Гражданская война в Сирии




Тема 2.3. Войны США и НАТО в Афганистане и Ираке

 

Краткое содержание: Война в Афганистане с 2001 года по настоящее время. Предыстория. Цели войны: свержение режима талибов. Международные силы, вовлеченные в войну. Война и производство героина в Афганистане. Бесперспективность военных действий США и НАТО. Гражданская война в Сирии. Террористическая организация «Исламское государство».

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: о борьбе с наркотрафиком и международным терроризмом в изучаемом регионе

Знать: поводы и подлинные причины военных действий США в зоне Персидского залива

Уметь: определять цели и перспективы войн США и НАТО в Афганистане и Ираке

Активизация исламского экстремизма

После войны 1990-1991 годов. в зоне Персидского залива происходила резкая активизация исламистского движения. В апреле 1991 году была создана Организация народной арабско-исламской конференции (ОНАИК), целью которой было достижение «исламского единства» и «борьба с международным сионизмом», а текущими задачами - «недопущение капитуляции перед Израилем» и «освобождение оккупированных территорий». С начала 1992 года исламисты развернули диверсионно-террористическую войну против «безбожных режимов» в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, исламское движение активизировалось за пределами региона, в Центральной Азии, квалифицированной как «важный фактор нового исламского мира». Наряду с этим в исламском движении выделилась радикальная группировка, неформальным лидером которой стал Усама бен Ладен, руководивший террористической организацией «Аль-Каида» (в переводе с арабского языка - «основа», «база», «фундамент», «принцип»). Своей основной целью радикалы ставили борьбу с США, превратившихся в «главную цитадель сионизма».

Наиболее опасные формы радикальный исламизм приобрел осенью 2001 года, когда 11 сентября группа террористов, захватив несколько гражданских самолетов, протаранила ими два высотных здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здание министерства обороны США в Вашингтоне. Политико-психологический эффект от катастроф был очень сильным. Страна, не знавшая на своей территории других войн, кроме гражданской, оказалась в состоянии шока. По сути, теракты были организованы транснациональной террористической сетью, связанной с транснациональными финансовыми структурами.

По сведениям ЦРУ, ключевую роль в организации преступлений в США играл У. бен Ладен. Он проживал в Афганистане, контролируя правительство талибов, и оттуда руководил «Аль-Каидой». Вашингтон потребовал от Кабула его выдачи, но получил отказ. США стали угрожать применением силы, но давление не дало результатов.

 

 

Война США в Афганистане

Военная операция США и их союзников в Афганистане началась 7 октября 2001 года. Она проводилась в рамках операции «Несокрушимая свобода» (Enduring Freedom), начатой в ответ на террористический акт 11 сентября 2001 года.

Основанием для введения войск США и Великобритании в Афганистан послужила резолюция Совета Безопасности ООН № 1368 от 12 сентября 2001 года.

Помимо этого, к антитеррористическим усилиям в Афганистане был подключен контингент Международных сил содействия безопасности в Афганистане (International Security Assistance Force ‑ ISAF) под командованием представителей НАТО, действовавший в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1386 от 20 декабря 2001 года.

Основные задачи обоих контингентов, по утверждению их руководства, - поиск и уничтожение боевиков афганского экстремистского движения «Талибан» и международной террористической группировки «Аль-Каида».

В течение первого месяца боевые действия сводились к воздушным бомбардировкам американской авиацией различных военных объектов талибов. После месяца бомбардировок боеспособность движения «Талибан» значительно снизилась. 9 ноября 2001 года войсками НАТО совместно с антиталибским «Северным альянсом» была проведена первая серьезная наступательная операция с начала воздушной кампании - захвачен крупный город Мазари-Шариф. 13 ноября талибы без боя оставили Кабул, находившийся под их контролем с 1996 года.

25 ноября в Афганистане высадился первый крупный воинский контингент США – около тысячи морских пехотинцев были переброшены вертолетами с кораблей в Аравийском море в район южнее Кандагара, где они создали передовую оперативную базу Кэмп-Рино (Camp Rhino).

Основной этап боевых действий завершился 7 декабря взятием Кандагара. Остатки талибов и международных террористов сумели сохранить свои лагеря и действовали в различных уголках страны. Высшее руководство во главе с бен Ладеном отступило в Пакистан.

В течение продолжавшейся два года «активной фазы» объявленной войны против международного терроризма были достигнуты некоторые успехи. По данным американских источников, за это время в ходе воздушных налетов были убиты или взяты в плен две трети руководства и активистов «Аль-Каиды»..

В мае 2007 года большим успехом международной коалиции стала ликвидация известного полевого командира муллы Дадуллы, командовавшего всеми силами «Талибана» на юге страны.

Движение «Талибан», потеряв власть, не потеряло свою военную силу и перешло на ведение партизанской войны. Их главной тактикой стало нападение на конвои и патрули, минирование дорог и мостов, нападение и убийства как американских и натовских военнослужащих, так и мирных жителей.

1 декабря 2009 года президент США Барак Обама, выступая перед слушателями военной академии в Вест-Пойнте, рассказал о новой стратегии в Афганистане, которая, по его словам, основана на трех «китах»: военных действиях против талибов, сотрудничестве с ООН, международными партнерами и афганским народом, а также тесном партнерстве с Пакистаном. Обама объявил об отправке в Афганистан дополнительно 30 тысяч военнослужащих, отметив, что это поможет стабилизировать ситуацию и начать вывод войск из этой страны в июле 2011 года.

В мае 2011 года спецслужбы США провели две успешные операции. В ночь на 2 мая 2011 года лидер международной террористической организации «Аль-Каида» Усама бен Ладен был ликвидирован американским спецназом в доме, находящемся в районе города Абботтабад на севере Пакистана.

23 мая 2011 года агентство Синьхуа со ссылкой на данные одного из частных афганских телеканалов сообщило, что лидер движения «Талибан» в Афганистане мулла Мохаммед Ом ар уничтожен в Пакистане.

В июне 2011 года президент США Барак Обама в обращении к нации заявил о том, что процесс перехода ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане к местным властям должен быть завершен к 2014 году.

30 сентября 2014 года США и Афганистан, а также США и НАТО подписали соглашения о безопасности, которые юридически обосновали присутствие контингента американских (около 10 тысяч человек) и натовских (около 3 тысяч человек) войск на территории республики до 2016 года после формального вывода из Афганистана основной группировки антитеррористической коалиции в конце 2014 года.

28 декабря 2014 года возглавляемая Соединенными Штатами миссия НАТО в Афганистане была завершена. Официальная церемония ее закрытия прошла в Кабуле.

С 1 января 2015 года в Афганистане действует небоевая миссия НАТО «Решительная поддержка» (Resolute Support), в рамках которой в стране находятся около 12 тысяч военнослужащих. В их функции входит обучение и консультирование афганских силовых структур, а также проведение контртеррористических операций против последователей «Аль-Каиды».

Военная кампания США в Афганистане стала самой длинной войной в американской истории, затянувшись на целых 13 лет. Максимальная численность военного контингента США за годы войны составила 140 тысяч солдат в 2010 году.

В ходе военных действий были убиты более 2300 американских солдат и более тысячи солдат международной коалиции. Ранены 17 674 американских солдата. В результате перекрестного огня, взрывов снарядов, убийств, бомбардировок и ночных рейдов по жилищам погибла 21 тысяча мирных жителей.

Еще одним негативным последствием оккупации территории Афганистана войсками НАТО стало увеличение производства наркотиков. Средствами массовой информации сообщается, что Афганистан вышел на второе место в мире после Марокко по производству марихуаны и гашиша.
С 2001 по 2008 год производство опиатов и героина в Афганистане выросло
в 2-2,5 раза.

Война США в Ираке

Согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН от 3 апреля 1991 года, после завершения войны в Персидском заливе в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны в дальнейшем сотрудничестве. В ответ в декабре 1998 года США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лиса пустыни». После её завершения иракская система ПВО начала регулярно обстреливать американо-британские самолёты, патрулировавшие неполётные зоны, что приводило к ответным ударам, нередко сопровождавшимся жертвами среди местного населения. Вооружённые инциденты в иракском небе периодически происходили с декабря 1998 по март 2003 года, их число заметно выросло с середины 2002 года.

Но несмотря на серьезные трудности, вызванные поражением в войне 1991 года, экономической блокадой, потерей большей части национального богатства, активной деятельностью оппозиции на севере и юге страны, режиму С. Хусейна тем не менее удалось обеспечить устойчивость своего правления, приспособить национальную экономику к выживанию в условиях жесткой международной изоляции и сохранить контроль над большей частью собственной территории.

Очевидно, это явилось одной из важнейших причин усиления давления США и их союзников на иракское руководство. В качестве предлога для активизации антииракской кампании США избрали проблему разоружения Ирака. 5 февраля 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. В 2004 году Пауэлл признался, что обнародованные им данные были во многом неточными, а иногда и сфальсифицированными.

Особый интерес США к Ираку был обусловлен его энергетическими ресурсами. Согласно данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), на середину марта 2003 года Ирак обладал вторыми по величине запасами сырой нефти в мире, уступая лишь Саудовской Аравии. Нефтяные резервы Ирака оценивались в 112,5 млрд. баррелей, а Саудовской Аравии составляли 261 млрд. баррелей. Кроме того, в Ираке имеются значительные месторождения газа, серы и фосфатов.

Ирак привлекателен своим геополитическим положением. Через его территорию проходят международные сухопутные и воздушные пути, связывающие Европу со странами Среднего Востока и Южной Азии. Вместе с тем, контроль над Ираком открывал для США дополнительные возможности для ликвидации неугодных режимов в соседних странах, Сирии и Иране.

США и союзники начали вторжение в нарушение Устава ООН и без санкции ее Совета Безопасности. Публично взяли на себя обязательства перед антииракской коалицией 48 государств. Но политика США в отношении Ирака расколола мировое сообщество и отдельные его сегменты.

Военная операция, получившая название «Иракская свобода» началась утром 20 марта 2003 года. Плацдармом для вторжения стал Кувейт. За первые сутки военных действий было нанесено не менее 10 ракетно-авиационных ударов, а в налетах участвовало около 30 стратегических бомбардировщиков ВВС США. Цель первых ракетно-бомбовых ударов состояла в том, чтобы уничтожить высшее военное и политическое руководство страны.

В течение последующего периода военных действий авиация наносила мощные удары по всем крупнейшим городам Ирака. В воздушной операции принимали участие самые разные самолеты - от стратегических бомбардировщиков и многоцелевых истребителей до танкеров-заправщиков и разведчиков.

Вторжение сухопутных сил США и Великобритании на территорию Ирака было осуществлено с южного направления. За неделю боевых действий сухопутные части захватили полуостров Фао и продвинулись на несколько сот километров вглубь территории страны.

Силы коалиции взяли под свой контроль порт Умм Каср на юге Ирака, а также нефтяные месторождения в южной части страны на которые приходилось 60 % всей добываемой нефти и все объекты инфраструктуры, включая перерабатывающие заводы, насосные станции и около 600 скважин.

Наряду с южным направлением военных действий 22 марта США приступили к высадке своих войск на севере Ирака, где на аэродроме между городами Мосул и Киркук приземлились военно-транспортные самолеты с американскими десантниками.

К началу апреля 2003 года силы США уже находились на подступах к Багдаду. 9 апреля иракская столица была взята без боя. Режим С. Хусейна был свергнут, а сам он 30 декабря 2006 года был казнен по приговору Верховного суда Ирака через повешение. 11 апреля командование иракского контингента, оборонявшего Мосул, подписало акт о капитуляции с представителями американских сил. 15 апреля американские войска взяли Тикрит, завершив активную фазу боевых действий.

После завершения военной фазы операции по свержению режима С. Хусейна начался развал государственного аппарата и социальной системы Ирака. Вскоре в стране развернулась партизанская война против иностранных войск, которая переросла в гражданскую войну. При этом немалую роль сыграла политика американской администрации, стимулировавшая вражду между этно-конфессиональными группами населения Ирака (курдов против арабов, шиитов против суннитов).

Уже через год потери американских войск превысили тысячу человек, к 2008 году они превысили цифру в 4000 человек. Это привело к активизации в США противников продолжения войны в Ираке. Ряд союзников США стали отзывать свои контингенты из Ирака, в середине 2007 года о своем решении вывести войска заявило правительство Великобритании.

В 2008 году на фоне наметившейся в Ираке стабилизации, а также из-за низкой популярности действий администрации Буша в американском общества встал вопрос о выводе или радикальном сокращении военного присутствия США в Ираке. 17 ноября 2008 года состоялась официальная церемония подписания двустороннего соглашения о статусе американских войск в Ираке. Это соглашение определяло условия нахождения войск США в Ираке после 31 декабря 2008 года, когда истекал срок действия мандата Совета Безопасности ООН на пребывание коалиционных сил в стране. Соглашение предусматривало, в частности, вывод американских войск из городов и деревень к июлю 2009 года, а полный их вывод из страны - к концу 2011 года; согласование всех американских военных операций с властями страны; передачу Ираку полного контроля над его воздушным пространством; невозможность использования территории Ирака для нападения на другие страны. В связи с истечением срока действия мандата ООН в конце 2008 года Ирак покинули воинские контингенты большинства стран, участвовавших в многонациональных силах.

31 августа 2010 года президент США Б. Обама выступил с обращением к нации, в котором сообщил о прекращении активной стадии военной операции в Ираке. 15 декабря 2011 года вблизи Багдада прошла торжественная церемония, посвященная уходу американских военных из Ирака и формальному завершению войны в этой стране. В ходе церемонии министр обороны США Леон Панетта спустил флаг американского контингента в Ираке, что символически ознаменовало окончание миссии.

18 декабря 2011 года последняя колонна войск США покинула Ирак.

В операции «Иракская свобода» участвовали в разное время до 49 стран, наибольшие контингенты были у Великобритании (до 45 тысяч человек), Италии (до 3,2 тысячи человек), Польши (до 2,5 тысячи человек), Грузии (до 2 тысяч) и Австралии (до 2т ысяч). Максимальная численность воинского контингента США в Ираке достигала 170 тысяч человек.

Всего за время войны в Ираке военные потери коалиционных сил составили более 4,8 тысяч человек, из них более 4,4 тысячи - военнослужащие США.

Данные о жертвах среди иракцев разнятся. Американские СМИ называют разные цифры общих потерь Ирака в войне – от 100 до 300 тысяч человек, включая гражданское население. Вместе с тем, по данным Всемирной организации здравоохранения, только в период с 2003 года до 2006 года жертвами войны стали от 150 до 223 тысяч иракцев.

Гражданская война в Сирии

15 марта 2011 года на фоне т.н. «арабской весны» в Сирии начались массовые антиправительственные выступления. Противники действующего режима организовали несколько акций протеста в столице страны Дамаске, а затем на юге страны - в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа.

В апреле 2011 года массовые манифестации с требованием проведения кардинальных реформ начались по всей стране. В результате столкновений с полицией погибли люди.

Глубочайший внутриполитический кризис уже к концу 2011 года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицы, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима Башара Асада (он сам алавит; алавиты - религиозное меньшинство, ответвление шиизма).

Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием. Требования ухода президента Асада сочетались с форсированным становлением в качестве альтернативы режиму оппозиционных структур.

Первой крупной оппозиционной организацией, объединившей разрозненные группировки противников режима в Дамаске после начала вооруженного конфликта в Сирии, стал Сирийский национальный совет (СНС), созданный в 2011 году в Турции. Значительную роль в этой организации играют сирийские «Братья-мусульмане».

В ноябре 2012 года СНС вошел в более широкое формирование сирийской оппозиции - Национальную коалицию оппозиции и революционных сил (НКОРС). Коалиция получила признание ряда арабских и западных стран, однако из-за внутренних противоречий так и не смогла эффективно работать.

Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под «крышей» т.н. Свободной сирийской армии (ССА), созданной сразу после начала конфликта. Ее основу составили разрозненные боевые группировки, сражавшиеся в разных частях Сирии против Асада. Эти бригады состояли в основном из дезертировавших солдат и офицеров. Основной своей целью ССА декларирует уничтожение режима Башара Асада. Многие военные аналитики называют эту конструкцию искусственной, подчеркивая, что отдельные группировки подчиняются своим полевым командирам.

На стороне правительственной сирийской армии воюют алавитское ополчение и шиитские военизированные группы из соседних стран. Среди таковых, например, иракская «Асаиб Ахли аль-Хак» - радикальная группировка, известная хорошим уровнем боевой подготовки.
Помимо того, в 2013 году о своем участии в сирийском конфликте на стороне сирийских властей заявила признанная в ряде стран террористической ливанская шиитская организация «Хезболла». Интерес ливанцев состоит в защите шиитского меньшинства Сирии.

Самостоятельная сторона конфликта - сирийские курды, которые составляют от 9 до 11,5% населения страны. Курды компактно расселены в северных и северо-восточных регионах страны и давно стремятся к созданию широкой автономии Курдистан в составе Сирии.

Диверсионно-террористическая активность вооруженного крыла оппозиции со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком «театре боевых действий». В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а «линия фронта» вплотную приблизились к столице.

Логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка «Джебхат ан-Нусра» и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию стали прибывать тысячи «борцов за веру» со всего арабо-мусульманского мира.

На территории страны ведут действия более тысячи вооруженных антиправительственных групп, включающих более 70 тысяч человек. Из них десятки тысяч являются иностранными наемниками, а большинство составляют экстремисты из более чем 80 стран, в том числе мусульманских государств, ЕС, США, России и Китая (мусульмане-уйгуры).

Внешняя поддержка позволила активизироваться террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России). ИГ, имеющая связи с «Аль-Каидой», набрала наибольшую силу во время действий на территории Сирии, где воевала против правительственных сил и приобрела репутацию одной из самых жестоких. Летом 2014 года организация «Исламское государство» провозгласила «халифат» на захваченных территориях Сирии и Ирака.

Новый виток конфликта возник в августе 2013 года, когда ряд СМИ сообщили о масштабном применении сирийскими войсками химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами атаки стали более 600 человек. Коалиция национальной оппозиции Сирии утверждала, что число жертв могло достигнуть 1,3 тысячи человек. После инцидента стороны конфликта неоднократно заявляли о своей непричастности, обвиняя в случившемся оппонентов. Проведенное миссией ООН расследование подтвердило сам факт химической атаки, но миссия не занималась определением, какая из сторон конфликта применила нервно-паралитический газ зарин.

Возможное использование химического оружия развязало мировую дискуссию о необходимости начала военной операции в Сирии. В свою очередь, президент России Владимир Путин осудил позицию тех, кто призывал к военному решению конфликта в Сирии и выдвинул инициативу о постановке под международный контроль сирийского военно-химического потенциала. 28 сентября 2013 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию по Сирии в поддержку плана Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), направленного на уничтожение сирийских химических арсеналов. В конце июня 2014 года вывоз химического оружия из Сирии был завершен. В начале 2016 года ОЗХО заявила о полном уничтожении сирийского химического оружия.

10 сентября 2014 года президент США Барак Обама объявил о создании международной коалиции против радикальной группировки «Исламское государство». Однако, по оценкам экспертов, действия возглавляемых Вашингтоном сил не привели к сколько-нибудь значимым успехам. Более того, коалицию не раз обвиняли в том, что в результате авиаударов гибли мирные жители, а не террористы.

С 30 сентября 2015 года Россия по запросу президента Б. Асада начала наносить точечные авиаудары по объектам запрещенных в РФ группировок «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» в Сирии. К январю 2016 года Воздушно-космические силы при участии кораблей Каспийской флотилии и подводной лодки Черноморского флота «Ростов-на-Дону» уничтожили несколько сотен боевиков и тысячи объектов террористов. Действия Воздушно-космических сил России после обращения сирийского правительства реально помогли переломить ситуацию в Сирии, помогли обеспечить сужение контролируемого террористами пространства.

В январе 2015 года Россия стала организатором неформальных предварительных консультаций между представителями сирийского правительства и оппозиции, первый раунд которых прошел в Москве с 26 по 29 января, а второй - с 6 по 9 апреля 2015 года Сторонам удалось согласовать итоговый документ из десяти пунктов.

18 декабря 2015 года впервые за долгое время и в условиях напряженной международной обстановки странам-членам Совета Безопасности ООН удалось договориться и принять резолюцию, направленную на запуск мирного процесса в Сирии. Документ предполагает прекращение огня, создание конституции в шестимесячный срок, проведение в течение 18 месяцев выборов и учреждение единого антитеррористического фронта.

В качестве основы для политического перехода в Сирии СБ ООН одобрил Женевское коммюнике «Группы действий» по Сирии от 30 июня 2012 года и «венские заявления» (совместное заявление от 30 октября 2015 года по итогам многосторонних переговоров по Сирии, проведенных в Вене, и заявление Международной группы поддержки Сирии от 14 ноября 2015 года).

Стороны конфликта получают военную помощь от других стран -поддержку правительственным силам оказывают Россия и Иран, сирийская оппозиция получает помощь от западных держав и монархий Персидского залива. На стороне правительства выступают шиитские военизированные формирования (в частности, ливанская «Хезболла»), а также проправительственные военизированные формирования (Национальные силы обороны). На стороне оппозиции - радикальные исламистские группировки, такие как «Ансар аль-Ислам».

В результате вооруженного конфликта, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек. 13,5 миллиона жителей нуждаются в срочной помощи.
4,5 миллиона из них бежали в соседние страны, многие стали перемещенными лицами. Экономике и инфраструктуре страны нанесён колоссальный ущерб. Конфликт характеризуется ожесточёнными боевыми действиями, беспорядочными обстрелами населённых пунктов, массовыми убийствами и многочисленными военными преступлениями против мирного населения. На территориях, подконтрольных исламистам, действуют законы шариата, узаконено рабство, подвергаются гонениям религиозные меньшинства, а также разрушаются объекты культурного наследия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: