II. Основные этапы мероприятия.




Исследование в малых группах.

– Ребята, посмотрите на слайды. И вот первая загадка леса. Как называются эти растения? И почему их так назвали?

Сейчас вы будете работать в группах. Вам даны задания. Внимательно читайте инструкцию и попробуйте выполнить её. (Инструкционная карта и помощница представления на партах).

Инструкционная карта

1. Определи растение по атласу-определителю.

2. Подумай, почему оно так называется?

3. Прочитай об этом в дополнительном источнике.

4. Представь свои факты в «Помощнице ответа».

Помощник ответа.

Растение --------------------.

Оно называется так, потому что-----------

Обмен информацией.

1.Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта.

2. У этого растения цветы похожи на звездочки.

3. Существует такая легенда: молодые люди — парень и девушка — горячо полюбили друг друга, а затем поженились, не ведая о том, что они являются братом и сестрой. А когда узнали об этом, то, чтобы не разлучаться, превратились в цветы — иван-да-марья, окрашенные в разные цвета. И стал этот цветок с тех пор символом верности.

Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, жёлтые цветки – сестра.

4. Есть в лесах интересное растение, которое называется медуница. Она зацветает очень рано весной, как только сойдет снег и долго — почти всю весну, вплоть до начала лета. Цветки этого растения богаты нектаром, их охотно посещают насекомые: пчёлы, которые делают из нектара мёд и толстые мохнатые шмели.

5. При прикосновении к ней во время созревания она растрескивается и с силой выбрасывает семена. Отсюда и название растения — недотрога.

Связывание информации, формулирование вывода.

Растения так называются, потому что они похожи на что-то, по легенде, по характеру растения.

Фронтальная работа.

А теперь снова загадка. Попробуйте самостоятельно объяснить названия других растений.

Почему дышу я вольно,

И судьбой своей доволен.

Хоть расту я вдоль дорог,

И меня топчут сотни ног? (Подорожник.)

Почему его так называют?

- Вывод: по месту произрастания.

Он желтыми цветками распускается,

А после цветения сдувается. (Одуванчик.)

Почему его так называют?

-Вывод: по легенде.

Голубой бубенчик

На лугу стоит.

И под песню ветра

Весело звенит. (Колокольчик.) Почему его так называют?

- Вывод: схожи.

Дети, а можно рвать в лесу цветы?

Физкультминутка. Давайте вспомним слова, которые мы учили, когда ходили на экскурсию и проговорим их.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я, и ты, мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Учитель: Вот новая загадка. Отгадайте её.

Работа с учебником.

Жу-жу, жу-жу.

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом (Жук).

- Посмотрите, в лесу не только растут растения, но и есть насекомые. Давайте с ними познакомимся. Для этого откроем книгу на с. 99. (На слайде жук-олень, жук-носорог, жук-слоник).

-Как вы думаете почему их так назвали? Ответы детей.

-Найдите рисунки жуков. Соедините линиями насекомых с тем животным, которое они напоминают. (Работа в парах. Взаимопроверка.)

-Ребята, отгадайте, о каком жуке сейчас расскажу вам я:

«Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез, еще опаснее его личинки. Эти жуки носят названия того месяца, в котором они появляются» (Майские жуки).(Слайд)

Как вы думаете, почему его так назвали? Ответы детей.

Игра «Озвучь картинку».

-Лес шелестит, поет, звенит, жужжит… Слушай лес и радуйся его живым голосам! (Показ слайда.)

– Весенний ручеек в лесу… Прислушайся к его журчанию. Что можно сказать о звуках ручейка?

– Шелест листьев… Он может быть радостным и тревожным. Какие звуки издают листья на ветру?

– Какие звуки издают насекомые?

– Чудесный концерт в лесу дают птицы. Каждая поет по-своему. Слушай пение птиц, наслаждайся им!

- Давайте и мы с вами сделаем шелест леса. - Каждому ряду дам задание, какие звуки они должны произнести. Это делаем одновременно. И мы услышим «звуки леса»

– шелест листвы ш-ш-ш-ш

– пение птиц, например, кукушки

– жужжание насекомых.

Составление памятки.

– Ребята, можно ли, находясь в лесу, шуметь, кричать, включать громкую музыку? (Нет). Почему? (Если мы будем шуметь, испугаем обитателей леса и не услышим прекрасные звуки леса).

– Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду и птенцы останутся голодными. Возможно, некоторые животные совсем убегут или улетят из того уголка леса, который был их домом.

Давайте составим памятку, как себя вести в лесу.

8. Работа в тетради:

- Ребята, посмотрите: что-то есть в траве!

Отгадайте загадку:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы).

– Около 100 тысяч грибов растут на нашей планете. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками, обычно селятся под ними. Отгадайте, что это за грибы.

1.Серенькие шляпки, рябенькие ножки.

Под березою растут. Как их зовут? (Подберезовики). (Показ слайда.)

-Почему их так назвали? Ответы детей.

2.Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом (Лисички). (Показ слайда.)

-Почему их так назвали? Ответы детей.

3. Нет грибов дружней, чем эти –

Знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (Опята). (Показ слайда.)

-Почему их так назвали? Ответы детей.

4. Под деревцем, под осинкой

Стоит мальчик с пальчик,

На нем сер кафтанчик, красна шапочка (Подосиновик). (Показ слайда.)

-Почему его так назвали?

5. Серенькие шляпки, рябенькие ножки.

Под березою растут. Как их зовут? (Подберезовики). (Показ слайда.)

6.А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки (Мухомор). (Показ слайда.)

– А почему мухомор получил такое название?

(Настоем этого гриба раньше морили мух).

– Этот гриб является съедобным?

– А можно ли этот гриб сбить ногой, раз он ядовитый?

(Нет, он служит лекарством для животных).

7.Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок… (масленок) (Показ слайда.)

– Почему его так назвали?

(Шляпки блестят, будто смазанные маслом).

8.Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой

Собирай, не мешкай это… (сыроежки). (Показ слайда.)

– Почему их так назвали?

(Они любят сырые места, сухости не переносят). Давайте сразу договоримся, сырыми есть их не будем!

-Найдите грибы на картинке и раскрасьте их.

– Какое правило должен знать каждый, кто собирает грибы?

-Знать, где съедобные, а где ядовитые грибы. Не вырывать грибы с грибницей, не нарушать моховый ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: