Социальная политика в условиях рынка: необходимость и принципы




Социальная политика в условиях рынка: необходимость и принципы

Объекты социальной политики

Финансовое обеспечение социальной защиты

Социальная политика в условиях рынка: необходимость и принципы

В условиях рыночной экономики неизбежна дифференциация населения по доходам. Основные причины данной дифференциации следующие:

1) неравномерное распределение ресурсов между домохозяевами. Население обладает собственностью на ресурсы, но размер и структура этой собственности определяются социально-политическими, экономическими и иными условиями. В странах с высоким уровнем экономического развития денежные накопления, недвижимость, земельные участки в собственности граждан составляют значительную величину. Однако сама эта собственность распределена по-разному, вследствие чего доходы от собственности относительно отдельного собственника составляют переменную величину;

2) разное качество ресурсов. Несмотря на то что большинство трудоспособного населения обладает важнейшим ресурсом – рабочей силой, уровень образования, квалификации, подготовленности к трудовым обязанностям может быть различным. Вследствие этого ресурсы более высокого качества позволяют получить больше доходов;

3) рыночные условия. Большинство ресурсов не обладает мобильностью (например земельные участки). Поэтому продажа ресурсов осуществляется в основном на локальном рынке. Это существенно влияет на доходы. Например, сдача помещения в аренду в маленьком городке и в крупном промышленном центре дает разные доходы владельцу этого помещения;

4) степень использования ресурсов также влияет на получение доходов. Человек может работать неполный рабочий день и получать меньше;

5) конечный результат от использования ресурсов также может повлиять на получаемые доходы. Обанкротившееся предприятие не в состоянии погасить свою задолженность по заработной плате, как бы хорошо ни работали наемные работники.

Дифференциация доходов населения имеет положительные и отрицательные последствия.

Положительным является то, что появляются стимулы улучшения ресурсов, в первую очередь трудовых (обучение, повышение квалификации, переподготовка). Так как доходы – основа удовлетворения потребностей, собственники заинтересованы в удачном использовании ресурсов.

Отрицательные моменты проявляются в уменьшении возможностей для воспроизводства при низких доходах (малообеспеченные родители не в состоянии дать достойное образование своим детям). В условиях неопределенности и риска, при экономическом спаде качественные ресурсы иногда не могут быть применены либо их использование не дает эквивалентных доходов. Вследствие этого чрезмерная дифференциация доходов приводит к социальной нестабильности в обществе.

Крайним проявлением неизбежной в условиях рыночной экономики дифференциации доходов населения является бедность.

Бедность – это неспособность семьи при помощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище.

Существует значительное число концепций бедности, среди которых можно выделить три основные:

1) абсолютная. Она основывается на сопоставлении минимальных потребностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. Люди считаются бедными, если их доход ниже стоимостной оценки минимальных потребностей, а жизненно важные потребности не удовлетворяются в достаточной степени;

2) относительная. Она предполагает, что всегда будет существовать некоторая часть населения, которая будет считаться относительно бедной. При этом абсолютная граница бедности может изменяться при росте доходов, но относительная бедность будет сохраняться, так как изменяются потребности;

3) субъективная при которой люди сами оценивают свое имущественное состояние, рассматривают себя как бедных либо нет. Но может оказаться, что часть людей с доходом ниже черты бедности не считают себя бедными. Некоторая часть людей, считающих себя бедными, могут рассматриваться как обеспеченные, если сравнить их доход с прожиточным минимумом.

Пороговое значение бедности в Российской Федерации устанавливается на уровне прожиточного минимума.

Используются и другие характеристики бедности. В документах ООН зафиксировано понятие человеческой бедности: отсутствие возможностей и выбора для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей – таких, например, как прожить долгую, здоровую и созидательную жизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни, свободой и уважением окружающих.

Показателями здесь служат:

1) доля детей до пяти лет с пониженной массой (в развивающихся странах этот показатель составляет 30%, а в Южной Азии его величина достигает 50%);

2) уровень неграмотности населения, например женщин (38% по всем развивающимся странам, 63% – в Южной Азии, 56% – в арабских странах, 52% – в Экваториальной Африке).

Крайняя бедность (нищета) определяется как неспособность удовлетворить даже минимальные потребности в пище.

Страны с высоким уровнем бедности можно разделить на две группы:

1) страны, имеющие значительное социальное расслоение (Боливия, Мексика, Бангладеш, Бразилия, ЮАР);

2) страны, где уровень жизни низок для большинства населения, значительных различий в доходах нет (Албания, Украина, Пакистан, Румыния, Республика Молдова).

Проблема дифференциации доходов населения, наличие бедных слоев делают необходимым активное участие органов государственной власти в решении данных проблем.

Социальная политика – целенаправленная деятельность государства для ослабления дифференциации доходов, смягчения противоречий между участниками рыночной экономики, предотвращения социальных конфликтов на экономической основе.

Социальная политика необходима в силу следующих обстоятельств:

1) отсутствие ресурсов у части населения страны. Например, способность к труду отсутствует у престарелых граждан, недееспособных, инвалидов;

2) наличие биологических рисков, вследствие которых теряется возможность получения доходов, а потребность в денежных средствах возрастает. Это может быть смерть кормильца семьи, болезни, невозможность женщин работать при рождении детей и пр.4

3) отсутствие спроса на рабочую силу, возможности получать заработную плату за свой труд. Одна из задач социальной политики – социальная защита безработных;

4) природные и техногенные риски, вследствие которых население теряет нажитое имущество (наводнения и землетрясения, крупные аварии и пр.).

В процессе социальной политики правительство осуществляет социальную защиту нуждающихся слоев населения, через систему социального обеспечения предоставляет пособия и иные выплаты, оказывает социальную помощь.

Социальная защита – система мер, защищающих граждан страны от экономической и социальной деградации в результате безработицы, потери и сокращения доходов вследствие болезни, инвалидности, старости и пр.

Социальное обеспечение – система перераспределения доходов в пользу нетрудоспособного и малообеспеченного населения. Основные направления социального обеспечения включают социальное страхование, социальную помощь, обеспечение всеобщей доступности базовых социальных благ и минимальных гарантий.

Социальная помощь оказание поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их положения и недостаточным уровнем личного дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и другими причинами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат, которые могут осуществляться в различной форме – денежной и натуральной, в виде услуг и товаров.

Таким образом, социальная политика представляет собой достаточно сложную систему. Ее составляющие – социальная защита, социальное обеспечение, социальная помощь.

Социальная политика как концепция государства осуществляется в следующей последовательности:

1) определение основных социальных гарантий, предоставляемых государством при наличии указанных определенных условий (безработица, бедность и малообеспеченность, заболеваемость, инвалидность, наличие большого количества иждивенцев и пр.). Среди этих гарантий могут быть: пособия, пенсии, иные денежные выплаты. Главные социальные гарантии отражаются в Конституции страны;

2) определение категорий граждан, которым будет оказываться социальная помощь в особых случаях: беременные женщины, сироты, престарелые граждане, студенты и пр.;

3) определение принципов социальной защиты, которые будут применяться в стране, типа и содержания социальной политики;

4) определение конкретных видов и размеров социальных выплат, иных форм социальной помощи на конкретную дату.

Рассмотрим некоторые особенности социальной политики.

1) зависимость от экономической ситуации. Эта зависимость проявляется двояко. Во-первых, размеры пособий, выплат и иных видов социальной помощи, как правило, выше в развитых странах. Во-вторых, в каждой конкретной стране во время экономического подъема количество нуждающихся в социальной защите уменьшается, а во время кризиса – растет;

2) зависимость от политической ситуации. В период перед выборами в органы власти, как правило, масштабы социальной поддержки населения возрастают;

3) цикличность развития. Политические партии, победившие на выборах, выполняя предвыборные обещания, начинают увеличивать социальные расходы. Как следствие, растет дефицит бюджета, социальные программы из-за этого начинают сворачиваться;

4) в лияние морали, нравственности. В случае необходимости оказывается социальная помощь даже тем категориям граждан, которые ничего не принесли обществу, кроме вреда (например преступникам).

При реализации социальной политики государство придерживается определенных принципов, определяет тип политики. Социальная политика может быть активная, пассивная, институциональная.

Активная социальная политика – деятельность органов власти по улучшению социальной ситуации. Могут быть разработаны программы, за счет которых уменьшается бедность населения, заболеваемость, увеличивается занятость и пр. То есть органы власти ставят определенные социальные задачи и принимают меры по их решению.

Пассивный тип социальной политики проявляется в тех случаях, когда органы власти ограничивают свои действия тем, что оказывают социальную поддержку нуждающимся. Программы по улучшению социальных параметров (например, по снижению уровня безработицы) не предусмотрены.

Институциональная социальная политика предполагает поддержку общественных объединений и партий, направляющих свои усилия на изменение социальной ситуации. Это могут быть общества, оказывающие поддержку больным детям, инвалидам, освободившимся из мест заключения, беженцам и пр. Эти общества занимаются каждым конкретным нуждающимся, оказывают разнообразную помощь. Это может быть сбор денег на операцию, уход за больными, сбор вещей и игрушек для детей, помощь в преодолении алкогольной зависимости и пр.

Как правило, социальная политика конкретного государства является смешанной, с преобладанием активной, пассивной и институциональной политики относительно конкретных социальных групп.

Основные принципы социальной защиты применительно к нуждающимся категориям граждан следующие:

1) всеобщность. Суть всеобщности социальной защиты в том, что помощь получает каждый нуждающийся, независимо от его социального положения. Например, во многих странах существуют социальные пенсии. Независимо от трудового вклада лица пожилого возраста могут рассчитывать на эту пенсию;

2) дифференцированный подход. Суть дифференцированного подхода в том, что сам размер социальных выплат зависит от того, каков вклад нуждающегося в развития общества. Так, размер трудовой пенсии зависит от стажа работы. Герои Советского Союза, России, Герои труда и полные кавалеры орденов Славы могут рассчитывать на определенные льготы и заменить их, в случае необходимости, на денежные компенсации. Денежная компенсация (ЕДВ) для инвалида Великой Отечественной войны с 1 апреля 2014 г. составляет 4247,84 руб. в месяц;

3) комплексность, целевой характер. Через систему социальной защиты органы власти стараются охватить всех нуждающихся, удовлетворить их первоочередные потребности. При этом предоставляемая помощь имеет целевое назначение – на содержание и уход за детьми, на лекарства, на погребение и пр.;

4) адресность. Суть адресности в том, что социальная помощь должна быть оказана конкретным представителям защищаемых социальных групп. При этом размер социальных выплат может быть дифференцирован в зависимости от степени нуждаемости. Так, при оказании помощи в улучшении жилищных условий участникам ВОВ учитывается состояние жилого фонда, состав семьи и пр. На основании обследования принимается решение о предоставлении благоустроенного социального жилья либо оказываются услуги по ремонту прежнего места жительства;

5) динамизм и гибкость. Смысл этого принципа в том, что социальная помощь должна оказываться своевременно. Например, во время подтопления территории необходимо своевременно вывезти население в безопасное место, обеспечить временным жильем, питанием и пр. Система мер социальной поддержки населения должна постоянно совершенствоваться, наполняться новым содержанием в зависимости от изменения экономической, политической, социальной ситуации. Так, при изменении цен индексируются пенсии и пособия. Появляются новые формы поддержки. Например, компенсации при удорожании лекарств;

6) социальное партнерство. Смысл этого принципа в том, что система социальной защиты должна строиться на паритетных началах. Финансирование социальных расходов возлагается на налогоплательщиков. Но наибольшую роль при этом выполняют работодатели. Причина в том, что именно предприниматели используют рабочую силу, получают за счет нее прибыли. Значит, в случае невозможности работников работать и получать доходы (старость, болезни и пр.) работодатели должны нести материальные расходы на социальную защиту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: