Основные уровни структуры здоровой личности - уровень тела, психологический уровень, социальный уровень, личностный уровень, уровень Я. См.→
12.Определение и специфические черты деятельности
13.
14.
15. психические познавательные процессы: ощущение
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно действующих на наши органы чувств.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. Ощущения – источник наших знаний о мире и о самих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей на из внешней и внутренней среды и преобразовывают их в ощущения. Анализатор состоит из трех частей:
- рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергии внешнего воздействия в нервные сигналы (каждый рецептор способен только к определенному виду воздействий);
- проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются обратно в мозг и обратно к рецепторам;
- корковых проекционных зон головного мозга.
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности выделяют ощущения:
зрительные ощущения являются отражением цветов как ахроматических, так и хроматических. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых телами на зрительный анализатор.
Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты, силы и качества. Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.
Обонятельные ощущения – отражение запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора.
Вкусовые ощущения отражают некоторые химические свойства вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне.
Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения так же отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие.
Указанные ощущения называются экстероцептивными, и в свою очередь делятся на контактные и дистантные.
Другую группу ощущений составляют такие, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными.
Есть так же группа органических ощущений – внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела.
Свойства ощущений:
качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других, а так же различные вариации внутри вида;
интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
продолжительность – временная характеристика ощущений.
Основные характеристики чувствительности анализаторов:
нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение;
верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор;
диапазон чувствительности – интервал между верхним и нижним порогом;
дифференциальный порог – наименьшая улавливаемая величина различий между раздражителями;
оперативный порог – величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различия достигают максимума;
временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения;
латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения;
инерция – время исчезновения ощущений после окончания воздействия.
Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений, которое наблюдается в явлениях:
- сенсибилизация – повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.
- синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.
16.Восприятие
Восприятие
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.
Восприятие субъективно – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, способностей, потребностей. Зависимость восприятия от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.
Свойства восприятия:
Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь в образе. Проявляется в двух аспектах: объединение разных элементов в целом; независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.
Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.
Константность – относительное постоянство восприятие образа.
Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Виды восприятия:
- восприятие человека человеком;
- восприятие времени;
- восприятие движения;
- восприятие пространства;
- восприятие вида деятельности.
Восприятие бывает внешненаправленным и внутренненапрвленным.
Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.
17.Память
Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
Процессы памяти:
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.
Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.
Виды и формы памяти:
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.
Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:
по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:
непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;
произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.
по степени осмысленности:
механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;
смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.
в зависимости от установки:
кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;
долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
по материалу, сохраняемому памятью:
когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;
эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;
личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.
по модальности:
словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;
образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.
18Мышление
Мышление
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий.
Стадии мышления:
Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.
Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий, сужений, умозаключений;
- решение проблем.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция – логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция – от общего к частному; аналогия – от частного к частному.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека.
Процесс решения задач состоит из пяти этапов:
- мотивация;
- анализ проблемы;
- поиск решения ее проблемы на основании ее алгоритма, выбора оптимального варианта и принципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;
- доказательство и обоснование правильности решения;
- реализация и проверка решения, его коррекция в случае необходимости.
Основные мыслительные операции:
анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
сравнение – установление отношений сходства и различия;
обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих;
конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;
систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
В определении видов мышления существуют различные подходы:
По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.
По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.
По содержанию решаемых задач:
наглядно-действенное мышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;
наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы;
словесно-логическое мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются:
- теоретическое мышление – познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;
- практическое мышление – подготовка преобразования действительности;
- аналитическое (логическое) мышление – носит временной, структурный и осознаваемый характер;
- реалистическое мышление – направлено на внешний мир, регулируется законами логики;
- аутистическое мышление – связано с реализацией желаний человека;
- продуктивное мышление – воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности;
- репродуктивное мышление – воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;
- непроизвольное мышление – предполагает трансформацию образов сновидения;
- произвольное мышление – целенаправленное решение мыслительных задач.
Качества мышления:
самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;
глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности;
широта – способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;
быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;
оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;
пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;
критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения;
торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.