыгрывал свои карты…» (о жизни и творчестве французского писателя Ромена Гари) // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12. С. 294 – 251

5. Хачатурян Н. Иносказания Р. Гари // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12. С. 206 – 214

6. Гари Р. О творчестве: Выдержки из интервью // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12

7. Бондарчук Д. Гари/Ажар – двое в одном // Иностранная л-ра. 2001. № 12

8. Горбачёва М. Герои «экзистенциального приключения» // Иностранная литература 2001. № 12

9. Романова А. Поэзия маргинальности // Иностранная литература. 2001, № 12

 

Темы докладов

· «Творческий путь Ромена Гари»

· Авторская мифология в романе Р.Гари «Обещание на рассвете»

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

ПОЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ПИТЕРА АКРОЙДА

«ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕЩАНИЕ ОСКАРА УАЙЛДА»

 

1. Дневниковая форма романа: разрушение традиции.

2. Проблема автора в романе.

3. Принцип «апостольского» письма.

4. Поэтика названия романа (травестия стереотипа – игра смыслов обозначена заглавием).

5. Основная коллизия романа.

 

Задание№1. Составьте библиографию по творчеству П. Акройда

Задание №2. Подготовьте доклады на темы:

1. «Прогресс Элизабет Кри»: особенности поэтики романа

2. «Гости из будущего»: взгляд на современность в романе П. Акройда «Повесть о Платоне»

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайлда // ИЛ. 1993. № 11

2. Дворко Ю.В. Концепция прошлого в романах П. Акройда // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1992. №5. С. 45 –52

3. Струков В.В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда (к проблеме британского постмодернизма). Воронеж, 2000

4. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1998

5. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

«ИСТОРИЧЕСКИЙ» РОМАН ДЖУЛИАНА БАРНСА

«ИСТОРИЯ МИРА В 10½ главах»

 

1. Особенности хронотопа произведения, формирующие необычный сюжет, композицию.

2. Роль иронии в романе.

3. Основные темы и мотивы в произведении Дж. Барнса.

4. Авторская авторская концепция Истории:

- как Барнс объясняет логику истории?

- как эта «логика» выражается в композиции произведения?

- докажите, что История, по Барнсу, - абсурдный коллаж;

- какую роль в композиции произведения играет ненумерованная полуглава?

- какова функция мотива случайности в романе?

 

 

Задание№1. Используя литературоведческий словарь, определите разницу между коллажем модернистским и коллажем постмодернистским.

Задание №2. Составьте библиографию по творчеству Д. Барнса

Задание № 3. Подготовьте доклады на следующие темы:

А) «История картины»: анализ творческого процесса в романе Дж. Барнса «История мира в 10 ½ главах»

Б) Трансформация мифологического сюжета в романе Д.Барнса «История мира в 10 ½ главах».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Барнс Джулиан. История мира в 10½ главах
  2. Кузнецов С. 7½ замечаний о романе Джулиана Барнса // ИЛ. 1994. № 8. С. 244 – 247

3. Аверинцев С.С. О духе времени и чувстве юмора // Новый мир. 2000. № 3. С. 134 – 135

  1. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: