Шарыпов Александр Владимирович




Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»

 

Кафедра «Автомобильный транспорт и автосервис»

 

 

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

 

Программа, методические указания и задания контрольной работы для студентов заочного обучения направления 1906000.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

 

Курган 2012

 

 

Кафедра: «Автомобильный транспорт и автосервис»

 

Дисциплина: «Управление социально-техническими системами»

Направление 1906000 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов"

 

Составил: доцент, канд. техн. наук Шарыпов А.В.

 

Утверждены на заседании кафедры «» 2012г.

 

Рекомендованы методическим советом университета

«_____» ___________2012г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина “Управление социально-техническими системами” предназначена для студентов, обучающихся по специальности 150200 "Автомобили и автомобильное хозяйство".

В задачи изучения дисциплины входит приобретение студентами знаний и умений, необходимых в его будущей профессии.

После изучения дисциплины студент должен иметь представление о программно-целевых методах управления и принятия решений, о методах информационного обеспечения производства, а также знать и уметь использовать: методы управления транспортными системами, исследования операций и принятия решений; научно-техническую и справочную литературу, в том числе и зарубежную, для решения конкретных задач по выбранной специальности;

Студент должен иметь навыки: сбора, обработки и анализа эксплуатационной информации на транспорте; использования методов математического моделирования для решения производственных, управленческих и технико-экономических задач.

Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 1906000 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов"

 

.

 

Литература:

Основная

1. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е.С. Кузнецова. - М.: Транспорт, 1991г. - 416с.

2.Кузнецов Е.С. Управление техническими системами: Учебное пособие/МАДИ (ТУ) - М., 1997.-177с.

3.Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. Издание второе. М.: Транспорт, 1990.-272с.

Дополнительная

4.Клейнер Б.С., Тарасов В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Организация и управление. - М.: Транспорт, 1986. 237с.

5.Лохов А.Н. Организация управления на автомобильном транспорте: Опыт, проблемы, перспективы. М.: Транспорт, 1987. – 272с.

6. Положение о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М.: Транспорт, 1986. - 73с.

7. Обыденнов А.П. Управление автомобильным транспортом с применением ЭВМ. - М.: Транспорт, 1989.- 245с.

8.Васильев В.И., Глазырин А.В., Дик И.И. Управление ресурсосбережением и производством при технической эксплуатации автомобилей. КМИ – Курган, 1992. 83с.

1 УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Тема 1 Введение

 

Цели, задачи и порядок изучения дисциплины. Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде.

Литература: 1,2,3.

 

Тема 2 Понятие о технических системах и их управлении

 

Система. Подсистема. Классификация систем. Элемент системы. Структура системы. Большие системы и их признаки.

Управление. Основные этапы управления. Оптимальное, нерациональное и рациональное управление. Итеративный характер управления.

Литература: 2,3.

 

Тема 3 Методы управления

 

Классификация методов управления: жесткое управление; управление с обратной информационной связью; реактивный метод управления; программно-целевой метод управления.

Цель системы. Решение. Целевая функция. Целевой показатель. Целевой норматив. Степень достижения поставленной цели.

Литература: 1,2,3.

 

Тема 4 Дерево целей и систем автомобильного транспорта и технической эксплуатации. Инженерно-техническая служба – инструмент управления производством обслуживания и ремонта автомобилей

 

Дерево целей. Схема дерева целей. Связи целей разного уровня. Дерево целей транспортного комплекса РФ.

Дерево систем и его роль при управлении производством Схема верхних ярусов дерева систем технической эксплуатации.

Взаимодействие дерева целей и дерева систем. Количественная оценка вклада конкретных подсистем в достижение цели системы. Классификация подсистем и факторов дерева систем.

Основные задачи ИТС, ее структура и ресурсы. Нормативное, ресурсное, проектное и технологическое обеспечение технической эксплуатации.

Литература: 2.

 


Тема 5 Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем

 

Определение понятия “Научно-технический прогресс”. Закон убывающей эффективности использования капиталовложений или других видов ресурсов. Производственная функция.

Этапы разработки и реализации нововведений.

Бизнес - план как инструмент планирования нововведений в рыночных условиях.

Литература: 3.

 

Тема 6 Методы принятия инженерных и управленческих решений

 

Виды и классификация методов принятия решений при управлении производством. Процесс принятия решения. Стандартные и нестандартные решения. Показатель эффективности принятия решения.

Литература: 2,3.

 

Тема 7 Интеграция мнения специалистов при анализе рыночных и производственных ситуаций и принятии решений

 

Классификация методов получения экспертных оценок. Априорное ранжирование. Этапы реализации метода априорного ранжирования. Метод Дельфи.

Литература: 2,3.

 

Тема 8 Использование игровых методов при принятии решений в условиях риска и неопределенности

 

Понятие об игровых методах. Принятие решений в условиях риска. Принятие решений в условиях неопределенности. Максиминный, минимаксный критерии и критерий пессимизма-оптимизма (Гурвица). Особенности принятия решения в конфликтных ситуациях.

Литература: 2,3.

 

Тема 9 Использование имитационного моделирования и деловых игр при анализе производственных ситуаций и принятии решений

 

Понятие о моделировании. Модель. Метод имитационного моделирования. Применение имитационного моделирования при решении технологических и управленческих задач. Деловые хозяйственные игры.

Литература: 1,2,3.

 


Тема 10 Жизненный цикл и обновление больших технических систем

 

Понятие о жизненном цикле системы и ее элементов. Возрастная структура автомобильного парка. Реализуемый показатель качества автомобиля. Реализуемый показатель качества парка как системы. Регулирование и управление возрастной структурой парка. Методы расчета показателей возрастной структуры автомобильных парков: при дискретном списании автомобилей; при случайном списании автомобилей. Лизинг как метод обновления технических систем.

Литература: 1,2,3.

 

Тема 11 Системный анализ при комплексной оценке программ и мероприятий инженерно-технической службы

Основные задачи инженерно-технической службы. Ее структура и ресурсы. Определение целевых нормативов инженерно-технической службы (ИТС) на основе анализа дерева целей автомобильного транспорта. Системный анализ инженерно-технической службы.

Литература: 3.

 

2 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

2.1 Общие указания к выполнению контрольной работы

Студенты заочного обучения выполняют одну контрольную работу в 9 семестре.

Вариант задания контрольной работы выбирается по сумме двух последних цифр номера зачетной книжки. Если две последние цифры являются нулями, то студент выбирает вариант №18.

Контрольную работу можно выполнять в ученической тетради. Освещать вопросы нужно более полно, сопровождая текст необходимыми рисунками и схемами. Также рекомендуется пользоваться дополнительной литературой и использовать примеры из практики работы автотранспортных предприятий.

 

2.2 ВАРИАНТЫ

контрольной работы

 

Вариант 1

1. Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде.

2. Определение понятия система. Основные свойства и характеристики систем. Классификация систем.

 

Вариант 2

1. Основные задачи инженерно-технической службы. Ее структура и ресурсы.

2. Понятие об управлении. Основные этапы управления.

 

Вариант 3

1. Цели системы и целевая функция.

2. Классификация методов управления.

 

Вариант 4

1. Понятие о дереве целей.

2. Принятие решений в условиях определенности.

 

Вариант 5

1. Взаимодействие ДЦ и ДС. Количественная оценка вклада конкретных подсистем в достижение цели системы.

2. Бизнес- план как инструмент планирования нововведений в рыночных условиях.

Вариант 6

1. Дерево систем и его роль при управлении производством.

2. Определение понятия “Научно-технический прогресс”. Экстенсивная и интенсивная формы развития систем.

 

Вариант 7

1. Классификация подсистем и факторов ДС.

2. Принятие решений в условиях неопределенности.

 

Вариант 8

1. Этапы разработки и реализации нововведений.

2. Метод Дельфи при оценке ситуаций и выработке решений.

 

Вариант 9

1. Принятие решений в условиях риска.

2. Управление возрастной структурой парка.

 

Вариант 10

1. Применение имитационного моделирования при решении технологических и управленческих задач.

2. Системный анализ инженерно-технической службы.

 

Вариант 11

1. Возрастная структура и реализуемые показатели качества автомобиля и парка.

2. Виды и классификация методов принятия инженерных решений. Блок-схема принятия решений.

 

Вариант 12

1. Априорное ранжирование.

2. Жизненный цикл системы и ее элементов.

 

Вариант 13

1.Лизинг как метод обновления технических систем.

2.Определение целевых нормативов ИТС на основе анализа дерева целей автомобильного транспорта.

Вариант 14

1.Программно-целевой метод управления. Определение понятия Программа”.

2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия разгосударствления и приватизации предприятий и организаций.

 

Вариант 15

1.Виды получаемой информации о состоянии системы.

2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия сокращения объемов транспортной работы на рынке (спроса).

 

Вариант 16

1.Выбор рационального момента перехода на новые технологии.

2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия работы в условиях значительной инфляции.

 

Вариант 17

1.Производственный план предприятия в бизнес-плане.

2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия появления избытка подвижного состава, площадей, оборудования и персонала.

 

Вариант 18

1.Организационный план предприятия в бизнес-плане.

2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия существенного роста цен на автомобильное топливо, материалы, запасные части, платы за землю и т.д.

 


 

Шарыпов Александр Владимирович



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: