Физическая культура в русском централизованном государстве.




Представление о физическом воспитании и физической подготовки феодалов можно составить по сведениям о Владимире Мономахе. Он был крепкого телосложения, физически силен и вынослив. Он вступал в единоборство с медведями, кабанами, лосями и даже зубрами. Митрополит Никифор в одном из писем упоминает о привычке Мономаха ходить зимой на лыжах. Мономах со своей дружиной провел 83 дальних похода верхом и на ладьях. В «Поучении детям своим» Мономах, перечисляя важнейшие занятия княжичей на каждый день, называет охоту и верховую езду, рекомендует заниматься физическими упражнениями, развивать в себе силу, ловкость, выносливость и смелость. Он завещал потомкам быть мужественными, не бояться «ни рати, ни зверя». «Поучение» - своеобразное педагогическое сочинение, которое донесло до нас цели и содержание физического воспитания господствующего класса.

 

Мономах много сделал для укрепления Киевского государства, но после его смерти обострились междоусобицы, феодальная раздробленность привела к ослаблению государства. Тяжелым ярмом легло монгольское иго. Русичи были оттеснены различными завоевателями на северо- восток, оказались в стороне от выгодных торговых путей, были лишены контактов с Европой. Но в этих условиях Русь смогла сохранить свою самобытность, письменность, религию, искусство, культурные традиции, в том числе и в области физической культуры.

 

Необходимость защиты от завоевателей с Запада, освобождение от татаро- монгольского ига, потребности выхода к морским торговым путям, объективно способствовали постепенной ликвидации удельной розни и привели к объединению русских княжеств в 15 веке. На их территории было создано Русское национальное, а затем и многонациональное централизованное государство во главе с Москвой.

 

Укрепление феодальной власти и усиление крепостной зависимости крестьян привели к более заметному обособлению физической культуры господствующих классов от самобытной народной системы физического воспитания. Вместе с тем, объединение земель в единое государство способствовало формированию общенациональной физической культуры. Элементы физической культуры русского народа распространялись среди населения вошедших в состав государств территорий. Некоторые упражнения и игры народов Севера, татар, башкир и других народностей стали применяться у русских. Шел процесс естественного отбора наиболее рациональных форм и методов физического воспитания, дифференциации отдельных видов упражнений. Помимо традиционных средств физического воспитания, получили развитие и новые виды упражнений и игр: катание на качелях, гигантские шаги, ходьба на ходулях, катальные горки, прыжки с подкидных досок, лазание по столбам, перетягивание каната, лапта, кила – игра, похожая на футбол.

 

Народная физическая культура развивалась стихийно. Православная церковь рассматривала игры и развлечения народа как проявление язычества и объявляла их греховными. Против них были направлены свод церковных законов «Стоглав» (1551г.), 92-я глава которого именовалась «Об игрищах эллинского беснования», и книга житейских правил «Домострой» (1580г.). Мусульманская религия, распространенная среди некоторых народов Поволжья, также проповедовала аскетизм, объявляя игры и физические упражнения делом не угодным Аллаху. Светская власть также выступала против народных форм физических упражнений и в 1648г. царь Алексей Михайлович издал указ, запрещающий народные игры и забавы.

 

Физическое воспитание феодалов было связано с подготовкой их к военному делу, по-прежнему использовались упражнения прикладного характера: верховая езда, фехтование, стрельба из лука, охота. Детей феодалов готовили к военной службе, которая к этому времени стала для феодалов наследственной обязанностью. Все занятия носили военно-прикладной характер.

 

В быту дворян и бояр наиболее распространенными развлечениями стали «потехи», на которых выступали борцы, кулачные бойцы, скоморохи- акробаты, канатоходцы, участники поединков с медведями, просто силачи.

 

Организованная физическая подготовка войск до 17 века не проводилась. Только к началу 18 века, в связи с зарождением линейной тактики и усовершенствованием огнестрельного оружия, возросла роль пехоты. Для ее подготовки русский полководец Скопин-Шуйский разработал в 1647 г. руководство. «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», в котором предусматривал строевую и физическую подготовку, обучение бегу, стрельбе, преодолению препятствий. Особое место в русском войске занимали лыжные рати.

 

Рост и укрепление Русского государства повысили потребность в просвещении. Появилась медицинская и педагогическая литература, в которой отражались и вопросы физического воспитания. Труд ученого монаха Епифания Славинецкого, жившего в середине17 века, «Гражданство обычаев детских» и выделенная в нем глава «О игрании», в которой была сделана первая попытка классификации игр для детей и выявлена их ценность для физического и нравственного воспитания. Славинецкий разделил игры на «пригодные» и «непригодные» для воспитания. Первые — это те, которые развивают силу, ловкость, смекалку и другие полезные качества и навыки. «Непригодными» он назвал игры в кости, карты и другие азартные игры, развивающие корысть, тщеславие, принуждающие ко лжи и обману. Славинецкий ошибался, относя к «непригодным» также борьбу, плавание и лазанье, считая их опасными для здоровья и жизни детей. Труд Славинецкого был прогрессивным явлением, он отражал идеи новой, гуманистической педагогики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: