РОМАН МИШЕЛЯ ТУРНЬЕ «ПЯТНИЦА, ИЛИ ЛИМБ ТИХОГО ОКЕАНА»
КАК РОМАН-МИФ
1. Влияние Ж.-П. Сартра, Г. Башляра, К. Леви-Стросса на концепцию мира и человека в творчестве М. Турнье.
2. «Робинзон Крузо» Д. Дефо как претекст романа М. Турнье. Полемика писателя с Д. Дефо по вопросу западноевропейской цивилизации и отношении к «дикарям». Робинзон и Пятница. Робинзон и Четверг.
3. Значение карт Таро в композиции романа М. Турнье.
4. Ритуальный код в романе: символические образы в «Пятнице…» и библейские реминисценции.
5. Телесный код в произведении М. Турнье. Тема слияния Робинзона с природой. Обряд инициации. Мистический культ Солнца.
6. Архитектурный код в романе.
7. Сочетание психологизма и мифологизма в романе М. Турнье. Художественный синтез мифологизма и жизнеподобия в «Пятнице…» как одна из черт современного романа.
ЛИТЕРАТУРА
Турнье М. Пятница, или Лимб Тихого океана (любое издание)
Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб., 1999.
Башляр Г. Вода и грёзы: Опыт о воображении материи. М., 1998
Башляр Г. Земля и грёзы воли. М., 2000
Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. М., 2004
Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2002
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №
РОМАН-АЛЛЕГОРИЯ РОБЕРА МЁРЛЯ «МАДРАПУР»
1. Композиция произведения.
2. Символика романа: метафорический смысл в произведении. Категория времени и ее восприятие человеком. Художественное пространство, его организация. Система символов в произведении. Центральный символ – круг.
3. Система персонажей, семантика имен. Экстремальность ситуации как способ самораскрытия персонажей.
4. Философско-этические темы в произведении.
Задание №1. Из Словаря литературоведческих понятий и терминов выписать определения «детектив», «фантастика»; выявить их основные признаки.
Задание №2. Подготовьте презентацию на тему «Жизнь и творчество Р.Мёрля»
Задание №3. Составьте библиографический список по творчеству Р.Мёрля
ЛИТЕРАТУРА
1. Р. Мёрль, Мадрапур
2. Филиппова П.В. Неомифологический роман Робера Мёрля «Мадрапур» // Филологический анализ текста: сб. науч. тр. Вып. 4. Барнаул, 2003. С. 138 - 146
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №
«ОБЕЩАНИЕ НА РАССВЕТЕ» РОМЕНА ГАРИ
КАК КЛЮЧЕВОЙ ТЕКСТ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ
1. Роман Р. Гари «Обещание на рассвете» как «тотальный» роман.
2. Особенности хронотопа произведения и основной принцип («дар») изображения действительности в нём.
3. Основные эпизоды произведения: определите их смысл.
4. Метафоричность и мифологичность повествования. Литературный «пласт» в произведении Гари. Основные приемы повествования. Роль литературной мистификации.
5. Герой-повествователь романа – герой-маргинал. Нравственный выбор героя.
6. Образ матери в романе.
Задание №1. Составьте библиографию по теме «Творчество Р. Гари».
ЛИТЕРАТУРА
1. Гари Р. Обещание на рассвете (любое издание) или // Иностранная литература 1993, №2
2. Прокофьева Н. Мистификатор // Смена. 2001. №6
3. Панкеев И. О том, как два писателя друг друга убили // Книжное обозрение. 1995. № 16
4. Бланш А. «… я неправильно разыгрывал свои карты…» (о жизни и творчестве французского писателя Ромена Гари) // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12. С. 294 – 251
5. Хачатурян Н. Иносказания Р. Гари // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12. С. 206 – 214
6. Гари Р. О творчестве: Выдержки из интервью // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12
7. Бондарчук Д. Гари/Ажар – двое в одном // Иностранная л-ра. 2001. № 12
8. Горбачёва М. Герои «экзистенциального приключения» // Иностранная литература 2001. № 12
9. Романова А. Поэзия маргинальности // Иностранная литература. 2001, № 12
Темы докладов
· «Творческий путь Ромена Гари»
· Авторская мифология в романе Р.Гари «Обещание на рассвете»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №
ПОЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ПИТЕРА АКРОЙДА
«ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕЩАНИЕ ОСКАРА УАЙЛДА»
1. Дневниковая форма романа: разрушение традиции.
2. Проблема автора в романе.
3. Принцип «апостольского» письма.
4. Поэтика названия романа (травестия стереотипа – игра смыслов обозначена заглавием).
5. Основная коллизия романа.
Задание№1. Составьте библиографию по творчеству П. Акройда
Задание №2. Подготовьте доклады на темы:
1. «Прогресс Элизабет Кри»: особенности поэтики романа
2. «Гости из будущего»: взгляд на современность в романе П. Акройда «Повесть о Платоне»
ЛИТЕРАТУРА
1. Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайлда // ИЛ. 1993. № 11
2. Дворко Ю.В. Концепция прошлого в романах П. Акройда // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1992. №5. С. 45 –52
3. Струков В.В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда (к проблеме британского постмодернизма). Воронеж, 2000
4. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1998
5. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №
«ИСТОРИЧЕСКИЙ» РОМАН ДЖУЛИАНА БАРНСА
«ИСТОРИЯ МИРА В 10½ главах»
1. Особенности хронотопа произведения, формирующие необычный сюжет, композицию.
2. Роль иронии в романе.
3. Основные темы и мотивы в произведении Дж. Барнса.
4. Авторская авторская концепция Истории:
- как Барнс объясняет логику истории?
- как эта «логика» выражается в композиции произведения?
- докажите, что История, по Барнсу, - абсурдный коллаж;
- какую роль в композиции произведения играет ненумерованная полуглава?
- какова функция мотива случайности в романе?
Задание№1. Используя литературоведческий словарь, определите разницу между коллажем модернистским и коллажем постмодернистским.
Задание №2. Составьте библиографию по творчеству Д. Барнса
Задание № 3. Подготовьте доклады на следующие темы:
А) «История картины»: анализ творческого процесса в романе Дж. Барнса «История мира в 10 ½ главах»
Б) Трансформация мифологического сюжета в романе Д.Барнса «История мира в 10 ½ главах».
ЛИТЕРАТУРА
- Барнс Джулиан. История мира в 10½ главах
- Кузнецов С. 7½ замечаний о романе Джулиана Барнса // ИЛ. 1994. № 8. С. 244 – 247
3. Аверинцев С.С. О духе времени и чувстве юмора // Новый мир. 2000. № 3. С. 134 – 135
- Ильин И.П. Постмодернизм: словарь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №