Дома:
— не поддаваться панике и сохранять спокойствие, ободрять присутствующих;
— укрыться под крепкими столами, вблизи главных стен или колонн, потому что главная опасность исходит от падения внутренних стен, потолков, люстр;
— держаться подальше от окон, электроприборов, кастрюль на огне, который надо сразу потушить;
— сразу же загасить любой источник пожара;
— разбудить и одеть детей; помочь отвести в безопасное место их и пожилых людей;
— использовать телефон только в исключительных случаях, чтобы позвать на помощь, передать сообщение органам правопорядка, пожарным, гражданской обороне;
— постоянно слушать информацию по радио;
— открыть двери для того, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости;
— не выходить на балконы;
— не пользоваться лифтом;
— не пользоваться спичками, потому что может существовать опасность утечки газа;
— едва закончится первая серия толчков, покинуть дом, но прежде чем оставить его (если он еще цел), закрыть водопроводные краны, отключить газ и электроэнергию;
— вынести предметы первой необходимости и ценности;
— выходить из жилища, прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице;
— закрыть дверь дома;
— собрав всех членов семьи, а также живущих поблизости, направиться в ближайший центр сбора людей, желательно пешком, а не на каком-либо транспортном средстве;
— избегать узких и загроможденных чем-либо улиц.
По дороге:
— направляться к свободным пространствам, удаленным от зданий, электросетей и других объектов;
— внимательно следить за карнизами или стенами, которые могут упасть, держаться подальше от башен, колоколов, водохранилищ;
— удалиться из зоны бедствия, при невозможности сделать это найти укрытие под портиком входа в подъезд;
— следить за опасными предметами, которые могут оказаться на земле (провода под напряжением, стекла, сломанные доски и пр.);
— не подходить близко к месту пожара;
— не укрываться вблизи плотин, речных долин, на морских пляжах и берегах озер — вас может накрыть волна от подводных толчков;
— обеспечить себя питьевой водой;
— следовать инструкциям местных властей;
— участвовать в немедленной помощи другим.
В машине:
— не позволять людям поддаваться панике;
— не останавливаться под мостами, путепроводами, линиями электропередач; при парковании машины не загораживать дорогу другим транспортным средствам;
— ехать и останавливать автомобиль подальше от балконов, карнизов и деревьев;
— если можно, лучше не пользоваться автомобилем, а передвигаться пешком;
— лучшее решение, если его принять вовремя, это — покинуть город.
В общественном месте:
— главную опасность представляет толпа, которая, поддавшись панике, бежит не разбирая дороги;
— в этом случае постараться выбрать безопасный выход, еще не замеченный толпой;
— постараться не падать, иначе вы рискуете быть растоптанным, не имея ни малейшей возможности подняться;
— скрестить руки на животе, чтобы не сломать грудную клетку;
— постараться не оказаться между толпой и препятствием.
В школе и других учебных заведениях:
— следовать плану, разработанному органами гражданской обороны;
— держать ситуацию под контролем, чтобы быть в состоянии помочь другим и обезопасить детей; уверенность и владение обстановкой взрослого позволяют детям следовать его указаниям, не поддаваясь панике;
— тренировки, проведенные заранее с детьми, позволят действовать более правильно и спокойно;
— дети должны знать заранее, где найти убежище — если учительница прячется под кафедрой, маленькие должны использовать для этих целей свои парты; каждый шаг взрослого должен повторяться всеми детьми;
— каждого ученика необходимо учить быть ответственным за свои вещи: таким образом его внимание отвлекается от главной проблемы и это позволяет легче подавить страх во время эвакуации;
— у преподавателя должен быть полный список присутствующих учеников и при выходе он должен его сверить с наличием детей;
— позаботиться о том, чтобы передать детей родителям или в специально предназначенные центры для их сбора.
Вывод:
Мы накрыли шведский стол и начали с простых вопросов о том, что они понимают под землетрясением. Во время воспитательного мероприятия студентам было очень интересно и они были очень активны в силу недавно произошедших сейсмособытий в Туве. Очень интересно было слушать о том, как они себя вели во время землетрясения. Все выбежали на улицу без ничего почти голыми. Сразу звонили своим родным, но связь была перегружена и дозвониться было не возможно. После того как мы им рассказали о причинах возникновения землетрясения, правилах поведения в различных обстоятельствах студенты узнали очень много новой, нужной и полезной информации. В конце была раздана вся информация в распечатонном виде. Цель воспитательного мероприятия достигнута. Задачи выполены.