Сайт «Открытое правительство»




Лекция 5

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Вопросы:

1.Сайт «Открытое правительство»

2. Производство антикоррупционной экспертизы законопроектов, с применением компьютерных технологий.

3. АИС «Законотворчество»

4. Алгоритм установления коллизий в праве

 

Сайт «Открытое правительство»

 

С введением новых организационно-правовых механизмов, позволяющих гражданам Российской Федерации принимать непосредственное участие в обсуждении законопроектов и возможности выдвижения собственных законодательных инициатив можно говорить о новом витке демократии. Создание новых, с применением ИКТ механизмов производства правовой и антикоррупционных экспертиз НПА объединило общество и государство в решении глобальных, социально-значимых вопросов, сделав этот процесс максимально открытым и с точки зрения предоставления доступа к информации, возможности оценки нормативных правовых актов, участия в обсуждении законопроектов. На пути электронного нормотворчества встают новые организационные, правовые проблемы, требующие скорейшего разрешения. С точки зрения правовой регламентации в ст. 33 Конституции РФ 1993 года закреплено право граждан на обращения в органы власти, а упоминание народной законодательной инициативы, как формы непосредственной демократии пока отсутствует. Наряду с этим в ст. 3 Конституции РФ сказано, что непосредственное осуществление власти народом является основой нашего конституционного строя, таким образом имеется возможность дополнительно раскрывать способы выражения этой власти в специальных законах. На сегодняшний день ведется активная работа по созданию законодательной базы по легализации народной законодательной инициативы на федеральном уровне. На уровне же регионов участие граждан в процессе законотворчества обрело свой правовой статус (более чем в 20-ти субъектах РФ). Изучение законодательства разных стран показало, что наиболее прогрессивным пакетом нормативных правовых актов в сфере обеспечения гражданской законодательной инициативы обладают Соединенные Штаты Америки1. Следует так же отметить, что инициативы постоянно пересматриваются ввиду внедрения новых информационных технологий, введения новых принципов работы сайта общественных законодательных инициатив, что отражается в соответствующих Меморандумах, декларирующих повышение уровня открытости процесса нормотворчества, создание электронных реестров и др.

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Во всех развитых странах все шире применяется концепция «Открытое правительство», которая основана на вовлечении граждан в текущую работу институтов власти. И нам тоже нужно идти по этому пути – поощрять активную гражданскую работу, учитывая предложения, советы, рекомендации так называемых независимых народных экспертов. Конечно, в таких условиях будет работать сложнее, иногда даже темп будем терять, но зато качество не пострадает»2.

Основной целью создания сайта «Открытое правительство» является обеспечение участия граждан и заинтересованных организаций в открытой экспертизе социально-значимых законопроектов, инициируемых Правительством Российской Федерации.

Сайт «Открытое правительство» позволяет проводить следующие этапы общественной экспертизы законопроектов:

· формирование и публикация Плана (ежегодного либо на более долгосрочную перспективу) проведения открытой экспертизы законопроектов исходя из решений, принимаемых Комиссией по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

· проведение открытой экспертизы, в ходе которой зарегистрированные пользователи предлагают редакции положений законопроекта, оценивают предложенные редакции и размещают комментарии;

· производство экспертизы и подведение ее итогов, в том числе формирование и публикация отчетов о проведении экспертизы.

На сайте «Открытое правительство» действует открытый для всех посетителей режим работы, позволяющий неавторизованным пользователям просматривать информацию с результатами проведения экспертизы, а также сопутствующие сведения, размещенные на сайте. Авторизованные на портале государственных услуг пользователи могут принимать участие в публикации своих версий положений законопроектов, а также оставлять комментарии к исходным и авторским редакциям положений законопроекта. В основу проекта «Открытое правительство» заложен принцип «краудсорсинга», позволяющий использовать мнения граждан для совершенствования законопроектов. Преимущество данного метода – переход от практики простого комментирования к активному вовлечению граждан к разработке проектов нормативных документов в форме прямой работы над текстом законопроекта3. Для того чтобы принять участие в обсуждении законопроекта необходимо пройти процедуру регистрации. Фиксируется так же: количество авторских редакций; нормы, подвергшиеся редактированию; число авторских редакций на одну редактированную норму; самые успешные нормы; самые провальные нормы; нормы с максимальной активностью пользователей; нормы с минимальной активностью пользователей; самые успешные авторские редакции и их авторы; участники с самым высоким рейтингом4.

В Российской Федерации этот проект находится в начальной стадии реализации и осуществляется при активной поддержке и непосредственном участии граждан. Внедряемые механизмы должны пройти соответствующую апробацию и постоянно совершенствоваться, так же существует острая потребность в правовой регламентации этого процесса. Страны «пионеры», стоявшие у истоков создания электронного государства и электронного правительства, преуспевшие в этом направлении такие, как Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия и др. по результатам мониторинга, декларируют положительную динамику его работы. Тем не менее, и в этих странах сталкиваются с рядом проблем работы электронного правительства5:

- несовершенство алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств Электронного правительства;

- значительные экономические затраты на создание, внедрение, сопровождение, развитие работы Электронного правительства;

- ознакомление с новой системой управления государственных служащих и граждан, их обучение;

- устранение ранее действующих, альтернативных электронным, механизмов предоставления государственных услуг гражданам;

- недостаточный уровень компьютерной грамотности среди граждан;

- недостаточный уровень компьютеризации;

- недостаточный уровень вовлечения граждан в работу электронного правительства, негативно сказывающейся на показателях его эффективности;

- большой поток информации, циркулирующей в Электронном правительстве, осложняет ее обработку и др.

Видимо с похожими проблемами придется столкнуться и нашей стране, реализуя проект «Электронное правительство», многие из которых необходимо будет решить дабы перейти на электронное взаимодействие органов власти субъектов Федерации и муниципалитетов6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: