Методик для обследования детей и подростков 5 глава




ний привязанности к близким взрослым, отсутствие или наличие

реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми.

При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возник­

новения, разнообразие, возможность появления ответных звуко­

вых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги.

Психологическое исследование психического развития ребен­

ка первого года жизни традиционно завершается составлением

заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и

характера нарушений в заключении должны быть указаны психи­

ческие функции, развитие которых нарушено, и степень этого

нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме

того, следует дать развернутую характеристику каждой функции

на основании полученных при обследовании результатов, сгруп­

пировав их по сферам (см. табл. 4).

Таблиц а 4

Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни

(по О.В.Баженовой)

Воз­

раст,

мес

Воз­ Сфера

раст,

мес

Двигатель­

ная

Сенсорная Эмоциональная

Голосовая

активность

Практическое

действие

Взаимодействие со

взрослыми

1 Смотрит на мать,

когда она с ним

разговаривает,

при этом откры­

вает и закрывает

рот. Прослежи­

вает горизонталь­

ное движение

объекта от середи­

ны поля зрения

1,5 Следит за двигаю­

щимся человеком.

Прослеживает

движение объекта

от периферии к

центру поля

зрения

2 - 3 Развиты реакции

глаз — фиксация,

конвергенция,

Появление улы­

бок на тактильное

воздействие, на

Возникновение

первых спонтан­

ных вокализаций

Дотрагивается до

игрушек, подве­

шенных над

Интерес к окру­

жающим. Зри­

тельный и эмо-

фокусировка. По­

ворачивает голову

на звук, который

слышен на уровне

уха. Рассматривает

руки. Следит за

разнообразным

движением

игрушки

говорящее лицо.

Формируется

комплекс ожив­

ления на говоря­

щее лицо и не­

сколько позже —

на яркий предмет

грудью. Присталь­

ное внимание к

объектам. Появ­

ление движения в

руках при виде

погремушек, по­

мещенных в зону

непосредственной

досягаемости

циональный

контакт

3 - 4 Хороший

контроль

головы.

Опора на

руки в по­

ложении

лежа на

животе

Прослеживает

невидимую траек­

торию движения

объекта (экран

10-12 см). Ре­

агирует на исче­

зающий объект.

Локализует звук;

узнает маму

Комплекс ожив­

ления вызывается

легко. Возникает

часто

Гуление. Расши­

рение репертуара

случайно произ­

носимых звуков

(а, у, я, м, п) и

использование их

при общении со

взрослыми

Произвольный за­

хват. Неспецифи­

ческие манипуля­

ции. Оральные

контакты с объек­

том

Интерес к окру­

жающим. Узнает

мать. Возбужда­

ется и предвосхи­

щает общение.

Возможны

зрительный и

эмоциональный

контакты

5 - 6 Сформиро­

вана зри­

тельно-мо­

торная ко­

ординация

(может точ­

но дотро­

нуться до

предмета

под конт-

Улыбается своему

отражению в зер­

кале. Перестает

рассматривать ру­

ки. Больше вни­

мания уделяется

игрушкам. Появ­

ляются первые

любимые игруш­

ки. Поворачивает

Формируется

контроль над от­

рицательными

эмоциями. Это

проявляется в мо­

дуляциях крика,

сдерживании

плача, паузой в

плаче для вос­

приятия реакции

Вокализации при

манипуляциях с

объектами (голо­

совое сопровож­

дение действий).

Требование вни­

мания осущест­

вляется криком.

Произносит от­

дельные слоги

Часто берет

игрушку из рук

взрослого. Форми­

рование захвата.

Берет вторую иг­

рушку, но трясет

первую. Зритель­

но контролирует

манипуляции.

Все тянет в рот.

Инициирует об­

щение (провоци­

рует); прислуши­

вается к речи; по­

ворачивает голову

на звуки челове­

ческого голоса.

Тянет руки, когда

хочет, чтобы его

взяли на руки.

Продолжение табл.4

Воз­ Сфера

раст,

мес

Двигатель­

ная

Сенсорная Эмоциональная

Голосовая

активность

Практическое

действие

Взаимодействие со

взрослыми

рол ем зре­

ния). Может

длительно

удерживать

предмет в

руках

голову на звук,

который раз­

дается ниже уха.

Имитирует слы­

шимые звуки

взрослого. По-раз­

ному реагирует на

лица знакомых и

незнакомых

взрослых

(или звукосоче­

тания). Начало

лепета

Любит играть с

бумагой.

Подносит ко рту

бутылочку

Отмечаются

первые попытки

подражания.

Понимает жест

(ручки, ручки).

Выявляется

реакция возбуж­

дения, если ребе­

нок слышит шаги

7 - 8 Может сам

сидеть. Хо­

рошо пере­

ворачивает­

ся в любую

сторону из

любого по­

ложения

Приспосаблива­

ет позу; занимает

удобную позицию

для наблюдения.

Находит наполо­

вину спрятанный

предмет, легко

снимает набро­

шенный на него

платок.

Дифференцирует

незнакомых

Возникновение

реакции протеста

на воздействие

незнакомого

взрослого

Длительный ле­

пет, повторное

произнесение

отдельных сло­

гов, появление

псевдослов, вы­

ражающих отно­

шение ребенка к

происходящему

Перекладывает

предмет из руки в

руку, удерживает

две игрушки, за­

хватывает предъ­

явленную игруш­

ку со стороны

свободной руки.

Удерживает иг­

рушку при зри­

тельном контроле.

Берет вторую иг­

рушку со стороны

занятой руки.

Имитирует дей­

ствия и шумы.

Старается при­

влечь внимание

покашливанием,

кряхтением. Мо­

жет играть в игры

с идентичными

ролями. Сжимает

губы, когда не

хочет есть. Пони­

мает запрет. Ими­

тирует звуки. От­

водит руки мамы,

Пытаетс

я достать

предме

т из-за

барьера

, поме

­

щенног

о в одной

и

з полови

н поля

зрения

, исполь

­

зу

я ближайшу

ю к

барьер

у руку

отвлекае

т ее

, ес

­

л

и он

а собира

­

етс

я делат

ь не

­

приятны

е проце

­

дур

ы (чистить

носик

, ушки)

9-1 0 Находи

т спрятан

­

ны

й н

а глазах

предмет

. Выни

­

мае

т интересные

вещ

и и

з кармана

взрослого

, если

видел

, ка

к и

х туда

положили

Появлени

е вока

­

лизаци

й в конце

и в начал

е дейст

­

вий

Може

т взят

ь ма

­

леньки

й предмет:

таблетку

, горо

­

шинку

. Может

совершат

ь спе

­

цифичны

е мани

­

пуляции

: катать

машинку

Тяне

т мам

у за

одежду

, требуя

внимания

; машет

«д

о свидания»,

отвечае

т взглядом

ил

и движениями

н

а вопро

с «где?».

Играе

т в игр

ы с

неидентичными

ролями

, гд

е дей

­

стви

я ребенк

а и

взрослог

о н

е рас

­

пределен

ы (мама

дае

т плато

к —

ребено

к прячется

з

а него)

. Игра

«Дай

— отдай».

Ненадолг

о отдает

игрушку

Окончание табл. 4

Воз­

раст,

мес

Воз­ Сфера

раст,

мес

Двигатель­

ная

Сенсорная Эмоциональная

Голосовая

активность

Практическое

действие

Взаимодействие со

взрослыми

11-1 2 Переступает

ногами. Хо­

дит само­

стоятельно

Проявляет инте­

рес к картинкам в

книге. Поворачи­

вается на собст­

венное имя.

Дифференцирует

тон

Существование

особых слов-ме­

ток, понятных

только ребенку и

взрослому. Про­

извольное повто­

рение отдельных

слогов. Может

произносить от­

дельные слова.

Понимает их

предметную соот­

несенность

Складывает иг­

рушки в корзину.

Достает предмет

из-за барьера

дальней рукой;

царапает картин­

ки; пытается ли­

стать книги.

Почти не тянет

предметы в рот,

но часто бросает

их на пол

Бросает игрушки,

чтобы подняли,

помогает одевать

себя. Владеет

указательным

жестом; мотает

головой, выражая

протест. Вокали­

зирует в конце и

в начале

действий

- двигательная;

- сенсорная;

- эмоциональная;

- голосовая активность;

- практические действия;

- способы взаимодействия со взрослыми.

В этой части заключения необходимо описать не только успеш­

но пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения,

но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось. Содержа­

щийся в заключении материал должен служить обоснованием

мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого

нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного

определения путей коррекции и компенсации выявляемых нару­

шений. В приложении 4.1 представлен образец оформления доку­

ментации по результатам психолого-педагогического изучения

ребенка первого года жизни.

4.2. Психолого-педагогическое изучение детей

раннего возраста (1— 3 года)

4.2.1. Особенности развития

Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в

жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при

нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие пред­

метной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение)

оказывает большое влияние на общее психическое развитие ре­

бенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии —

овладение окружающим предметным миром. Получив возможность

самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее простран­

ство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые

ранее оставались для него недоступными. В результате на втором

году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на

третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие

восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами

он знакомится не только со способами их употребления, но и с

их свойствами — формой, величиной, цветом, материалом и др.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного

мышления, самые первые обобщения, непосредственно связан­

ные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков

предметов.

Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. К 3 го­

дам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых

фраз. Значительно возрастает активный словарь, однако при про-

изнесении слов дети ориентируются в первую очередь на интона­

ционно-ритмическую и мелодическую характеристику, поэтому

многие звуки опускаются или заменяются близкими по артикуля­

ции или звучанию.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая

функция речи, т.е. ребенок все больше подчиняет свои действия

словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное разви­

тие понимания речи. Это выражается не только в возрастании ко­

личества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начи­

нает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает

все психические процессы, речь становится ведущим средством

общения и развития мышления ребенка.

4.2.2. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка

раннего возраста является получение данных, характеризующих:

o - познавательные процессы;

o - эмоционально-волевую сферу;

o - предречевое и речевое развитие;

o - двигательное развитие.

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 —3-го года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловным раздражителем.

Многие дети с нормальным слухом перестают реагировать на привычные шумы, речевые сигналы, которые не обращены непосредственно к ним. Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявлять непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разговорной громкости и шепот при произнесении звукоподражаний «ав-ав-ав» (собачка) и «пи-пи-пи» (птичка), имени ребенка, звукосочетаний типа «ккш». Звуковые стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.

Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция (имитация звука, повторение речевого стимула) на шепот с расстояния 6 м.

У ребенка 2 — 3 лет можно попытаться выработать условную двигательную реакцию на звук. Это позволит определить, слышит ли малыш шепот и на каком расстоянии. При подозрении на снижение слуха ребенок должен быть направлен на специальное аудиологическое обследование.

К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка.

Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

o - принятие задания;

o - способы выполнения задания;

o - обучаемость в процессе обследования;

o - отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания предполагает согласие ребенка выполнять

предложенное задание независимо от качества самого выполне­

ния. Это является первым, абсолютно необходимым условием

выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к

игрушкам, либо к общению со взрослым.

Основными способами выполнения задания у детей раннего

возраста являются:

- самостоятельное выполнение;

- при помощи взрослого;

- самостоятельное выполнение после обучения.

Адекватность действий определяют как соответствие действий

ребенка условиям данного задания, диктуемым характером мате­

риала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным спо­

собом является действие силой или хаотичное действие без учета

свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех слу­

чаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость осуществляется только в пределах тех заданий,

которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе

обследования возможны следующие виды помощи:

- выполнение действия по подражанию;

- выполнение заданий по подражанию с использованием ука­

зательных жестов;

- выполнение заданий по подражанию с речевой инструкцией.

На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить

от взрослого способ выполнения того или иного задания, дей­

ствуя одновременно с ним. Количество показов способов выпол­

нения задания не должно превышать трех. При этом речь взросло­

го должна указывать на цель данного задания и содержать оценку

успешности действий ребенка. Обучаемость, т.е. переход ребенка

от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его

потенциальных возможностях. Низкая обучаемость в некоторых

случаях может быть связана с грубым недоразвитием интеллекта,

с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Использование «обучающего эксперимента» позволяет не только

проанализировать особенности разных сторон психической дея­

тельности детей (внимание, речь, восприятие, мышление, па­

мять), но и оценить их работоспособность. Это особо значимо

для детей раннего возраста с проблемами в развитии, так как

из-за нарушения работоспособности организовать специальное

исследование памяти и внимания часто представляется невоз­

можным.

Важным диагностическим критерием оценки познавательной

деятельности детей является их отношение к результатам своей

деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна

заинтересованность своей деятельностью и ее конечным резуль­

татом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что

он делает, и к полученному результату.

При отборе методик для психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее простых до сложных.

Задания предполагают "простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска

Сегена» (2 — 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), парные картинки (2 — 4), разрезные картинки (из 2 — 3 частей).

Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

- общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревож­

ный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных

интересов, проявления возбудимости, расторможенное™;

- контактность (желание сотрудничать со взрослым). Поверх­

ностность, легкость и связанная с этим неполноценность контак­

та чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом,

характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в

установлении контакта испытывают дети с симптомами повы­

шенного уровня тревожности, тормозимости, сложностями адап­

тации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями стра­

ха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще

всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с

отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью,

преимущественной направленностью на предметный мир;

- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. По­

ощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную поло­

жительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего воз­

раста (1 — 1,5 года). У невротизированных детей при поощрении

наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение

результативности выполнения заданий, что происходит благода­

ря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отно­

шение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке

взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (на­

пример, при выраженных интеллектуальных нарушениях);

- эмоциональное реагирование на замечания и требования. При

этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление

им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость

более строгих мер для коррекции поведения;

- реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу

раннего возраста (с 2,5 — 3 лет) дети способны самостоятельно

обнаружить ошибочность собственных действий, при этом опре­

деленные аспекты наглядно-действенной ситуации фиксируют­

ся в элементарных речевых высказываниях типа: «так, не так»,

«а как же?», «правильно», «неправильно», «ой» и пр. Обнаружив

ошибку, дети сосредоточиваются на выполнении заданий и, ис­

правляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обра­

щаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

Диагностика развития двигательной сферы детей раннего воз­

раста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.

Параметры оценки развития общей моторики базируются на об­

щевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей:

o 13 мес — ходит сам;

o 15 мес — ходит длительно, приседает, наклоняется, ползет вверх по лестнице, сам садится в кресло, может встать с коленей;

o 18 мес — сам поднимается и спускается по лестнице, может тащить за собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу;

o 21 мес — умеет ходить по поверхности шириной 15 — 20 см на высоте 15 — 20 см от пола;

o 2 года — может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствие, чередуя шаг; попадает по мячу ногой;

o 2,5 года — приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга;

o 3 года — может несколько секунд простоять на одной ноге;

поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги; прыгает на двух ногах; может ездить на трехколесном велосипеде.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование. Приведем некоторые нормативы:

o 18 мес — повторяет штрих;

o 2 года — по показу повторяет вертикальные линии и круги;

o 2,5 года — делает две линии или больше при рисунке креста;

o 3 года — копирует круг, повторяет по показу крест, рисует

человека без туловища («головонога»).

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.

В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста?

2. Изучение каких сфер психической деятельности включает в себя

3. психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста?

4. Назовите основные параметры оценки познавательной деятельности в раннем возрасте.

5. Каковы основные способы выполнения задания детьми раннего возраста?

6. В чем состоит особенность диагностики эмоционально-волевой сферы

детей раннего возраста?

7. Назовите основные направления логопедического обследования ребенка раннего возраста.

8. Назовите параметры изучения двигательной сферы ребенка раннего возраста.

Литература

o Основная

o Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред.

o Е.А.Стребелевой. — М., 1998.

o Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

o Дополнительна я

o Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997.

o Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В.Зейгарник, В. В. Нико­

o лаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987.

4.3. Психолого-педагогическое изучение детей

дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

4.3.1. Особенности развития

Дошкольное детство — большой и ответственный период жиз­

ни. В этом возрасте происходят большие изменения в психическом

развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная актив­

ность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляют­

ся зачатки логического мышления. Росту познавательных возмож­

ностей способствует становление смысловой памяти, произволь­

ного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком

окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов

детской деятельности. У дошкольников появляется возможность

выполнения действий по словесной инструкции, усвоения зна­

ний на основе объяснений, но только при опоре на четкие на­

глядные представления. Основой познания для этого возраста яв­

ляется чувственное познание — восприятие и наглядное мышле­

ние. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника

восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышле­

ние, зависят его познавательные возможности, дальнейшее раз­

витие деятельности, речи и более высоких, логических форм

мышления. В этот возрастной период у детей формируются про­

странственные представления, которые играют большую роль в

общем психическом развитии ребенка и служат основой для овла­

дения элементарными счетными операциями и математическими

понятиями.

Важное качественное приобретение дошкольного возраста —

появление игры как первого и основного вида совместной дея­

тельности детей. Наряду с игрой в дошкольном детстве развива­

ются так называемые продуктивные виды деятельности.

Интенсивное развитие всех психических функций и расшире­

ние круга практической деятельности формируют у дошкольника

познавательное отношение к окружающей действительности.

Дошкольный возраст характеризуется и интенсивным разви­

тием личности ребенка. Начинается развитие воли, формируется

внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенству­

ется внимание, закладываются основы нравственного развития

личности.

К концу дошкольного возраста формируется готовность к

школьному обучению.

4.3.2. Рекомендации к психолого-педагогическому

изучению детей дошкольного возраста

При проведении обследования дошкольников следует соблю­

дать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: