ЭТОС - совокупность норм и ценностей, задающих и поддерживающих определенные “образцы” социального поведения и социального взаимодействия. |
Нравственные ценности заложены в основании всех религий. Они культивируются в социальной практике с помощью религиозных санкций.
Этические ценности религии сформулированы в Священном Писании и восходят к опыту основателей религий. Священные писания предполагают единую систему взглядов на мораль, назначение человека в жизни, отношения полов, социальную гармонию.
Донести до большинства членов общества суть религиозных переживаний позволяет
РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ - система социальных институтов, доктрин и учений, канонов и кодексов, которые служат для регулярного воспроизведения и социальной трансляции первоначального религиозного опыта. |
Наиболее крупные и авторитетные религиозные традиции современного мира - мировые религии –
Буддизм,
Иудаизм,
христианство - православие и католицизм,
Ислам,
индуизм, имеют тысячелетнюю историю.
Общей чертой религий является наличие
ТЕОДИЦЕИ - эмоционально удовлетворяющие объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти. |
Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.
Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации. Среди основных типов религиозных организаций выделяют
¨ церковь,
¨ деноминацию,
¨ секту
¨ культ.
Основной формой современной религиозной организации выступает ЦЕРКОВЬ. Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как напр., православная или католическая церковь.)
В церковной организации выделяют две основные социальные группы, где распределяются роли, власть и авторитет:
1) клир - служители церкви, священники и
2) миряне - рядовые члены церкви.
Священнослужители представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др., т.е. появляется ИЕРАРХИЯ.
Напр., в ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ существуют три уровня: епископство, священство и диаконство. Священнослужители, принявшие монашеский обет, относятся к черному духовенству, остальные - к белому. Принять высокий сан епископа могут только представители черного духовенства. | ||
Белое духовенство | Черное духовенство | |
Епископство | Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ | |
Священство | Протопресвитер Протоиерей Иерей | Архимандрит Игумен Иеромонах |
Диаконство | Протодиакон Диакон | Архидиакон Иеродиакон |
ЦЕРКОВЬ – это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризуемая концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы масс людей на всех социальных уровнях и находящаяся в определенных отношениях с светской властью. |
Наряду с церковью существует еще особая форма религиозной организации - СЕКТА.
Различия между церковью и сектой проанализировал нем. М.Вебер. Им было предложено три критерия анализа религиозных организаций:
1) отношение к “миру” | Если религиозная организация не противопоставляет себя существующей культуре и обществу, стремится к универсализму, то речь идет о церкви. В противном случае – при противопоставлении себя “миру”, осуждении его норм и ценностей как “ложных”, подчеркивании своей избранности и специфичности, можно говорить о секте. |
2) критерий членства | Церковь как универсальная организация предъявляет умеренные требования к своим членам. Секта же требует беспрекословного подчинения ее нормам и авторитетам. Нравы здесь суровы, любое их нарушение жестоко карается. |
3) организационная структура | В отличие от церкви, организация которой строится по бюрократическому принципу, секта основывается на харизме основателя, вере в его необыкновенные качества. |
СЕКТА - это религиозная группа, структурированная в организацию, чаще относительно немногочисленная, но иногда и массовая, занимающая бескомпромиссную позицию по отношению к церкви и миру, порой граничащую с политическим экстремизмом. |
Наряду с церковью и сектой некоторые исследователи выделяют промежуточную форму религиозной организации - ДЕНОМИНАЦИЮ.
Обладая схожими с сектой признаками, она отличается меньшей элитарностью и большей открытостью.
Не противопоставляя себя "миру", деноминация отличается от церкви меньшей связью с широкими слоями общества.
Ее характеризует меньшая степень универсальности, чем церковь, поскольку деноминация обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками.
Деноминации как социальной организации присуща тенденция к компромиссу со светской властью в отличие от секты, которая, как правило, стоит в оппозиции к государству, церкви и господствующей идеологии.
КУЛЬТ - это малочисленная религиозная группа с неразвитой организационной структурой. |
Наиболее значимой фигурой культа является харизматический лидер, и часто с его смертью культ распадается. Культ отличается от других религиозных организаций недолговечностью, локальностью, эклектизмом вероучения и экстремизмом.
Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии исследует свои объект на двух уровнях - теоретическом и эмпирическом.
На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, ее внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения. |
На эмпирическом уровне социологического анализа религии предметом исследования становятся религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни. |
На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают
¨ религиозность, ее уровень,
¨ степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания,
¨ религиозное поведение,
¨ религиозная группа (община, объединение верующих).
Под РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ понимается «определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему » (Д.М.Угринович, 1974), их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний |
Под УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОСТИ принято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных. |
Понятие СТЕПЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ отмечает интенсивность проявления этого признака (сильная / слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное/эпизодическое посещений богослужений и т.п.) |
С социологической т.зр. могут быть выделены следующие ВИДЫРЕЛИГИЙ
¨ простая вера в сверхъестественное,
¨ анимизм,
¨ теизм,
¨ абстрактный идеал.
¨
¨ Первый тип религии характерен для примитивных, доиндустриальных обществ, не включает в себя веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил,оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей. |
¨ Анимистический тип религии признает существование духов в мире, души в каждой вещи. Эти духи не боги - им не поклоняются. Общение с ними достигается через магические ритуалы. Они могут быть добрыми или злыми или безразличными к людским делам. |
¨ В основе теистических религий лежит вера в богов как разумных существ, управляющих миром. Наиболее распространенной формой теизма является политеизм, вера во многих богов. Среди них выделяется «высший бог», или «отец богов». Другой формой теизма является монотеизм - вера в единого Бога. Эта вера лежит в основе мировых религий - иудаизма, христианства и магометанства. |
¨ Религии, в основе которых лежат абстрактные идеалы, не предусматривают почитание богов, но сосредоточены на достижении идеалов в мышлении и поведении. |
ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ
пять этапов в развитии религии (Р.Беллом)
¨ На 1 этапе, ПРИМИТИВНАЯ РЕЛИГИЯ, существуют только две символические формы - ритуал и миф. Мирское и священное мыслятся как два взаимосвязанных способа мироздания. Религиозная организация как специфическая разновидность организации отсутствует. Верования и обряды существуют в пределах рода, клана, семьи. Первым религиозным институтом, возникающим в этот период, является шаманство, роль которого сводится к выполнению необходимых ритуальных услуг. |
¨ 2 этап, АРХАИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ,характеризуется появлением ранних форм религиозной организации, прежде всего культа. На этом этапе мифы и ритуалы систематизируются, а их толкование и исполнение закрепляются за определенными ролями. Пример - роль жреца, требующая определенных знаний и навыков, обретаемых в результате специальной подготовки. |
¨ 3этапИСТОРИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ - характеризуется окончательным разделением сакрального и мирского. В этот период происходит становление основных религий - иудаизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, христианства и ислама. Окончательно оформляются религиозные догматы. Возникает и укрепляется институт церкви. Историческим религиям присущи: • идея единого бога; • отсутствие ориентации на конкретную группу (универсализм); • стремление индивида к спасению, которое мыслится как бегство от мира; • отделение религиозной организации от других форм соц. организации. |
¨ 4 этап – РАННЕ-СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ – отличается сдвигом ориентации к посюстороннему миру. Спасение уже мыслится не как бегство от мирской суеты, а как определенная модель поведения в миру. Система верований этого периода переформулируется т.о., что она не препятствует, а способствует социальным изменениям. |
¨ 5 этап - СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ - период смены носителя веры. Им становится не церковь, а личность, несущая ответственность за свои действия и самостоятельно решающая вопросы смысла жизни. Преодолевая неприятие мира, религия стремится разрешить противоречие между посюсторонним и потусторонним мирами. Главной функцией религии с тановится развитие культуры и индивидуальных ценностей |