Тема 5. Правовое регулирование государственных расходов и финансирования




Правовые основы государственных расходов. Государственные расходы как финансово-правовая категория: их понятие и система. Необходимость затрат государства и муниципальных образований. Классификация государственных (муниципальных) расходов. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов. Источники финансирования. Новые явления в источниках финансирования и организационно-правовых формах его осуществления. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования. Понятие сметы бюджетного учреждения, ее содержание. Порядок составления, утверждения и исполнения сметы.

 

На современном этапе развития Российской Федерации, в условиях нестабильной экономической ситуации, финансовых кризисов вопросы правового регулирования государственных и муниципальных расходов имеют первостепенное значение.

Финансовая деятельность государства и муниципальных об­разований — это деятельность по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований. Таким образом, государственные и муниципальные расходы являются одним из направлений финансовой деятельности государства и муници­пальных образований и неразрывно связаны с другим направ­лением — с образованием фондов денежных средств. И от того, насколько планомерно эффективно и полно будут аккумулиро­ваться финансовые ресурсы, затем распределяться, зависит после дующее их использование, а следовательно, функционирование государственных и муниципальных расходов.

В научной и учебной литературе встреча­ются понятия «расходы бюджета» и «го­сударственные и муниципальные расходы».

Согласно ст. 6 БК РФ расходы бюджета — это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, нахо­дящихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, юридическая сторона расходов бюджета — это составная часть современной финансовой системы государства.

Государственные и муниципальные расходы можно рассма­тривать с различных точек зрения.

В материальном аспекте — это конкретные суммы затрат го­сударства и муниципальных образований, произведенные в целях выполнения ими своих задач и функций.

В организационном и методическом аспектах государственные и муниципальные расходы выступают в качестве составной части финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Можно выделить следующие признаки государственных и муниципальных расходов:

— публичных характер, так идут на покрытие основных задач и функций государства и муниципальных образований;

— не подлежат возврату, поскольку идут на удовлетворение публичных потребностей государства и муниципальных обра­зований;

— имеют непрерывный характер;

— являются составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

— источниками государственных и муниципальных расхо­дов являются как централизованные, так и децентрализованные фонды денежных средств;

— назначением государственных и муниципальных расходов является постоянное финансирование задач и функций государ­ства и муниципальных образований.

Таким образом, понятие «государственные и муниципальные расходы» значительно шире, чем понятие «расходы бюджета», так как источниками государственных и муниципальных рас­ходов являются не только бюджетные средства, но и средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов, а также средства государственных и муниципальных предпри­ятий и организаций.

Государственные расходы — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию раз­нообразных фондов денежных средств для реального обеспечения денежными средствами, финансовыми ресурсами выполнения задач, стоящих перед государством в каждый данный период развития.

Государственные и муниципальные расходы можно класси­фицировать по различным основаниям:

1) в зависимости от форм собственности субъектов: государственные и муниципальные

2) в зависимости от характера участия в общественном про­изводстве выделяются расходы на финансирование:

— оборотных средств (текущие расходы);

— основных фондов (капитальные расходы);

— создание резервов;

3) в зависимости от того, из какого фонда производятся рас­ходы:

— бюджетное финансирование;

— финансирование за счет государственных внебюджетных фондов;

— за счет кредитования;

— страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию;

— выплаты по государственному долгу;

— точечные, адресные выплаты при определенных, строго ограниченных законом условиях;

— расходы за счет децентрализованных источников финанси­рования, т. е. расходы, покрываемые за счет собственных средств юридических лиц, работающих на рынке: централизованные, децентрализованные.

4) по масштабам финансирования:

5) в зависимости от юридического основания:

— плановые, основанием которых являются финансово­плановые акты;

— чрезвычайные, как правило, покрываются за счет резерв­ных фондов.

Сметно-бюджетное финансирование представляет собой поря­док выделения средств из бюджетов казенным учреждениям на осно­ве бюджетных смет для осуществления их основной деятельности.

Современные представители науки финансового права вы­деляют следующие принципы, которые присущи сметно-бюд­жетному финансированию: безвозвратности и безвозмездности; целевое использование финансовых ресурсов; получение максималь­ного эффекта при минимальных затратах; соблюдение финансовой дисциплины.

На протяжении последних лет реализуется концепция бюд­жетирования, ориентированного на результат (БОР).

Бюджетирование, ориентированное на результат, является наиболее известным современным методом повышения эф­фективности бюджетных расходов. Безусловно, результативное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюд­жетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей. В Российской Федерации си­стема бюджетирования, ориентированного на результат, начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформи­рования бюджетного процесса в 2004—2006 гг. Инструментами БОР являются доклады о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств, программно-целевой метод бюджетного планирования, реестр расходных обязательств и реформирование бюджетной классификации.

Применение бюджетирования, ориентированного на резуль­тат, предоставляет большую свободу распорядителям бюджетных средств в выполнении поставленных перед ними задач, а также позволяет измерять эффективность и результативность бюджет­ных расходов. По сути, данные преимущества ведут к отказу от практики затратного финансирования, стимулируют крити­ческий анализ структуры и объема расходования бюджетных средств, способствуют выбору расходных направлений в соот­ветствии с поставленными стратегическими целями.

Задача бюджета при системе бюджетирования, ориентиро­ванного на результат, заключается в установлении приоритетов расходов, предоставлении простора для оперативного управле­ния, создании стимулов для экономии средств, тесной увязки бюджетных расходов с приоритетами государственной политики. Расходы привязываются к функциям, программам, услугам, ви­дам деятельности и их результатам. Исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов через расчеты их результативности. Основным ста­новится программный метод планирования. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой. Проводится мониторинг и последующий аудит финансов и результатов деятельности.

В 2010 г. был принят Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации в связи с совершенствовани­ем правового положения государственных (муниципальных) учреждений»2, целью которого является усовершенствование правового положения государственных и муниципальных уч­реждений.

Согласно ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федера­ции и муниципальным образованием.

Типами государственных, муниципаль­ных учреждений признаются: автоном­ные, бюджетные и казенные.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствую­щую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреж­дения.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным спо­собом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую до­ходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Рос­сийской Федерации.

Таким образом, законодатель установил новый тип учреж­дения — казенное. Все поступления от его приносящей доход деятельности будут зачисляться в соответствующий бюджет. Для бюджетных учреждений вместо сметного финансирования будут выделяться субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

К участникам бюджетного процесса — получателям бюджет­ных средств отнесены казенные, а не бюджетные учреждения.

На современном этапе развития государства бюджетные учреждения дифференцированы по степени имущественной и финансовой самостоятельности в рыночных условиях, и со­ответственно меняются подходы к финансовому контролю за их деятельностью.

Казенные учреждения в основном будут решать задачи обо­роноспособности и безопасности страны, поэтому они будут функционировать в условиях наибольшего контроля со стороны государства. Проверка Казначейством РФ наличия денежных обязательств казенного учреждения, будет включать в себя предварительный контроль по всем расходам, а также текущий и последующий контроль (п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в ред. Закона № 83-ФЗ).

Бюджетные учреждения предположительно будут решать задачи в рамках приоритетных национальных проектов и раз­вития регионов. Поэтому государственный контроль в основном последующий по результатам выполнения государственного за­дания. Предварительный контроль будет осуществляться только на стадии санкционирования бюджетных расходов по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям (п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организа­циях», в ред. Закона № 83-ФЗ).

Наибольшей имущественной и финансовой самостоятель­ностью будут обладать автономные бюджетные учреждения, которые решают задачи в сфере социального развития. Прежде всего это образование, культура и спорт. Наблюдательный совет автономного учреждения, по сути, является основным контроль­но-надзорным органом, который пусть и опосредованно, но осу­ществляет финансовый контроль государства (муниципалитета) как собственника имущества, закрепленного за автономным учреждением (ст. 10 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в ред. Закона № 83-ФЗ).

Согласно ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств яв­ляется орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствую­щего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Получатель бюджетных средств в соответствии со ст. 162 БК РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

— составляет и исполняет бюджетную смету;

— принимает и (или) исполняет в пределах доведенных ли­митов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

— обеспечивает результативность, целевой характер исполь­зования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

— вносит соответствующему главному распорядителю (рас­порядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

— ведет бюджетный учет либо передает на основании согла­шения это полномочие иному государственному (муниципаль­ному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

— формирует и представляет бюджетную отчетность полу­чателя бюджетных средств соответствующему главному распо­рядителю (распорядителю) бюджетных средств;

— исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Казенное учреждение — это государственное (муниципаль­ное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномо­чий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответ­ствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным спо­собом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюд­жетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участ­ником) юридических лиц.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, до­веденных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государствен­ный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной адми­нистрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Лимиты бюджетных средств, доведенные до казенного учреж­дения, а также доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. Казенное уч­реждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответ­ствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета — документ, устанав­ливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Также действует приказ Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверж­дения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений». В по­следующем были внесены изменения в данный приказ, связанные с реформированием бюджетной сферы, так как бюджетные сметы будут составляться только казенными учреждениями, а у бюджет­ных учреждений смету заменит план финансово-хозяйственной деятельности.

Однако следует иметь в виду, что согласно п. 2 приказа № 84н общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений будут применяться и к тем бюджетным учреждениям, которые в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) не будут получать бюджетные субсидии, а будут финансироваться на основании бюджетной сметы. Для федеральных бюджетных учреждений решение о порядке финансирования в переходный период принимает со­ответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета. Что же касается бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений, то форма их финан­сового обеспечения в переходный период устанавливается соот­ветственно законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Таким образом, согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета пред­ставляет объем прав казенного учреждения в денежном выраже­нии на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Бюджетными обязательствами являются расходные обяза­тельства, т. е. обусловленные законом, иным нормативным право­вым актом, договором или соглашением обязанности публично­правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридиче­скому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Данные обязательства подлежат исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетная смета — важнейший финансо­вый документ казенного учреждения, пред­ставляющий собой определенную структуру расходов, осуществля­емых казенным учреждением. Бюджетная смета может изменяться, дополняться и уточняться.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, ут­верждается и ведется в порядке, определенном главным распоря­дителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится (ст. 221 БК РФ). Согласно дополнению, внесенному в ст. 221 БК РФ, в случае если казенное учреждение является органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджет­ные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, то бюджетную смету утверждает непосредственно руководитель этого органа.

Если у казенного учреждения есть обособленные (структур­ные) подразделения, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета (они должны быть перечислены в уставе уч­реждения), то они также должны составлять бюджетную смету. В дальнейшем руководитель учреждения объединит сметы таких подразделений и составит единую смету по учреждению.

В целях реализации данной нормы руководитель казенного учреждения может утвердить порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для своих обособленных подразделе­ний, разумеется руководствуясь при этом порядком, утвержден­ным главным распорядителем бюджетных средств.

Руководитель учреждения может не утверждать отдельный порядок, и тогда обособленные (структурные) подразделения учреждения будут руководствоваться непосредственно порядком, утвержденным для учреждения главным распорядителем.

Порядок составления, утверждения и ведения смет должен устанавливаться в форме единого документа.

Следует заметить, что на этапе составления проекта соответ­ствующего бюджета участники бюджетного процесса определяют свои потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и принимаемых бюджетных обязательств. Эти расходы они должны обосновать, т. е. привести расчеты или по­яснить иным способом, отразить в проекте бюджетной сметы и представить данный проект своему главному распорядителю (распорядителю).

Составлять проект бюджетной сметы на очередной финан­совый год необходимо в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным рас­порядителем средств бюджета. Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, то главный распорядитель средств бюджета при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе преду­смотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.

После того как будет принят бюджет, следует исполнение бюджета, организация исполнения которого возложена на со­ответствующий финансовый орган. Во исполнение бюджета по расходам финансовый орган составляет и ведет отдельный до­кумент — сводную бюджетную роспись.

Одновременно с утверждением сводной бюджетной росписи руководитель финансового органа утверждает главным распоря­дителям лимиты бюджетных обязательств на текущий финансо­вый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Главные распо­рядители в свою очередь доводят до распорядителей и получателей бюджетных средств показатели сводной бюджетной росписи, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год также до начала очередного финан­сового года.

На федеральном уровне указанные показатели доводятся через Федеральное казначейство.

С момента доведения до учреждения бюджетных ассигнова­ний и лимитов бюджетных обязательств начинается следующий важный этап — составление и утверждение бюджетной сметы.

Статья 162 БК РФ относит к бюджетным полномочиям полу­чателя бюджетных средств, (а следовательно, и казенного учреж­дения) не только исполнение бюджетной сметы, но и ее состав­ление. Таким образом, казенное учреждение само составляет для себя смету, опираясь на расчетные показатели, характеризующие деятельность учреждения, разработанные и установленные (со­гласованные) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год и на основании доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

Составить смету — это значит установить объем и распреде­лить направления расходования средств бюджета согласно лими­там бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств для обеспечения функций учреждения на один финансовый год.

Показатели сметы формируются по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализа­цией кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Главные распорядители, распорядители средств бюджета, учреждения вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

При установлении порядка составления, утверждения и веде­ния сметы главный распорядитель средств бюджета имеет право дополнить форму сметы еще дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения.

Форму бюджетной сметы утверждает главный распорядитель. К представленной на утверждение смете должны быть приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, исполь­зованных при формировании сметы. Причем эти обоснования являются неотъемлемой частью сметы.

Если учреждение реорганизовано, то его смета составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюд­жета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в объеме доведенных учреждению в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Смету главного распорядителя утверждает руководитель данного главного распорядителя средств бюджета.

Смету учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждает руководитель главного распоряди­теля средств бюджета. Но главный распорядитель может пред­усмотреть и иной порядок утверждения.

Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю распо­рядителя средств бюджета право утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении. Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, пред­ставленный ему распорядителем средств бюджета.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета также имеет право в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения право утверждать смету учреждения. Руководитель главного распорядителя (распоряди­теля) средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета в случае доведения государственного (муни­ципального) задания до подведомственного учреждения предо­ставляет в установленном им порядке руководителю учреждения право утверждать смету учреждения. При этом руководитель главного распорядителя, распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформиро­ванный) распорядителем бюджетных средств.

Если будут выявлены нарушения бюджетного законода­тельства РФ, допущенные соответствующим учреждением при исполнении сметы, то руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета имеет право в установленном им порядке ограничить предоставленное право утверждать сме­ту учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения).

Ведение бюджетной сметы означает внесение изменений в нее в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действу­ющих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмен­та, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Рос­сийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вло­жений» определяет понятие инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В свою очередь, инвестиционная деятельность рассматрива­ется законодателем как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) до­стижения иного полезного эффекта.

Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муници­пальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятия­ми, устанавливаемыми федеральными законами. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Феде­рации и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам).

Законодатель устанавливает субъектов инвестиционной де­ятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, которыми являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользова­тели объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы — это физические и юридические лица, создавае­мые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, госу­дарственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на терри­тории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инве­стиционных проектов[1]. При этом они не вмешиваются в пред­принимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложе­ниями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики — физические и юридические лица, которые вы­полняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соот­ветствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государ­ственные органы, органы местного самоуправления, иностран­ные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные и (или) привлеченные средства инвесторов.

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

— в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предло­жений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

— в бюджетах субъектов Российской Федерации — при усло­вии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации.

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных це­левых программ. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финанси­рования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реали­зации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении зака­зов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Законодатель в ст. 11 указанного Закона выделяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятель­ности, осуществляемой в форме капитальных вложений, выделяя полномочия федеральных органов государственной власти и ор­ганов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти для регулиро­вания инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и ме­тоды:

1) создание благоприятных условий для развития инвести­ционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

— совершенствования системы налогов, механизма начис­ления амортизации и использования амортизационных отчис­лений;

— установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

— защиты интересов инвесторов;

— предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного стро­ительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

— создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер;

— расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации;

— проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инве­стиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятель­ности, осуществляемой в форме капитальных вложений путем:

— разработки, утверждения и финансирования инвести­ционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестици­онных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

— ежегодного формирования федеральной адресной инве­стиционной программы на очередной финансовый год и плано­вый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, уста­новленном Правительством Российской Федерации;

— размещения средств федерального бюджета для финанси­рования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для го­сударственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с упла­той процентов за пользование ими в размерах, определяемых фе­деральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собствен­ности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

— проведения экспертизы инвестиционных проектов в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации;

— защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

— разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

— выпуска облигационных займов, гарантированных целе­вых займов;

— вовлечения в инвестиционный процесс временно при­остановленных и законсервированных строек и объектов, на­ходящихся в государственной собственности;

— предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Ф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: