История развития и современное состояние оздоровительной и адаптивной физической культуры




 

Научный руководитель: канд. пед. наук,

старший преподаватель кафедры

физической культуры филиала

СГПИ в г. Ессентуки

А. Ю. Красильников

 

Лечебная физическая культура положила начало физкультурно - спортивному движению среди инвалидов с поражением опорно - двигательного аппарата. Данный вид, активно внедряемый в современных условиях, направлен на здоровый образ жизни, как здоровых людей, так и имеющих отклонения в состоянии здоровья.

А.В. Красильникова, М.В. Астахова, Э.А. Арутюнян и др., предлагают пути формирования здорового образа жизни, указывая на то, что каждый человек хочет быть здоровым. По их мнению, проблема актуальности здорового образа жизни, в последнее время, вызвана изменением и возрастанием нагрузок на человека в связи с усложнением общественной жизни и увеличением различных рисков, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья человека [5, с. 174].

Улучшая методику занятий, специалисты по физической культуре, в целях решения проблемы здорового образа жизни, стали применять на занятиях с инвалидами с поражением опорно - двигательного аппарата (ПОДА) в клинике и специализированных учреждениях элементы спорта.

Основной упор был сделан на методику преподавания, т.к. в данном случае мы имеем дело с категорией, ограниченной в выполнении спортивной деятельности.

А.П. Бабченко, А.Ю. Красильников, А.И.Осадчий и др., в своих научных трудах предлагают выявление взаимосвязи развития познавательных способностей физической активности в процессе физического воспитания при решении общих вопросов адаптационной деятельности [9, с. 207 - 212].

Н.Н. Голякова в своей работе указывает на особенности методики, которая применяется при проведении занятий по оздоровительной аэробике с учащимися специальной медицинской группы [2, с. 56 - 61].

В.Ф. Стрельченко, Л.Н. Коваль, Е.Н. Алексеева в своей работе выделяют необходимый активный уровень двигательной подготовленности и образованности, как решающий фактор реабилитационной деятельности при проведении уроков физической культуры [12, с. 67-71].

А.П. Горяинов, А.Ю. Красильников и Малявко Н.Н. рассматривая педагогический процесс в области физического воспитания, предлагают в исследовательской деятельности принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности [8, с. 45-50].

Анализируя представленные доводы, мы можем сослаться на основные положения работы А.Ю.ºКрасильникова, в которой предлагается рассматривать преподавание, как один из основополагающих смысловых компонентов обучающего процесса при непосредственном воздействии лица, организующего учебный процессº[6, с. 171]. В данном случае мы рассматриваем Московский коммунистический госпиталь, как действующий компонент, учебного процесса в спортивно - реабилитационной деятельности, сыгравший огромную роль в пропаганде этого направления. Он принимал на лечение больных с ампутациями конечностей, с которыми проводилась необходимая обучающая форма.

Основателем спортивно - реабилитационной деятельности следует считать Ленинградский научно - исследовательский институт протезирования, под предводительством директора института – профессора В.И. Филатова, который положил начало созданию многопрофильных центров реабилитации. Первый реабилитационный центр был открыт в Ленинграде в 1974 году, на базе поликлиники № 50.

Начиная с 1980 года в СССР создается первая Федерация спорта инвалидов при Горспорткомитете Ленинграда, председателем которого был избран профессор В.И. Филатов. В эту Федерацию были включены три направления: инвалиды по зрению, слуху, с поражением опорно - двигательного аппарата, что положило начало масштабному открытию секций по различным видам спорта.

На смену физкультурно - оздоровительной и спортивной работе с инвалидами с поражением опорно - двигательного аппарата (ПОДА), приходит физическая культура и спорт инвалидов с нарушением органов опоры и движения.

Исходя из плана Федерации спорта инвалидов Ленинграда, 1 августа 1981 года состоялись Первые ленинградские спортивные игры инвалидов с поражением опорно - двигательного аппарата. В играх принимали участие 78 человек, находящихся на лечении в больнице и институте.

18 сентября 1982 года на Олимпийском стадионе имени В.И. Ленина состоялись вторые летние ленинградские игры инвалидов. В состязаниях принимали участие инвалиды из разных стран, находившиеся на протезировании в институте, это были инвалиды из Таллина, Болгарии, Чехословакии.

Первый межреспубликанский симпозиум «Физкультура и спорт как средство физической, психологической и социальной реабилитации инвалидов с повреждением опорно - двигательного аппарата», прошел в Таллине 17 - 18 мая 1985 года. Участники симпозиума обсуждали вопросы о создании аналогичной федерации в СССР, целью которой было объединение усилий всех специалистов и заинтересованных лиц. Этот период характеризуется началом создания и активной деятельности физкультурно - оздоровительных и спортивных клубов и центров для инвалидов. Начиная с 1987 года, физкультурно - спортивное движение инвалидов с поражением опорно - двигательного аппарата было признается не только на общественном, но и на государственном уровне.

I Всесоюзные игры инвалидов также проводились по отдельным видам спорта: легкой атлетике – в Литве, волейболу – в Казани, плаванию – в Кривом Роге, шахматам – в г. Бор (Горький).

Период с 1987 до 1989 года был ознаменован созданием федераций физической культуры и спорта инвалидов в 14 союзных республиках. Созданием более 30 клубов инвалидов с поражением опорно - двигательного аппарата.

Наиболее работоспособной организацией стала Федерация физической культуры и спорта инвалидов при Российском республиканском совете Всесоюзного добровольного физкультурно - спортивного общества профсоюзов (РРС ВДФСО профсоюзов). К 1990 г. в Российской Федерации было 56 физкультурно - оздоровительных и спортивных клубов инвалидов с нарушением функций опорно - двигательного аппарата и 7 республиканских, одна федерация в Ленинграде.

Начиная с 1992 г. инвалиды - спортсмены с поражением опорно - двигательного аппарата принимают участие в Паралимпийских играх в Испании (Барселона) в составе сборной СНГ. На этих соревнованиях пловцы и легкоатлеты России показали высокие спортивные результаты.

Несмотря на значительное уменьшение массовости физкультурно - спортивного движения инвалидов, в 1995 году Россия становится членом международной организации (ИСОД). Начинается новый период – развитие, становление и утверждение адаптивной физической культуры, который отличается от других научно - теоретическим обоснованием данного вида деятельности.

Адаптивная физическая культура подразумевает существенно обширное вовлечение средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации, саморазвития, самовыражения, самореализации, приспособления к условиям жизни в современном городе, обществе.

Третий этап формирования спортивно - оздоровительного движения инвалидов свойственен тем, что 16 мая 1997 г. в Москве создается Паралимпийский комитет России, президентом которого избирается депутат Государственной Думы В.П. Лукин. Это дает возможность 31 декабря 1997 года впервые обсудить вопрос дальнейшего развития физической культуры и спорта инвалидов - адаптивной физической культуры для всех категорий инвалидов на коллегии Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму (ГКФТ).

Для улучшения работы по этому направлению, принимается решение о создании отдела по работе с инвалидами в структуре Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму России и общественного Совета по адаптивной физической культуре.

16 апреля 1999 года на состоявшемся совещании Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму была разработана и утверждена Концепция подготовки Сборной команды России к XI Паралимпийским играм, которые прошли в октябре 2000 г. в Сиднее. Необходимо отметит, что из 125 стран - участниц сборная национальная России заняла 14-е место, завоевав 35 медалей (12 золотых, 11 серебряных, 12 бронзовых). Характерной чертой этой Олимпиады явилось то, что впервые эти соревнования выиграли спортсмены Австралии, на втором месте - Великобритания, на третьем - Испания. Лидер Паралимпийских игр с 1960 г. - Соединенные Штаты Америки - оказались на 6-м месте.

В настоящее время в России насчитывается около 107 спортивно - оздоровительных клубов для инвалидов с поражением опорно - двигательного аппарата и две федерации физической культуры и спорта инвалидов с местом дислокации в Санкт - Петербурге и Москве. Главной целью этих клубов является работа по организации и пропаганде систематических круглогодичных занятий для инвалидов по различным видам спорта. Однако, эти клубы часто сталкиваются с трудностью в работе, которая заключается в том, что в стране до сих пор нет утвержденной федеральной программы социальной реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта, хотя в отдельных городах и регионах (Москва, Екатеринбург, Саратов и др.) такие программы имеются и успешно работают.

С учетом изложенного, считаем, что федеральные программы социальной реабилитации инвалидов помогут адаптироваться тысячам инвалидов в стране и активизировать спортивно – массовую работу, направленную на здоровый образ жизни, а история развития оздоровительной и адаптивной физической культуры может оказать положительное влияние на современное ее состояние.

Список литературы

1. Голякова Н.Н. Профессионально - прикладная физическая подготовка студенток педагогического вуза по оздоровительной аэробике: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.04: Сургут, 2003 174 c.

2. Голякова Н.Н. Особенности методики проведения занятий по оздоровительной аэробике с учащимися специальной медицинской группы. Педагогика и психология: Тренды, проблемы, актуальные задачи. Материалы III Международной научно – практической конференции 28 февраля 2013 г. Сборник научных статей. – Краснодар, 2103. С. 56 - 61

3. Стрельченко В.Ф., Алексеева Е.Н. Астахова М.В., Голякова Н.Н., Ярошенко Е.В. Организация самостоятельной работы учащихся и студентов с целью выполнения нормативных требований комплекса ГТО. В сборнике: European Conference on Education and Applied Psychology. Proceedings of the 9th European Conference. 2015. С. 133 - 139

4. Алексеева Е.Н. Черкасова И.В., Голякова Н.Н. Анализ потребностно – мотивационной сферы студентов. European Social Science Journal. 2015. № 6. С. 190 - 194

5. Красильникова А.В., Астахова М.В., Арутюнян Э.А. Пути формирования здорового образа жизни. Материалы международной научно – практической конференции «Стратегия развития индустрии сервиса, туризма, дизайна: новые вызовы и практика инноваций»/ под ред. Т.А. Шебзуховой, А.А. Вартумяна, И.М. Першина – Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2015. – ТЗ. – С. 174 - 177

6. Красильников А.Ю. Процесс преподавания дисциплин, как основа познавательной деятельности студентов. Материалы международной научно – практической конференции «Стратегия развития индустрии сервиса, туризма, дизайна: новые вызовы и практика инноваций»/ под ред. Т.А. Шебзуховой, А.А. Вартумяна, И.М. Першина – Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2015. – ТЗ. –С. 171 - 174

7. Красильников А.Ю. Познавательная деятельность обучаемых, как важный элемент педагогического воздействия «Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование». - Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 11. – Пятигорск – Минеральные Воды: ПГЛУ-МВФ МОСА, 2012. – С. 124 – 127

8. Красильников А.Ю., Горяинов А.П., Малявко Н.Н. Педагогический процесс формирования качеств быстроты и выносливости у студентов младших курсов на занятиях физической культуры. В сборнике Физическая культура, спорт и туризм – территория здоровья и формирования личности. Региональная научно – практическая конференция: сборник статей. 2016. С. 45-50

9. Красильников А.Ю., Осадчий А.И., Бабченко А.П. Выявление взаимосвязи развития познавательных способностей физической активности в процессе физического воспитания. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2016. № 1. С. 207 - 212

10. Коваль Л.Н. К проблеме формирования интеллектуального компонента физической культуры студента. Материалы международной научно – практической конференции «Стратегия развития индустрии сервиса, туризма, дизайна: новые вызовы и практика инноваций»/ под ред. Т.А. Шебзуховой, А.А. Вартумяна, И.М. Першина – Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2015. – ТЗ. – С. 168 - 171

11. Стрельченко В.Ф., Коваль Л.Н., Алексеева Е.Н. О профессиональной деятельности учителя физической культуры. Научно-исследовательские публикации. 2014. № 9(13). С.34-39

12. Стрельченко В.Ф., Коваль Л.Н., Алексеева Е.Н. Об уровне двигательной подготовленности и образованности студентов – первокурсников в области физической культуры. Современная наука и инновации. 2014. № 3(7). С. 67-71



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: