Социально-психологический тренинг межличностного общения




 

1. Сущность и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения.

Социально-психологический тренинг общения - это вид социально-психологических тренингов, связанный с развитием в процессе групповой работы знаний, навыков, умений и установок, определяющих поведение в общении, коммуникативной компетентности и способностей человека.

Коммуникативная компетентность специалиста представляет собой высокий уровень развития коммуникативных личностных качеств, навыков и умений построения и осуществления общения в процессе профессиональной деятельности.

Организационные особенности комплектования учебной группы и проведения социально-психологических тренингов межличностного общения:

· малые группы тренинга, как правило, состоят из 7- 15 участников, большие - из 25-30 чел. Работа в больших группах предполагает участие ассистентов;

· продолжительность общего цикла занятий - от нескольких дней до нескольких месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими - 1-3 раза в неделю. Продолжительность отдельной встречи от 1,5 до 3 и более часов. Возможны, так называемые группы-марафоны, проводимые за 2-3 дня непрерывной работы;

· так как много времени уходит на эмоциональное вхождение участников в занятие, то лучше работать по 4-5 ч ежедневно (с корректировкой в зависимости от возраста);

· сплоченность, открытость и доверительность в группе наступают быстрее, если группа закрыта. Участникам лучше располагаться в креслах или на стульях по кругу;

· наиболее удачные кандидаты - это те, у кого низкая психологическая защита, высокая способность к обучению, а уровень интеллекта не ниже среднего;

· желательно ограничить участие лиц, которые под воздействием критики обычно демонстрируют излишнюю тревогу и агрессию, лиц с низкой самооценкой, психически незрелых, не чувствительных к другим и не способных к самоконтролю;

· популярные участники активно интересуются взаимоотношениями в группе, поэтому они служат индикатором успешности тренинга;

· краткосрочные тренинги общения предполагают относительную однородность состава, так как сходство стимулирует взаимную притягательность и эмоциональною поддержку;

· долгосрочные тренинги предполагают большую разнородность состава, так как прослеживаются продуктивность и преодоление личностных конфликтов на фоне напряженности и определенной конфронтации, наблюдаемой в таких группах.

Организационные особенности проведения тренингов проявляются также в основных требованиях к ведущему тренинговой группы общения. Эти требования таковы:

ü ведущий тренинга должен обладать такими качествами, как уравновешенность, рассудительность, восприимчивость к новому и необычному, воображение, уверенность в себе, ум, энтузиазм, умение доминировать, толерантность, демократизм, желание помочь людям;

ü ведущему тренинга следует действовать в теплой, искренней и эмпатичной манере, создавать в группе позитивную обратную связь и проявлять способность быстро реагировать на нестандартные ситуации;

ü положительные спонтанные эмоции ведущего по закону эмоционального «заражения» вызывают соответствующую эмоциональную реакцию у членов группы. Поэтому при работе в группе ведущий должен отбросить все негативное содержание человеческих отношений, не проявлять накопленные отрицательные переживания;

ü ведущему необходимо иметь хорошо развитую интуицию, чтобы тонко чувствовать настроение, состояние, проблемы группы;

ü ведущий тренинга должен являться организатором, режиссером процесса общения, регулирующим варианты поведения участников, уровень тревожности в группе, пути исследования проблем;

ü ведущему следует быть комментатором и экспертом, помогающим участникам объективно оценивать свое поведение, наблюдающим и объясняющим сложные поведенческие реакции;

ü ведущий тренинга, демонстрируя открытость, искренность, доверительность, высокий уровень межличностного функционирования, должен являться образцом для участников;

ü ведущему надо быть достаточно артистичным, обладать профессиональной техникой, включающей владение техникой речи, экспрессивной мимикой и пантомимикой;

ü эффективное руководство группой предполагает гибкое использование разных стилей деятельности ведущего (авторитарного, демократичного, либерального) и творческий подход к ведению тренинга;

ü ведущий должен знать различные варианты выходов из конфликтных ситуаций и уметь прогнозировать возникновение конфликтов;

ü ведущий группы обязан соблюдать конфиденциальность, сохраняя информацию о личных проблемах участников тренинга;

ü ведущему тренинга необходимо обладать достаточными квалификацией и опытом и на этой основе - большим авторитетом и влиянием в группе. Уровень компетентности ведущего определяется наличием четырех уровней подготовки: знакомство с историей и теорией вопроса; наблюдение за деятельностью ведущего-профессионала с последующим анализом; активное личное участие в тренингах; самостоятельное ведение тренингов (с последующей рефлексией) при помощи опытного ведущего-консультанта;

ü ведущему желательно обладать специальным сертификатом, свидетельствующим о прохождении профессиональной подготовки на курсах или в школе тренеров.

Как правило, занятия в процессе тренинга проводятся по следующей методике:

1. представление ведущего тренинга;

2. доведение организационных вопросов (цели, задачи,замысел);

3. ознакомление участников с главными правилами участия в тренинге;

4. включение участников в выполнение психотехнических упражнений, ролевых игр;

5. групповая дискуссия по результатам выполнения упражнений и игр;

6. после выполнения всех заданий - подведение итогов.

Первый и второй этапы тренинга являются аналогичными по своей структуре с традиционными формами учебных занятий. Содержание четвертого-шестого этапов будет раскрыто далее в контексте технологии проведения психотехнических упражнений. В качестве правил участия в тренинге общения (третий элемент методики) за основу могут быть взяты следующие.

Памятка участнику тренинга (по Н. Т. Оганесян):

· не ставьте себя выше или ниже других;

· ищите и поддерживайте в себе только хорошее;

· не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях;

· слушайте задания очень внимательно;

· не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте;

· старайтесь активно участвовать во всех предлагаемых ситуациях и играх;

· не перебивайте, не исправляйте и не судите говорящего;

· будьте изобретательны и используйте творческий подход;

· учитесь доверять вашему внутреннему чувству тогда, когда нужно действовать;

· будьте терпеливы и настойчивы;

· признавайте свои ошибки и старайтесь исправлять их;

· не высмеивайте и не унижайте других и себя;

· не выносите за пределы то, что происходит на групповых занятиях, сохраняйте конфиденциальность личных проблем участников.

Памятка участнику тренинга (по Г. И. Марасанову):

Ø не опаздывать;

Ø заботиться о конфиденциальности жизни группы;

Ø стремиться быть активным участником того, что происходит;

Ø не отказываться от права сказать «нет», а также от права самому (самой) решать, как себя вести, как поступить в той или иной ситуации;

Ø по возможности быть искренним, сообщать достоверные сведения;

Ø получать поддержку, помощь со стороны группы;

Ø стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать;

Ø ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы;

Ø высказывать свое мнение по любому мнению;

Ø использовать обращение на «ты» во время работы группы;

Ø сообщать о своих трудностях, мешающих участию в работе группы «от» и «до» (необходимость пропустить занятия, уйти или прийти раньше либо позже назначенного часа). Причем каждый участник имеет право делать это заранее. В этом случае вопрос о дальнейшем его участии в работе будет решать группа;

Ø высказываться только от своего имени и о том, что воспринимается, прочувствованно, переживается, происходит здесь и сейчас;

Ø не говорить о присутствующих в третьем лице.

Базовыми методами социально-психологического тренинга общения являются: ролевые игры, психотехнические упражнения и групповые дискуссии в различных модификациях и сочетаниях. Содержание и методика проведения ролевых игр изложена в разделе «Методы активного социально-психологического обучения». Основной же метод в тренинге - выполнение участниками психотехнических (психогимнастических) упражнений.

Модели проведения тренинга межличностного общения

В тренинге межличностного общения существуют две наиболее общие модели проведения тренинговых занятий:

I. без раскрытия участникам каких-либо дополнительных психологических знаний, когда обучающие и поведенческие эффекты достигаются за счет получения обучаемыми опыта взаимодействия с другими участниками в процессе выполнения ролевых игр и психотехнических упражнений и последующей рефлексии (что характерно для работы Т-групп);

II. вооружение обучаемых системными прикладными психолого-педагогическими знаниями об общении, а затем тренировка в процессе выполнения деловых игр и психотехнических упражнений по переводу полученных знаний в навыки и умения межличностного общения.

При проведении тренинга по второй модели за основу берется соблюдение внутренней логической структуры технологии общения как комплекса взаимосвязанных процедур и способов общения, обеспечивающих решение личностных и профессиональных задач человека.

Технологическое построение межличностного общения предусматривает:

· последовательное осуществление отдельных этапов общения;

· стыковку и согласование отдельных коммуникативных действий;

· взаимоподчинение и взаимопереплетение отдельных коммуникативных действий;

· выстраивание специфических последовательностей коммуникативных действий в зависимости от типа коммуникативной задачи и ситуации.

Структура технологии общения включает шесть основных блоков:

I. коммуникативной подготовки;

II. познавательно-ориентационный (ориентировка в ситуации общения);

III. контакта;

IV. воздействия и взаимодействия;

V. управления общением;

VI. завершения общения.

При построении занятий в соответствии с данной структурой тренинг межличностного общения включает в себя шесть соответствующих разделов. В содержательной основе их проектирования лежит усвоение базовых компонентов знаний. Остановимся кратко на этих этапах.

Первый этап общения - коммуникативная подготовка - включает в себя:

o постановку коммуникативных задач;

o разработку планов и сценариев общения;

o методическую проработку использования базовых форм общения.

Основные типы коммуникативных задач:

§ познавательно-коммуникативные (составить представление о партнере, изучить человека в ходе общения, получить информацию о других лицах, положении дел);

§ контактно-устанавливающие и контактно-поддерживающие задачи (установить связь, контакт необходимого уровня и характера с тем или иным лицом, поддержать его);

§ коммуникативно-воздейственные (изменить точку зрения, мнение, позицию, установки людей);

§ кооперативно-коммуникативные (решить в ходе общения с партнером тот или иной вопрос и т.д.).

Второй этап общения - ориентировка в ситуации общения, которая является исходным звеном перцептивно-познавательной стороны общения. Ключевую роль здесь играет психологическая наблюдательность человека как способность по малозаметным внешним признакам выявить важные характеристики партнера. Ориентировка в ситуации общения обычно включает в себя:

§ уяснение мотивационно-целевого контекста общения;

§ ориентировку в пространственно-временных условиях

§ общения;

§ ориентировку в собеседнике (партнере по общению).

Третий этап процесса общения -установление психологического контакта в общении, что проявляется в ситуативном состоянии взаимоотношений партнеров, характеризуемом востребованностью в общении, отсутствием барьеров, взаимной заинтересованностью, взаимопониманием.

Техника установления психологического контакта включает в себя шесть групп приемов:

1) самоподачи коммуникатора;

2) вовлечения в общение;

3) создания и использования оптимальной обстановки общения;

4) мотивирования партнера;

5) эмоционального влияния;

6) налаживания взаимопонимания.

Четвертый этап общения - коммуникативное воздействие и взаимодействие, под которым понимается рабочее воздействие на партнера коммуникативными средствами для решения содержательных задач общения (изучить партнера, изменить его состояние и поведение, согласовать усилия в совместной деятельности, разрешить конфликт и т.д.). Арсенал используемых здесь приемов весьма разнообразен: невербальное и вербальное взаимодействие, моно- и диалогическое воздействие, информирующее, убеждающее, внушающее и другие способы и виды коммуникативного воздействия.

Пятый этап общения - управление общением - обеспечивает корректирование ориентировки в ситуации, поддержание необходимого в дальнейшем психологического контакта в случае его ослабления или утраты.

Управление процессом общения осуществляется как прямым, так и опосредованным способом. Наиболее важное значение для управления ходом общения имеют правила и рамки, инициатива и дистанция, позиции и роли партнеров по общению.

При управлении инициативой и дистанцией в процессе общения важно:

v своевременное введение новых рамок общения;

v постановка перед партнером вопросов, задающих цели, содержание, способ и характер общения;

v «коммуникативная атака» инициатора, концентрация общения на соответствующих вопросах;

v учет соперничества в борьбе за инициативу в разговоре, рефлексивное управление этим процессом;

v принятие инициатором определенных позиций и ролей и навязывание соответствующих партнеру.

Шестой этап общения - завершение процесса общения.

При проведении тренинга межличностного общения по второй модели перед выполнением психотехнических упражнений и ролевых игр ведущий доводит до обучаемых блок знаний, необходимых для усвоения перед тренировкой соответствующих навыков общения. Например, участникам тренинга перед психотехническими упражнениями по умению слушать партнера целесообразно описать приемы, которые они могут использовать и отрабатывать в данном случае:

Ø безмолвное активное слушание - выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше;

Ø уточнение - обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу: «В последнее время мой сын ужасно себя ведет». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова "ужасно себя ведет"»);

Ø пересказ - изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным;

Ø дальнейшее развитие мыслей собеседника - проговаривание подтекста высказывания собеседника;

Ø эмпатия - сопереживание, передача чувства говорящему.

Литература

1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. М., 2006.

2.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: