Обратный просмотр и узрение духа




Тема года 2017/18

Свет и тепло для человеческой души

Как нам обрести способность к миру через медитацию Камня основы – через сто лет после появления импульса трёхчленности?

Дорогие члены антропософского общества, дорогие коллеги по антропософскому движению, дорогие друзья!

В последние годы мы много работали над вопросом само- и миропознания в различных направлениях вплоть до вопроса о задаче зла для развития души самосознающей. Наше настоящее – с всё увеличивающимся количеством войн, террористических актов, социального напряжения и концентрации политической силы в руках отдельных людей – задевает саму основу нашего существования.

Идущие параллельно с дигитализацией потеря реальности и всё новые технические изобретения, которые, как уже предсказывают, могут уничтожить человечество, ставят нас более настойчиво, чем когда-либо, перед вопросом о сути и духовном предназначении человека. Нашу реальность определяет то, что думает человек о себе: определяет ли он себя при этом как животное или как механизм.

Определяющим моментом для международной конференции в Гётеануме, во время которой около 800 человек со всего мира вступили в процесс, направленный на поиски будущего, стала медитация Камня Основы. Положительный отклик на эту работу укрепил нас в стремлении, в ближайшие несколько лет поставить медитацию Камня Основы в ее качестве внутреннего органообразования для само- и миропознания в центр нашей работы, при этом каждый год сменяя акценты. Рудольф Штайнер впервые произносит «обновленное аполлиническое слово самопознания» 25 декабря 1923 года и в виде медитации Камня Основы облекает в мантрическое изречение созревавший более 30 лет результат исследования трёхчленного человека.

Сияющий свет мысли

Уже давно медитация Камня Основы сталаи остаётся фундаментом духовной жизни в сердцах многих членов нашего общества. Пусть же новое обращение к ней послужит с учетом нашей сегодняшней ситуации тому, чтобы импульсы, связанные с закладкой Камня Основы в 1923 году, снова стали основой для гармоничного взаимодействия и совместного воления.

Из медитативной работы над Камнем Основы нам может «воссиять на встречу свет мысли», дающий нам способность, из «духа, который правит, в сияющем свете мысли вокруг камня любви в форме додекаэдра», вновь сделать нашу деятельность плодотворной.

К духу Камня Основы мы намерены обратиться в ближайшие годы с особенной силой, чем мы хотим дать импульс для конкретных упражнений с целью познания трехчленного существа человека как тела, души и духа.

Несмотря на то, что до сих пор из поколения в поколение передается огромное духовное богатство, изначальный импульс все же должен быть сегодня заново пережит и найдет каждым отдельным Я. Это предполагает, что самопознание не останется субъективным занятием, ограниченным пониманием собственной личности, а будет развито до рассмотрения общечеловеческого в своейсобственной самости и в другом человеке.

Преобразующая сила Камня Основы

Объективное господство духовного света Камня Основы в состоянии преобразовать антропософскую жизнь. Рудольф Штайнер видел в Камне Основы основание для совместной работы одного человека с другими, так что может возникнуть общее, совместное «здание». В ближайшие годы мы хотим взять за основу нашей совместной работы три великих упражнения «воспоминания о духе», «размышления о духе» и «узрения духа». Каждый год мы будем придавать проработке темы новое направление.

Не пропуская развитие души самосознающей, такая работа над Камнем Основы даст возможность импульсировать направленные на оздоровление элементы действующей в социальном культуры самодуха. Три вышеназванных упражнения не следует понимать как четко определенные духовные техники, они скорее дают импульсы духовной жизни в трех сферах и служат выработке индивидуальных и социальных измерений «воспоминания о духе», «размышления о духе» и «узрения духа», каждое из которых представляет собой отдельное поле. В наступающем году в средоточии нашей работы будет стоять воспоминание о духе. И возможность черпать силы из источника пусть станет нашей путеводной звездой.

Трёхкратное упражнение

В призыве «Душа человека!» мы можем трижды почувствовать обращение к нам как к человеку в нашем глубочайшем существе. Три направления, в которых мы учимся переживать наше единение с космосом, связывают нас с «Духом-Отцом высей», «волей Христа в окружении» и с «духа мировыми мыслями». Эта связь может постепенно возникнуть в работе над тремя призывами. Кто обращается к нам таким образом? Кто призывает нас встать на путь упражнений? Основная душевно-духовная ориентация переживается нами в этих упражнениях и постепенно ведёт нас к охватывающему наше земное и космическое существо познанию. Оно же все больше и больше становится для нас основой, на которой может вырасти новое познание, чувствование, переживание и действие в мире и во взаимодействии с другими людьми.

«Упражняйся в воспоминании о духе»

Уже в первом призыве «Упражняйся в воспоминании о духе» заключен целый космос вопросов познания, душевных настроений и импульсов для упражнений. Воспоминание – центральная душевная деятельность Я. Если мы обращаемся к нашим воспоминаниям, то перед внутренним оком открывается ландшафт, образованный всей нашей жизнью. Воспоминание дает нам возможность идентифицировать себя, мы чувствуем себя индивидуальностью с неповторимой биографией, которая началась на земле в какой-то момент жизни и точка назначения которой пока что скрыта от нас.

В сопровождающем Рождественское собрание цикле «Мировая история в свете антропософии» Рудольф Штайнер дает импульс – рассматривая деятельность воспоминаний ранних эпох - поставить себя в совсем по-иному сконфигурированную душевную ситуацию. В послеатлантическое время люди вспоминали себя только лишь путем меток, которые они оставляли на Земле. В более позднюю эпоху воспоминание стало ритмичным, и с возникновением греческой философии появилась современная память, соотнесенная со временем. Возможно, что и сейчас в разных частях мира существуют различные формы воспоминания, и как раз в них мы откроем для себя формы сознания другого рода и научимся их понимать?

Антропософия призывает нас, придать через упражнения духовное направление процессу воспоминания. В окружении Рождественского собрания 1923/24 Рудольф Штайнер дает упражнения для расширения воспоминания. Цикл «Об оформлении мистерий»(„Mysteriengestaltungen”).содержит такое упражнение, в котором Рудольф Штайнер дает импульс для медитативного углубления переживания из детства или юности. Это упражнение на воспоминание делает возможным ощущение единения с природой, что ведет к новому переживанию восхода солнца. Углубляя это упражнение можно в сиянии восхода солнца встретиться с Первой иерархией и прийти в совсем новое соприкосновение с миром Бога-Отца. Здесь уже становится возможной одухотворенная форма воспоминания. Когда мы расширяем наш взгляд, выходя за границу рождения, воспоминание углубляется. Мы можем спросить себя, каковы были наши намерения до рождения, которые привели нас в это воплощение. Тут речь идет не об умствовании или о вопросе собственного кармического прошлого, мы можем посредством этого пробудить себя к пониманию прихода на землю разных людей с различными судьбами. Потому что они оказывают большое влияние на нашу работу, на наши встречи и наши отношения и ставят нас перед новыми задачами в совместной работе и в совместной жизни, как раз там, где мы не обязательно находим симпатичных или близких нам людей. В антропософском обществе мы стоим перед задачей, найти в себе готовность к совместным действиям. Правильно производимое воспоминание может открыть нас для новой совместной работы, научить нас способности новой «солнечной кармы», выйдя за грани старой, посредством чего мы только и начнем соответствовать задаче создания культуры новой человечности.

Обратный просмотр и узрение духа

Обратный просмотр заставляет нас одновременно взяться за развитие воли и мышления. Так четвертую строфу изречения Камня Основы можно воспринимать в качестве практического ориентира для воспоминания о духе, охватывающее, оглядываясь назад, эпоху до «перехода времен», до появления основного импульса Христа, который словно вне времени дарит нашим душам те свет и тепло, не дающие властвовать тьме и позволяющие нам созерцать дух. Так упражнение обратного просмотра дает нам поле для упражнения воли, на котором мы на самом деле от обычного вос-поминания – простого повторения прошлого – можем прийти в движение во времени. Таким образом, воспоминание превращается во вхождение в область вневременного эфира.

В процессе обратного просмотра нас должны занимать не собственные мысли и взгляды, а прежде всего те, которые подступили к нам из внешнего мира – и все это в обратном порядке таким образом, что наша воля может оторваться от телесного. Тогда можно почувствовать, как мы расширяемся во внешний мир и переживаем, как он сформировал нас и кем мы стали посредством него.

Такой обратный просмотр, который постепенно может стать воспоминанием о духе, дает нам способность встретиться с другим человеком имагинативно. Напряжение воли в обратном просмотре способствует узрению духа. Теперь другой в нас может стать образом и выразить себя через имагинациюв процессе узрении духа, потому что с другой стороны мы упражнялись в воспоминании о духе. Более того, в этой деятельности можно обнаружить основную отличительную черту современного переживания посвящения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: