Организация класса 1-2 мин.




Проверка знаний 15 мин.

Изучение нового 20 мин.

Материала

Повторение и 5-7 мин.

Закрепление

Домашнее задание 1-2 мин.

Хронология в обучении истории

Обязательная локализация во времени не означает обязательного заучивания всех исторических фактов и дат, включенных в курс истории. В зависимости от значения все исторические даты можно поделить на 4 большие группы:

1.событий всемирного значения или глобальных исторических событий (например, 30‒40 тысяч лет назад появился «человек разумный», конец XV ‒ середина XVI в. ‒ начало Великих географических открытий, вторая половина XVIII в. ‒ промышленная революция в Англии, 1939‒1945 ‒ Вторая мировая война);

2.периодизации истории (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшее время);

3.ориентировки в исторических событиях (например, датировка путешествий Колумба помогает понять суть Великих географических открытий);

4.даты частноисторического характера (например, годы жизни исторических деятелей).

Исходя из этого, обязательными для запоминания являются даты первых двух групп. Даты третьей и четвертой групп имеют фактически второстепенное значение и выполняют дополнительную роль. При изучении хронологии учителю поможет лента времени. Лента времени ‒ это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. Усвоение можно начать с десятилетия, затем переходим к объяснению столетия (века). Рассказываем, как определить век. Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: например, 1300 год ‒ XIII век, но если на месте нулей будет любая другая цифра, это означает, что идет следующий век. Например, 1301 год ‒ XIV век.

Важную роль в формировании и закреплении временных представлений отыгрывает составление и ведение учащимися хронологических таблиц. Для этого в конце ученической тетради отводится 4‒6 страниц. Вверху первой из страниц записывается название «Хронологическая таблица». В узкой части записывают даты, в широкой ‒ события. Считается, что ведение хронологических таблиц представляется целесообразным даже если они есть в учебнике. При подготовке к урокам повторения, зачетным урокам, хронологическим диктантам ученикам будет удобнее готовиться с помощью таблиц.

Структура исторического материала и способы его изучения

Существует много вар.стр-рыисторич. материала (схемы Ежовой, Коровкина, Студеникина, Вяземского). Вяземский разделил историч. мат-л на факты (события, явления, процессы) и теорию (выводы, понятия, закономерн., прич-следсв. связи).

Факт – некий конкретный момент действит-ти. Факт-событие (единичное, строго локализов. в пространстве и времени действие, в кот.приним. уч-иеопредел. круг лиц); Факт-явление (общие фрагменты реальности с типичн. характеристиками для данного периода); Факт-процесс (цепь взаимосвяз. фактов-событий. ф-п носит глобальный хар-ер). В зависим.от сложн. и объёма факты бывают: элементарн., простые, сложн. Динамичн. факты (быстро изменяющ-ся фрагменты реальности. У них короткий промежут. времени); статичн. факты (постоянны в простр. и времени – до неск. столетий). Главн. ф. (оставл. заметн. след в жизни, ярко эмоционально окрашены: люди, предметы, места действий); неглавн. ф. (даты, карты, цифры).

Теория – отражает объективн. закономерн. р-ия природы и общ-ва. Открытая т. (подробно излагаются историч. понятия); скрытая т. (не сообщается напрямую; ученик подталкивается к мыслит.операции).

Типы главн. ф.: 1. образы мест событий (формир-ся ср-ми макета, картин, фото и видео); 2. образы матер.предметов (макетами, фото, рисунки, схемы); 3. образы людей (фото, гравюры, портреты); 4. и 5. сложный тип – дин. и статичн. ф. (карты, аппликации, видео).

Способы изложения ф.: 1. описание (картинное, аналитическое, портретное); 2. повествование (сюжетное, образное, конспективное, информационное).

Приёмы формирования образов главн. ф.:

на репродукт. уровне: опишите места событий, людей; прокомментир. образы, кот.изображены на картине; нарисуйте предметы по их словесному описанию; проговорите рассказ учителя про себя;

на преобраз. уровне: составьте план на основе словесн. и нагл.источников, опишите предметы или места по опорным словам, оцените человека по определ. критериям;

на творч-поиск. уровне: персонификация (образное повеств-ие от 1 лица), драматизация (повеств-ие в форме диалога, содержащий конфликт), стилизация (имитация источников), интервью (составл-ие в-сов и ответов для беседы с воображ. персонажем), воображ-ое путешествие (перенос ученика в историч. прошлое), игра (моделирование ситуаций прошлого; ученики – участники событий).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: