Развития физической культуры и спорта на период до 2020 года




С Т Р А Т Е Г И Я

 

Москва 2009


Введение

 

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 года (Пр-2248ГС от 21 октября 2008 г.).

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.

В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.

Улучшение социально-экономического положения страны в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы.

За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".

Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации.

При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.

Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

 

I. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

 

В середине текущего десятилетия сфера физической культуры и спорта страны оказалась перед системными вызовами.

Первый вызов - ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.

В целом в России не менее 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья. Только 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 % допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.

Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85 % граждан, в том числе 65 % детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.

Существующие ограничения в использовании частно-государственного партнерства не позволяют активно развивать спортивно-зрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.

Второй вызов - отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.

Нерешенные проблемы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны.

Третий вызов - усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений.

За последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград - одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене.

Значительно возросли спортивные достижения по летним олимпийским видам спорта Китайской Народной Республики, сохраняют на высоком мировом уровне спортивный статус США, усиливаются спортивные позиции Великобритании, Федеративной Республики Германии. Необходимо прикладывать всё большие усилия для постоянного улучшения результатов российских спортсменов.

Острая конкуренция наблюдается в борьбе за призовые места в неофициальном общекомандном зачете на Олимпийских зимних играх. В первую очередь между такими странами, как Федеративная Республика Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австрия и США.

Глобальная конкуренция в спорте в перспективе будет усиливаться, что ставит задачи по развитию высокотехнологических подходов к развитию спорта высших достижений.

Четвертый вызов - значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий.

Это существенно затрудняет развитие физической культуры и массового спорта, подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, негативно сказывается на конкурентоспособности российского спорта.

Мировые спортивные державы перешли к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики, нанотехнологий и управления.

 

II. Цель и задачи Стратегии

 

Цель Стратегии - создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

1. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.

2. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.

3. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.

4. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров.

5. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

6. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

7. Создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.

 

III. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации

 

В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на первом этапе (2009 - 2015 годы) и на втором этапе (2016 - 2020 годы) определены:

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения в Российской Федерации: на первом этапе - с 15,9 % в 2008 году до 30 % в 2015 году и на втором этапе - до 40 % в 2020 году;

увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения: на первом этапе - с 34,5 % до 60 % и на втором этапе - до 80 %;

увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории: на первом этапе - с 20,2 % до 35 % и на втором этапе - до 50 %;

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, в общей численности данной группы населения: на первом этапе - с 3,5 % до 10 % и на втором этапе - до 20 %;

достижение объема недельной двигательной активности населения: на первом этапе - от 6 до 8 часов при не менее чем 2 - 3-разовых занятиях и на втором этапе - 6 - 12 часов при не менее чем 3 - 4-разовых занятиях, в зависимости от возрастных и других особенностей граждан;

увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта: на первом этапе - с 295,6 тыс. человек до 320 тыс. человек и на втором этапе - до 360 тыс. человек;

уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности: на первом этапе - с 22,7 % до 30 % и на втором этапе - до 48 %;

успешное выступление спортивной сборной команды на летних и зимних Паралимпийских играх;

победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, вхождение в тройку призеров на Играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх, а также победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXVII Всемирной летней универсиаде в г. Казани в 2013 году.

 

IV. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения

 

4.1. Основные направления:

 

разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;

совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;

совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта;

 

разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп;

разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.

 

4.2. Комплекс мер:

 

создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;

совершенствование ежегодного Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Составной частью Единого календарного плана должна стать система Всероссийских Спартакиад среди различных групп населения (под девизом "Спартакиада длиною в жизнь"), как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в стране;

совершенствование Единой всероссийской спортивной классификации с учетом изменений в соревновательном процессе отечественной и международной систем соревнований и спортивном движении;

разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику в зависимости от индивидуальных особенностей граждан;

обеспечение преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования, от дошкольников до студентов;

реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в субъекте Российской Федерации видов спорта;

повышение статуса спортивных федераций по видам спорта как основной структурной единицы развития вида спорта;

повышение статуса профессиональной Лиги (Ассоциации);

совершенствование нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации;

 

проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.

 

4.3. Ожидаемые результаты:

 

На первом этапе:

 

регулярность проведения Спартакиад среди различных групп и категорий населения страны, в том числе летней и зимней Спартакиады народов России с периодичностью раз в четыре года (для сильнейших спортсменов);

внедрение усовершенствованной Единой всероссийской спортивной классификации по летним видам спорта после проведения Игр Олимпиады и Единой всероссийской спортивной классификации по зимним видам спорта после окончания Олимпийских зимних игр;

выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений;

доведение до 20 % количества организаций, имеющих спортивные клубы;

увеличение до 25 % от общего числа систематически занимающихся физической культурой и спортом доли лиц, объем недельной двигательной активности которых составляет не менее 6 часов.

 

На втором этапе:

 

доведение до 45 % количества организаций, имеющих спортивные клубы;

увеличение до 35 % доли лиц, объем недельной двигательной активности которых составляет не менее 6 часов, от общего числа систематически занимающихся физической культурой и спортом.

 

V. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни

 

5.1. Основные направления:

 

определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

поддержка реализации проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;

расширение аудиторий и повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни ведущих телевизионных каналов, включая общероссийский телеканал "Спорт";

формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;

разработка и реализация всероссийских информационно-пропагандистских кампаний в рамках движения "Спорт для всех";

проведение оценки эффeктивнoсти пропаганды физичecкoй кyльтypы, спорта и здорового образа жизни;

оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;

разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения, проведение Всероссийских международных спортивных форумов "Россия - спортивная держава".

 

5.2. Комплекс мер:

 

разработка и реализация информационно-пропагандистских кампаний, в том числе в рамках подготовки и проведения в 2014 году в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, XXVII Всемирной летней универсиады в 2013 году в г. Казани;

разработка и реализация на общероссийском телеканале "Спорт" физкультурно-оздоровительных программ в помощь самостоятельно занимающимся физической культурой и спортом;

осуществление иccлeдoвaний по выявлению интepecов, пoтpeбнocтей и мотиваций paзличныx гpyпп нaceлeния и определению эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;

использование возможностей сети Интернет для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятия физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;

активное пpивлeчение к пропаганде спорта вeдyщиx cпopтивныx cпeциaлиcтoв, cпopтcмeнoв, пoлитикoв, oбщecтвeнныx дeятeлeй, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;

проведение мepoпpиятий, по pacпpocтpaнeнию пepeдoвoгo oпытa работы по развитию физичecкoй кyльтypы и cпopта;

улучшение просветительно-образовательной работы в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений;

совершенствование рекламы и организация пропаганды спорта и здорового образа жизни;

издание мeтoдичecких мaтepиaлов и пocoбий.

 

5.3. Ожидаемые результаты.

 

На первом этапе:

 

расширение на телеканалах, исходя из концепции их вещания, спортивной тематики в программах для детей;

увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;

обеспечение широкого освещения подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году в г. Сочи и XXVII Всемирной летней универсиады в 2013 году в г. Казани.

 

На втором этапе:

 

повышение степени информированности и уровня знаний различных категорий населения по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

увеличение числа лиц экономически активного населения и лиц старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;

увеличение числа лиц, занимающихся физической культурой самостоятельно и использующих информационную поддержку средств массовой информации и Интернета;

формирование общественного мнения о необходимости ведения здорового образа жизни и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, особенно среди молодежи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: