ГАБ, ТАБ и ХАБ. Влияние технологического процесса на формирование структуры.




Строительные материалы

Лекция №15

ГАБ, ТАБ и ХАБ. Влияние технологического процесса на формирование структуры.

Горячие асфальтобетоны, которые в широком понимании этого слова делятся на:

— Катаные асфальтобетоны в более узком смысле этого слова, когда смешивание асфальтовой массы происходит не на месте самого покрытия, например, в асфальтовых установках, а покрытие наряду с остальными работами производится с помощью обязательной укатки уложенного слоя асфальтового покрытия.

— Литые асфальты, когда смешивание асфальтовой массы производится или в асфальтовых установках ("in plant"), удаленных от места покрытия, или в особых смесителях, размещающихся на грузовиках, на самом месте покрытия ("in situ"), а само покрытие асфальтовой массой осуществляется с помощью литья на основание без использования машинного прокатывания уложенного слоя асфальтового покрытия (поверхность выравнивается с помощью легких ручных деревянных вальков в том случае, если при покрытии не используются особые финишеры (бетонно-отделочные машины для поверхностной обработки асфальта.

Разбрызганные (а затем катаные) асфальты, при употреблении которых смешивание асфальтовой массы производится на месте производства работ ("in situ"), т. е. покрытие наряду с прочим предполагает смешивание составляющих (подогретого или холодного битума в качестве связующего вещества с холодным щебнем); разбрызганные асфальты с учетом способа внесения связующего вещества делятся на:

— Однослойные, двухслойные, многослойные или усиленные поверхностные обработки (при использовании последних на основу в первую очередь наносится связующее вещество, а затем слой щебня, который после этого прокатывается катком) и

— Однослойные или многослойные полупенетрированные или пенетрированные дорожные покрытия (при которых вначале наносится слой щебня, а затем на этот слой разбрызгивается связующее вещество или заливается этим связующим веществом, которое затем "пенетрируется" или проникает в слой щебня при условии обязательного закрытия выполненных таким путем дорожных покрытий с помощью поверхностной обработки) и

— Асфальтовые дорожные покрытия, являющиеся технологическими комбинациями выполнения несущих слоев или покрытий из асфальтобетона и разбрызганных асфальтов.

Афальтовые стабилизации, которые представляют из себя форму "in situ" укрепления слоев щебня холодным или подогретым битумом в роли связующего вещества наподобие стабилизации, при которой связующим веществом является цемент или известь.

С точки зрения системы механизмов и оборудования при производстве массовых асфальтовых работ при укладке чаще всего используются катаные асфальтобетоны. Для катаных асфальтобетонов характерен горячий способ их выполнения, т. е. производства (смешивания) и уплотнения с помощью катков. При этом:

— Рекомендуемые температуры хранения битума на складе в баках (резервуарах) асфальтовых установок в зависимости от разновидности используемого дорожного битума — от ~130 С до ~(максимально) 170 С

— Рекомендуемые температуры асфальтовой смеси на выходе из смесителя асфальтовой установки в зависимости от вида (сорта) дорожного битума — от ~130 С до ~180 С

— Рекомендуемые температуры асфальтовой смеси на месте покрытия в зависимости от вида (сорта) дорожного битума — от ~130 С до ~170 С, соответственно не ниже 110 С

Асфальтобетонные заводы (АБЗ)

Асфальтовая база (асфальтовый завод) является сложной машинной системой, задачей которой является производство качественной горячей асфальтобетонной смеси заданного состава и заданной температуры на выходе). Основные процессы и технологии производства горячей асфальтобетонной смеси — складирование составляющих компонентов (щебня, отсева (букв. — каменной муки), т. е. наполнителя, битума и природного асфальта), их дозирование, т. е. измерение (путем взвешивания или — в потоке — с помощью расходомера), подогрев и смешивание, а также временное складирование горячей асфальтовой смеси.

 

Схема асфальтосмесительной установки непрерывного действия:

 

1. Бункеры-дозатор

2. Сборный конвейер

3. Конвейер с контролем влажности

4. Сушильно-смесительный барабан

5. Дозатор и подача старого асфальтобетона

6. Смесительная зона

7. Бункер ожидания скипа

8. Пылесос-вентилятор

9. Накопительный бункер

10. Кабина управления

11. Силос минпорошка

12. Бункер старого асфальтобетона

13. Конвейер с контролем влажности

15. Пылеуловитель и силос пыли

16. Битумный бак-цистерна

17. Нагреватель масла

18. Конвейер сушильного барабана

 

Схема асфальтосмесительных установок циклического действия:

 

1. Бункеры-преддозаторы

2. Сборный конвейер

3. Конвейер сушильного барабана

4. Сушильный барабан

5. «Горячий» элеватор

6. Смесительная башня

7. Накопительный бункер

8. Элеватор минпорошка

9. Силос минпорошка

11. Пылеуловитель и силос пыли

12. Пылесос-вентилятор

13. Битумный бак-цистерна

14. Нагреватель масла

15. Кабина управления

Технологические и конструктивные характеристики асфальтового завода определяют способ приготовления и в особенности смешивания асфальтовой массы, который может быть двоякого рода: периодическим и непрерывным. В целом периодическая (циклическая) форма приготовления горячей асфальтобетонной смеси является более качественной, чем непрерывная, прежде всего по причине более точного измерения количества компонентов асфальтовой массы при помощи взвешивания, в отличие от непрерывной установки, где дозировка компонентов осуществляется непрерывно - по объему.

Горячий асфальтобетон – более популярный материал. В зависимости от вида и размеров минеральной составляющей, а также вязкости битума горячие асфальтобетонные смеси делятся на несколько типов.

Общая классификация асфальтов

Отечественная статистика делит этот строительный вяжущий материал на три категории:

- Асфальт (литой). 8,8%

- Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые). 89,3%

- Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (холодные). 1,9%

В литом асфальтобетоне выше доля битума, смесь нагревается до 200-220 °С. В отличие от традиционных уплотняемых смесей, литой асфальт не нуждается в уплотнении и при остывании сам достигает максимальной плотности, имеет более высокую водонепроницаемость и деформационную устойчивость. Используется в основном для ремонтных работ. Такой асфальтобетон можно укладывать как на больших, так и на малых площадях, а также в местах, не доступных для уплотнения катками. Поскольку смесь не нуждается в уплотнении, она пригодна для укладки вручную и нанесения на геометрически сложные поверхности.

Ремонтные работы можно вести и при отрицательных температурах (до –10 °С), что делает технологию практически круглогодичной.

Холодный асфальт по своему составу напоминает обычный – горячий или теплый. Он состоит из щебня, специального битумного вяжущего и различного рода добавок. Его основное отличие в том, что его можно производить при более низкой температуре (70-80 °С). Уникальность этого материала состоит в том, что его можно использовать при температуре воздуха до –15 °С, практически круглый год. Для лучшего обволакивания при производстве холодного асфальта используются специальные виды битума, характеризующиеся очень высокой текучестью и эластичностью, а также специальные адгезионные добавки. Правильный подбор щебеночного материала и вяжущего вещества обеспечивает их хорошее сцепление, а также предотвращает преждевременное окисление щебня при обволакивании битумом. Используется в основном для ремонта и для дорог низких категорий.

Таблица 1

Характеристики разных видов асфальта по особенностям производства и укладки

 

Вид асфальта Связующее вещ-во Т-ра укладки, °C Доля (асфальтобетона) и уплотнения связующего, %

Природный асфальт Нефть От 80 60-75

Горячий Вязкий битум Не ниже 120

Теплый Маловязкий битум 40-80 13-60

Холодный Жидкий битум При температуре окружаю-

воздуха, но не ниже 10

Холодный а/б характеризуется способностьюоставаться длительное время после приготовления в рыхлом состоянии. Это объясняется наличием тонкой пленки на минеральных зернах.

ГОСТ 9128-84 холодные а/б подразделяет на типы Бх, Вх, Гх, Дх. Наибольший размер щебня в а/б 10-15мм.

Для холодного а/б применяют материалы, имеющие угловатую форму зерен с шероховатой поверхностью. Это необходимо для повышения внутреннего трения, что компенсирует уменьшение прочности а/б ввиду пониженного сцепления при использовании жидких битумов.

При длительном хранении смеси на складах в открытых штабелях (6-8 мес.), а также при использовании ее при пониженных т-рах, используют битум пониженной вязкости.

ХАБ готовят на стационарных заводах. Смесь уплотняют катками на пневматических шинах за 6-8 проходов по одному следу. Окончательное уплотнение достигается от движения автотранспорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: