Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.




 

Если попытаться обобщить данные об уровне религиозности населения Беларуси, то можно сказать, что верующими (в Бога) себя считают около половины опрошенных (в зависимости от года и авторства исследования цифры немного разняться): 1994 год — 32,8 %,, 2001 год — 44,3 %, 2006 год — 58,9 %.

Количество неверующих за период с 1994 года до настоящего времени колеблется в пределах 9—13 %. Такая стабильность в среде неверующих свидетельствует о том, что ряды верующих приходят из среды колеблющихся (между верой и неверием) и людей с квазирелигиозным сознанием (вера не в Бога, а в иные деперсонифицированные сущности). Кстати, эта ситуация косвенно подтверждает предположение о наличии неизменного числа (10—15 %) людей с генетической предрасположенностью к ве­ре или атеизму.

Существует несколько причин роста уровня религиозности в Беларуси и на всем постсоветском пространстве:

1. Ценностная переориентация населения, глубочайшие социокультурные трансформации, что связано с разрушением идеологической монополии марксизма и появлением мировоззренческого многообразия в духовной жизни республик постсоветского пространства.

2. «Реабилитация» религии как неотъемлемой части куль­турного прошлого и настоящего. Религиозная вера перестала быть признаком «классовой несознательности» и отсталости человека. Религия стала оцениваться как неотъемлемая и важная часть духовной культуры личности и народа.

3. Легализация деятельности религиозных организаций, ко­торые занимаются благотворительностью, религиозной пропаган­дой, издательской деятельностью, проводят культурные и просве­тительские акции и т. п.

4. Свободный доступ к литературе религиозного содержания.

5. Возможность посредством религии оправдать собственные политические взгляды (здесь речь идет о религиозно-политических образованиях, которые в своих программах сочетают политические и религиозные мотивы).

6. Поиск психологической защиты от негативных последствий социально-экономических катаклизмов (различного рода депривации).

Степень религиозности позволяет определить «глубину» религиозного чувства, формы его материализации в поведении, мотивах и оценках людей. Данные социологических опросов подтверждают тенденции, которые были отмечены западными уче­ными в 60-х годах XX века: рост секуляризма не столько вытесняет религию из сознания людей, сколько ведет к ее трансформации, мутации традиционно-воцерковленных форм поведения верующего. Можно говорить о появлении в религиозном поле Беларуси но­вого типа религиозного человека — секулярного (партикулярного) верующего. Считая себя верующим (почти половина опрошен­ных), высоко оценивая роль религии в сохранении традиции и культуры (более трети опрошенных), признавая нравственную функцию религии (более 40 % опрошенных), такие респонденты не живут церковной жизнью. Это наиболее характерно для православного населения: регулярно посещают храм (участвуют в бого­служениях) только 19,5 % православных, не посещают вовсе — 14,8 %; участвуют в обрядах и таинствах — 18,1 %, не принимают участия — 24,1 %. Для католиков эти показатели следующие: регу­лярно посещают богослужения 44,7 %, не посещают — 1,3 %; участвуют в обрядах — 37,3 %, не участвуют — 9,3 %. Более ответственно относятся к своим религиозным обязанностям протестанты: регулярно совершают богослужения 93,6 %, не совершают — 10,0 %; участвуют в обрядах и таинствах — 87,3 %, не участвуют — 3,5 %.

К глубоко верующим отнесли себя 4,2 % православных, 10,2 % католиков, 75 % баптистов. Регулярно молятся 13 % православных, около 18% католиков и 85,7 % протестантов.

Из общего числа опрошенных более 12 % не допускают ситуа­ции, что можно считать себя верующим и не ходить при этом в церковь, не участвовать в обрядах. Наибольший процент верую­щих с противоположной точкой зрения фиксируется в возрастной группе до 30 лет (79 %).

Относительно информированности о вероучительных основах своей религии необходимо отметить, что большой процент верую­щих либо слабо ориентируется в них, либо вообще не придает им особого значения (что граничит в некоторых случаях с ситуацией ереси). Так, верят во второе пришествие Христа менее 25 % пра­вославных и 38 % католиков, но более 90 % протестантов. Около трети христиан верят в переселение душ.

Характер религиозности населения Беларуси описывается целым рядом показателей, которые прежде всего дают представление о конфессиональной пестроте отечественного религиозного поля. К этой группе показателей относятся и особенности прояв­ления религиозной жизни населения в зависимости от национальных, региональных, исторических факторов.

На начало 2008 года в Беларуси официально зарегистрировано 25 конфессий. Абсолютное большинство верующих относит себя к какой-либо конфессии, т. е. предпочитает исповедовать веру в оформленных (институциональных) схемах.

Если обобщить данные многих социологических исследований, то картина конфессиональной мозаики Беларуси будет следую­щей: к православию себя относят около 80 % верующих (включая старообрядчество), к католицизму (включая греко-католиков и католиков латинского обряда) — 10—15 %, к протестантизму (включая «христиан в целом») — 2 %, к другим конфессиям — около 4 % (включая 0,2 % иудеев и 0,2 % мусульман).

Указанное количество конфессий остается более-менее стабильным в Бе­ларуси уже более 10 лет, что говорит о ситуации перехода из стадии «произ­водства» новых вероучений в стадию их освоения верующими. Это сопровож­дается и разработкой со стороны государства стратегий социализации этих вероучений, оформления их присутствия в культурном пространстве Беларуси.

Определяя характер религиозности, необходимо указать на некоторые существенные показатели (особенности). Территориально религиозность в Беларуси имеет четкую границу (она совпадает с границей между СССР и Польшей 1939 года). Население западной части более религиозно, чем восточной (верующих око­ло 75 % опрошенных). Число религиозных общин в западных об­ластях Беларуси гораздо больше, чем в восточных. Отмечено, что «...в приграничных с Польшей регионах Беларуси религия играет в повседневной жизни населения вчетверо более значительную роль, чем в восточных ее областях. А в определении жизненной судьбы человека из западных районов Беларуси — религия в 2,3 ра­за играет более значительную роль, чем для среднестатистического жителя ее восточных районов».

По национальному составу среди основных конфессий (право­славие, католицизм, протестантизм) преобладают белорусы (83,3 %, 56,4 %, 73,8 % соответственно). Из числа католиков выделяется этноконфессиональная группа поляков (более 40 %).

Социально-демографические характеристики верующих можно свести к такому описанию: «...Православные и католики — это преимущественно женщины, лица среднего и старшего возрастов (старше 45 лет); обе группы плохо обеспечены материально, одна­ко католики в качестве источника дополнительных доходов чаще работают по найму, а православные — получают помощь род­твенников. Наоборот, протестанты — это чаще подростки и лица экономически активного возраста, с высоким уровнем образова­ния, лучше материально обеспеченные». К религиозным себя от­носят чуть более 30 % респондентов в возрасте до 30 лет, 28,5 % — в возрасте 30—49 лет, около 40 % — в возрасте 50—60 лет, 65,3 % — в возрасте свыше 65 лет. Среди верующих количество женщин почти в два раза превышает количество мужчин (данные за август — сентябрь 1998 года). Отмечен рост религиозности мо­лодежи, в том числе студенческой: в конце 1990-х годов верую­щими себя называли 44,6 % студентов и столько же отнесли себя к колеблющимся (в Гродненском государственном университете считают себя верующими 63,3 % студентов).

Культурно идентифицируют себя с православием (независимо от личной веры) чуть более 60 % жителей Беларуси. Каждый пя­тый житель Беларуси не отождествляет себя с какой-либо религиозной конфессией (13 % таких респондентов обозначили себя как убежденные атеисты).

Динамика религиозности — еще один важный показатель религиозной ситуации. Все без исключения исследователи конста­тируют резкую активизацию религиозной жизни в Беларуси (со второй половины 1980-х до конца 1990-х годов), чему способство­вали ослабление, а затем и крушение формальных и неформаль­ных норм атеистической идеологии в Советском Союзе.

Важнейшими характеристиками динамики религиозности, естественно, выступают количественно-временные изменения уровня религиозности населения и в целом религиозного поля. Приведем эти изменения:

1. Значительно увеличилось количество верующих и сократилось число неверующих и атеистов.

2. Более чем в три раза увеличилось число официально зарегистрированных конфессий — с 8 в 1986 году до 26 в 2008 году. Отметим, что сегодня зафиксирована стабилизация религиозного разно­образия в Беларуси (своеобразный источник новых религиозных предложений практически иссяк во второй половине 1990-х годов).

3. В несколько раз возросло количество религиозных изданий — практически каждая конфессия занимается издательской деятельностью; многие конфессии выпускают несколько наименований своих периодических изданий (газеты, журналы). На частных и государственных теле- и радиоканалах появились ре­лигиозные программы.

4. Увеличилась интенсивность взаимодействия религиозных институтов с государственными органами и светскими организациями в сфере образования, здравоохранения, с силовыми структурами и т. д.

5. Постоянно увеличивается число религиозных организаций.

По прогнозам специалистов в мире в ближайшие десятилетия (в период до 2025 года) увеличат долю своих сторонников в соста­ве населения планеты христианство (в том числе за счет актив­ной миссионерской деятельности неопротестантских вероучений), ислам (прежде всего за счет высокого уровня рождаемости его последователей) и корпус новых религий (за счет дальнейшей ли­берализации мировоззрений и кризиса традиционных церквей). Сохранит и усилит свое влияние индуизм. Классический (традиционный) протестантизм, наоборот, сдает свои позиции. На этом фоне религиозная ситуация в Беларуси может претерпеть измене­ния по вполне прогнозируемым направлениям, заметным и сей­час, но некоторыми воспринимаются как специфика только Бела­руси (чаще всего речь идет о специфике постсоветского существо­вания) или как досадные упущения «в воспитательной работе с населением»: мы имеем в виду непрекращающийся рост числа протестантских и неопротестантских общин и тенденцию к рас­пространению неокультов с абсолютно нетрадиционной для на­шей культуры идеологией.

Конфессиональная структура Беларуси свидетельствует о стандартной европейской ситуации, которая описывается двухуровневой моделью. Первый уровень — доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второй уровень — широкий спектр иных конфессий (с малым числом сто­ронников новых (нетрадиционных) религий). Беларусь отличает лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств.

Общий уровень религиозности населения, его воцерковленности также роднит Беларусь с Западом. В среде верующих, пре­жде всего это касается традиционных для данных регионов религий, можно констатировать преобладание так называемых «партику­лярных верующих». У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальной верой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиозной самоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническим соответствием), т. е. признание себя верующим не ведет к положенной частоте участия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах, молитвах и т. п.).

Своеобразие религиозной ситуации в Республике Беларусь «определяется прежде всего ее геополитическим положением — на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочередным доминированием католицизма (римо-католичества), униатства (греко-римской формы христианского исповедания) и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характери­зовались поликонфессиональностью».

Религиозная пестрота — историческая, естественно сложившаяся особенность нашей культуры, которая лежит в основе на­циональной черты характера белорусов — веротерпимости.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: