Определения информационной культуры многообразны.




Информационная культура – качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности (Хангельдиева И.Г.,1993).

Информационная культура – информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры (Гречихин А.А., 1994).

Информационная культура – совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации (Семеновкер Б.А., 1994).

Информационная культура – уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию (Медведева Е.А., 1994).

Информационная культура – степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании (Семенюк Э.Л., 1994).

Информационная культура личности – гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации (Зиновьева Н.Б., 1996.).

Информационная культура – область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качествличности (Вохрышева М.Г., 1997).

Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей (Соснина Т.Н., Гончуков П.Н.,1997).

Информационная культура применительно к школе представляет собой:

- свод правил поведения человека в информационном обществе;

- способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта»;

- пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями.

Информационная культура человека позволяет:

- осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей;

- свободно ориентироваться в информационном обществе;

- адаптироваться к нему.

Уровень информационной культуры напрямую зависит от полноты знаний о производстве в широком смысле слова, закономерностях развития и совершенствования информационных процессов и технических средств их осуществляющих.

 

Литература

Основная

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации [Текст]: диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для ХХI в. / Р.Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 336с.

2. Абросимов, А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе [Текст] /.А.Г. Абросимов. – М.: Образование и Информатика, 2004. – 256с.

3. Богословский, В.И. Информационно-образовательное пространство – область функционирования педагогических информационных технологий [Текст] / В.И. Богословский, В.А. Извозчиков, М.Н. Потемкин // Информационные технологии в образовании: сборник трудов Х юбилейной конференции-выставки / МИФИ. – М., 2000. – Ч. 3. – С. 103-104.

4. Волов, В.Т., Четырова, Л.Б., Волова, Н.Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы [Текст] /.В.Т. Волов, Л.Б. Четырова, Н.Ю. Волова. – Самара: РИО СНЦ РАН, 2000. – 100с.

5. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] /.М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1996. – 207с.

6. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231с.

7. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении [Текст] /.С.В. Панюкова. – М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. – 225с.

Дополнительная

1. Богословский, В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики [Текст]: монография / В.И. Богословский; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: РГПУ, 2000. – 142с.

2. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности [Текст] / В.И. Богословский, В.А. Извозчиков, Е.В. Каширина, Е.А. Тумалева, О.Н. Шилова // Наука и школа. – 1999. – № 6. – C. 35-40.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: