Умилостивительный культ.




 

ЭТОС - совокупность норм и ценностей, задающих и поддерживающих определенные “образцы” социального поведения и социального взаимодействия.

 

Нравственные ценности заложены в основании всех религий. Они культивируются в социальной практике с помощью религиозных санкций.

Этические ценности религии сформулированы в Священном Писании и восходят к опыту основателей религий. Священные писания предполагают единую систему взглядов на мораль, назначение человека в жизни, отношения полов, социальную гармонию.


 

Донести до большинства членов общества суть религиозных переживаний позволяет

РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ - система социальных институтов, доктрин и учений, канонов и кодексов, которые служат для регулярного воспроизведения и социальной трансляции первоначального религиозного опыта.

Наиболее крупные и авторитетные религиозные традиции современного мира - мировые религии –

Буддизм,

Иудаизм,

христианство - православие и католицизм,

Ислам,

индуизм, имеют тысячелетнюю историю.

 

Общей чертой религий является наличие

ТЕОДИЦЕИ - эмоционально удовлетворяющие объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти.

 

Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.

 

 


Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации. Среди основных типов религиозных организаций выделяют

¨ церковь,

¨ деноминацию,

¨ секту

¨ культ.

 

Основной формой современной религиозной организации выступает ЦЕРКОВЬ. Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как напр., православная или католическая церковь.)

 

В церковной организации выделяют две основные социальные группы, где распределяются роли, власть и авторитет:

1) клир - служители церкви, священники и

2) миряне - рядовые члены церкви.

Священнослужители представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др., т.е. появляется ИЕРАРХИЯ.


 

Напр., в ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ существуют три уровня: епископство, священство и диаконство. Священнослужители, принявшие монашеский обет, относятся к черному духовенству, остальные - к белому. Принять высокий сан епископа могут только представители черного духовенства.
  Белое духовенство Черное духовенство
Епископство   Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ
Священство Протопресвитер Протоиерей Иерей Архимандрит Игумен Иеромонах
Диаконство Протодиакон Диакон Архидиакон Иеродиакон

 

ЦЕРКОВЬэто крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризуемая концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы масс людей на всех социальных уровнях и находящаяся в определенных отношениях с светской властью.

 

 


Наряду с церковью существует еще особая форма религиозной организации - СЕКТА.

Различия между церковью и сектой проанализировал нем. М.Вебер. Им было предложено три критерия анализа религиозных организаций:

 

1) отношение к “миру” Если религиозная организация не противопоставляет себя существующей культуре и обществу, стремится к универсализму, то речь идет о церкви. В противном случае – при противопоставлении себя “миру”, осуждении его норм и ценностей как “ложных”, подчеркивании своей избранности и специфичности, можно говорить о секте.
2) критерий членства Церковь как универсальная организация предъявляет умеренные требования к своим членам. Секта же требует беспрекословного подчинения ее нормам и авторитетам. Нравы здесь суровы, любое их нарушение жестоко карается.
3) организационная структура В отличие от церкви, организация которой строится по бюрократическому принципу, секта основывается на харизме основателя, вере в его необыкновенные качества.

 

СЕКТА - это религиозная группа, структурированная в организацию, чаще относительно немногочисленная, но иногда и массовая, занимающая бескомпромиссную позицию по отношению к церкви и миру, порой граничащую с политическим экстремизмом.

 

 


Наряду с церковью и сектой некоторые исследователи выделяют промежуточную форму религиозной организации - ДЕНОМИНАЦИЮ.

Обладая схожими с сектой признаками, она отличается меньшей элитарностью и большей открытостью.

Не противопоставляя себя "миру", деноминация отличается от церкви меньшей связью с широкими слоями общества.

Ее характеризует меньшая степень универсальности, чем церковь, поскольку деноминация обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками.

Деноминации как социальной организации присуща тенденция к компромиссу со светской властью в отличие от секты, которая, как правило, стоит в оппозиции к государству, церкви и господствующей идеологии.

 

КУЛЬТ - это малочисленная религиозная группа с неразвитой организационной структурой.

Наиболее значимой фигурой культа является харизматический лидер, и часто с его смертью культ распадается. Культ отличается от других религиозных организаций недолговечностью, локальностью, эклектизмом вероучения и экстремизмом.

 

 


Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии исследует свои объект на двух уровнях - теоретическом и эмпирическом.

 

На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, ее внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения.

 

На эмпирическом уровне социологического анализа религии предметом исследования становятся религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни.

 

На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают

¨ религиозность, ее уровень,

¨ степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания,

¨ религиозное поведение,

¨ религиозная группа (община, объединение верующих).

 

Под РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ понимается «определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему » (Д.М.Угринович, 1974), их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний

 


Под УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОСТИ принято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных.

 

Понятие СТЕПЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ отмечает интенсивность проявления этого признака (сильная / слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное/эпизодическое посещений богослужений и т.п.)

 

С социологической т.зр. могут быть выделены следующие ВИДЫРЕЛИГИЙ

¨ простая вера в сверхъестественное,

¨ анимизм,

¨ теизм,

¨ абстрактный идеал.

¨

¨ Первый тип религии характерен для примитивных, доиндустриальных обществ, не включает в себя веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил,оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей.
¨ Анимистический тип религии признает существование духов в мире, души в каждой вещи. Эти духи не боги - им не поклоняются. Общение с ними достигается через магические ритуалы. Они могут быть добрыми или злыми или безразличными к людским делам.
¨ В основе теистических религий лежит вера в богов как разумных существ, управляющих миром. Наиболее распространенной формой теизма является политеизм, вера во многих богов. Среди них выделяется «высший бог», или «отец богов». Другой формой теизма является монотеизм - вера в единого Бога. Эта вера лежит в основе мировых религий - иудаизма, христианства и магометанства.
¨ Религии, в основе которых лежат абстрактные идеалы, не предусматривают почитание богов, но сосредоточены на достижении идеалов в мышлении и поведении.

ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ

пять этапов в развитии религии (Р.Беллом)

¨ На 1 этапе, ПРИМИТИВНАЯ РЕЛИГИЯ, существуют только две символические формы - ритуал и миф. Мирское и священное мыслятся как два взаимосвязанных способа мироздания. Религиозная организация как специфическая разновидность организации отсутствует. Верования и обряды существуют в пределах рода, клана, семьи. Первым религиозным институтом, возникающим в этот период, является шаманство, роль которого сводится к выполнению необходимых ритуальных услуг.
¨ 2 этап, АРХАИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ,характеризуется появлением ранних форм религиозной организации, прежде всего культа. На этом этапе мифы и ритуалы систематизируются, а их толкование и исполнение закрепляются за определенными ролями. Пример - роль жреца, требующая определенных знаний и навыков, обретаемых в результате специальной подготовки.
¨ 3этапИСТОРИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ - характеризуется окончательным разделением сакрального и мирского. В этот период происходит становление основных религий - иудаизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, христианства и ислама. Окончательно оформляются религиозные догматы. Возникает и укрепляется институт церкви. Историческим религиям присущи: • идея единого бога; • отсутствие ориентации на конкретную группу (универсализм); • стремление индивида к спасению, которое мыслится как бегство от мира; • отделение религиозной организации от других форм соц. организации.
¨ 4 этапРАННЕ-СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ отличается сдвигом ориентации к посюстороннему миру. Спасение уже мыслится не как бегство от мирской суеты, а как определенная модель поведения в миру. Система верований этого периода переформулируется т.о., что она не препятствует, а способствует социальным изменениям.
¨ 5 этап - СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ - период смены носителя веры. Им становится не церковь, а личность, несущая ответственность за свои действия и самостоятельно решающая вопросы смысла жизни. Преодолевая неприятие мира, религия стремится разрешить противоречие между посюсторонним и потусторонним мирами. Главной функцией религии с тановится развитие культуры и индивидуальных ценностей


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: