Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".
Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило. (1918г).
1.Как называется прием нанизывания сходных согласных звуков, который использован в первой строфе для звукоподражания?
Аллитерация
2. Назовите тип рифмы, благодаря которой связываются слова «шерсти» и «шелесте». Неравносложная рифма
3. «Ветром опита, льдом обута» - такой видит поэт улицу. Какой тип иносказания (тропа) использован в заключительных двух стихах?
Метафора
4. Какой прием поэтического синтаксиса использован в заключительных двух стихах («и стоило жить/ и работать стоило»)?
Параллелизм
«Все мы немножко лошади», - заявляет лирический герой стихотворения. В чем он чувствует сходство между собой и лошадью? Главная идея стихотворения.
История, случившаяся с лошадью, даёт поэту повод рассказать о себе, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её. Лошадь – двойник поэта. Вероятно, в стихотворении обыгрывается фразеологизм «работать как лошадь». Лирический герой – это труженик, не дающий себе ни минуты покоя. Вытекает главная идея – стоит жить и работать, потому что все трудности преодолимы, если есть хоть одно существо, которое тебя понимает.
Стихотворения для чтения наизусть: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся».
Сергей Александрович Есенин
(1895 — 1925)
Основные этапы творчества:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком (1924 г).
1.Какой троп, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строчке: «В саду горит костер рябины красной»?
_____________________________________________________________________________
2. Как называется вид рифмовки, который использован автором в стихотворении?
_____________________________________________________________________________
3. Как называется стилистический прием, состоящий в нарушении привычного ряда слов, например постановке определяемого слова перед определением («рябины красной», «роща золотая»)?
_____________________________________________________________________________
4. Назовите номер строфы, в которой в состав метафоры, передающей внутреннее состояние лирического героя, входит диалектное слово.
_____________________________________________________________________________
В чем, на ваш взгляд, смысл уподобления падающих с дерева листьев «грустным словам»? Стоит ли безоговорочно принимать на веру утверждение лирического героя о том, что ему «не жаль» «ничего в прошедшем»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стихотворения для чтения наизусть: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». (одно стихотворение на выбор)
Мари́на Ива́новна Цвета́ева
(1892 — 1941)
Основные этапы творчества:
Марина Цветаева родилась 26 сентября 1894 г. в Москве. В 1910 г. тайком от родителей Марина Цветаева выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей ее законченного детства.
5 мая 1911 г. в Коктебеле решилась судьба поэтессы. Здесь она встретилась с Сергеем Эфроном. В январе 1912 г. они поженились. В октябре того же года у них родилась дочь, ее назвали Ариадна. В период с сентября по декабрь семья Цветаевой живет в Крыму. Всю зиму Марина работала над поэмой «Чародей», которая вошла в «Юношеские стихи».
11 февраля 1915 г. Цветаевой было написано первое стихотворение, обращенное к Анне Ахматовой («Узкий, нерусский стан...»). В конце января — начало февраля 1916 в Москву приезжает Осип Мандельштам и Марина Цветаева пишет стихи, которые посвящает ему, а также стихи о Москве.
В марте в ее творчестве нашло отражение знакомство с Александром Блоком. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «старинному ремеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. Летом 1916 г. была предпринята поездка М. Цветаевой в г. Александров, где был написан цикл стихов к А. Ахматовой. Во второй половине года М. Цветаева пишет много романтических стихотворений; многие стихи 1916 г. составят впоследствии книгу «Версты». В январе – марте 1917 г. было написано несколько лирических стихотворений, в том числе — на Февральскую революцию. В 1918 г. было написано множество лирических, а также гражданских стихотворений, которые войдут впоследствии в книгу «Лебединый Стан». В ноябре 1918 - недолгая «служба» М. Цветаевой в Наркомнаце, в этот период ею написаны романтические пьесы: «Червонный Валет», «Метель» и почти окончено «Приключение». Январь 1921 г. она работала над поэмой «На Красном Коне», а в феврале уже закончила работу над поэмой «Егорушка». В феврале — март познакомилась с князем С. М. Волконским, кому был посвящен целый цикл стихов «Ученик», обращенных к нему. В то же время было написано много лирических стихотворений: циклы «Марина», «Разлука», «Георгий». В январе-мае 1922 г. М. Цветаева продолжает писать прощальные стихи. Написала поэму «Переулочки» — прощание с Москвой.10 мая М. Цветаева получила необходимые документы для выезда с дочерью за границу и 11 мая отъезжает. В мае 1927 года М. Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России». В 1939 г. Цветаева вернулась на Родину.Начинается Великая Отечественная война.31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор единственно правильным.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед. (1913 г).
1.Каким стихотворным размером написано стихотворение?
Ямб
2. В каждой из трех строф стихотворения одна из строчек начинается словосочетанием «моим стихам». Как называется такой синтаксический прием?
Анафора
3. В третьем и четвертом стихах первой строфы четырежды повторяется согласный «р». Как называется этот прием звукописи?
Аллитерация
4. Все стихотворение представляет собой развернутое высказывание лирической героини. Каким термином обозначается этот тип речи?
Монолог