Особенности древнеиндийской философии и ее основные школы.




Основными постулатами древнеиндийской философии являются убеждения в том, что жизненный цикл не ограничивается одним-единственным рождением с последующей смертью. Учение имеет три основных периода:
=ведический;
=классический;
=индуистский.
Становление учения «Древнеиндийская философия» основывается на Ведах («знание» – в переводе с санскрита) – религиозно-философских трактатах. Закон Риты – опора онтологии индийской философии, представляет собой порядок и взаимосвязь, цикличность и космическую эволюцию. Вдох и выдох Брахмы ассоциируется с бытием и небытием и продолжает свое существование в течение ста космических лет. Небытие после смерти длится на протяжении сотни космических лет, по истечении которых он вновь возрождается.
Школы: 1.ортодоксальные(предпочтение авторитету Вед) 2.неортодоксальные
1. Веданта. Она образует два направления:
Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана – единой духовной высшей сущности;
Вишишта-адвайта, поклоняющаяся трем реальностям: материи, душе и Богу.
Миманса. Учением признается существование духовного и материального начал во вселенной.
Санкхья. В основе – признание во вселенной двух первоначал: духовного – пуруши (сознание) и материального – пракрити (природа, материя).
Ньяя. Учение говорит о существовании вселенной, состоящей из атомов.
Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Все существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.
Йога. Согласно ему – основная цель человека и всех его поступков должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие).
2.неортодоксальные:
Джайнизм.
Буддизм.
Локаята
.
4.Особенности древнекитайской философии и ее основные школы.

Даосизм – самое философское из всех китайских учений. Не случайно многие его мировоззренческие положения заимствовались другими школами. Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу Лао-цзы (Старый учитель, VI-V вв. до н.э.), который по легенде рождён от падающей звезды, он был государственным служащим – хранителем архива династии Чжоу, написал два трактата под единым названием «Дао дэ цзин». Видными приверженцами даосизма были Ян Чжу (V-IV вв. до н.э.), Чжуан-цзы (IV-III вв. до н.э.) и др.

В целом проблематика даосиз­ма посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа.

Онтология. Центральной категорией этой школы является многознач­ное мировоззренческое понятие Дао – 1) начало и конец всех вещей, их первоосно­ва, 2) а также всекосмический закон. Представление о дао в даосизме диалектично
Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ:
1 ) натурфи­лософская,
2) конфуцианство,
3) моизм,
4) номинализм,
5) легизм,
6) даосизм.
Позднее появились буддийские школы.

Даосизм и конфуцианство — главные философские направления в Китае.

В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от дао, поэтому оно истинное и ес­тественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждения­ми, поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.
Даосы выделяют три метода познания: чувственный, рациональный и мистический.
Дэ
– это состояние мира, разделённого на «тьму вещей», проявление дао в вещах и человеческом сознании.
Во II — III вв. даосизм разделяется на два течения: философское и религиозное. Второе направление широко распространяется среди населения Китая и становится одним из трех доминирующих религиозных учений.
Исходное положение в философии Конфуция – идея Неба (Тянь) как высшей мироуправляющей силы. Небо совмещает в се­бе как духовные, так и природные начала, определяет жизнь человека и всего общества. В этом смысле оно понимается как судьба или рок. Вместе с тем Небо поддерживает справедливость па Земле.
5.Космоцентризм древнегреческой философии. Первые (досократические)школы.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры
школа пифагорейцев;• школа Гераклита Эфесского;• элейская школа;• атомисты.
Характерные черты:
=ярко выраженный космоцентризм;
=повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы;
=поиск первоначала, породившего все сущее;
=гилозоизм (одушевление неживой природы)
Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милет­ской школы, один из самых первых выдающихся греческих уче­ных и философов. Фалес, оставивший большое научное и фило­софское наследие:
• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");
• представлял Землю в виде плоского диска, который покоит­ся на воде;
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);
• допускал наличие множества богов;
• считал центром вселенной Землю;
• точно определил продолжительность года — 365 дней;
• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не­измеримую, бесконечную субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;
• вывел закон сохранения материи (фактически открыл ато­марное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организ­мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;
• первым выдвинул идею о происхождении человека в резуль­тате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, осно-

ватель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю­чевой закон диалектики (наиболее важное философское от­крытие Гераклита);

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок человека может быть и хо­рошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей действительности;

• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

=Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика:

• первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием);

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа­лектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Демокритсчитался основоположником материалистического направления в философии
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

• атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп­ных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы сущест­вуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы материального мира;

• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.


6.Сократ и Платон.
Сократ

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:

· необходимостью каждому “познать самого себя”

· “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.

Он резко выступил против характерной для софистов субъективизации истины, особенно нравственной и правовой. Сократ стремился доказать объективный характер этических и эстетических понятий. В центре его философии стоит проблема человека как морального существа, его самопознания, этики и теории познания. В своих размышлениях Сократ обращается к анализу человеческой души, которую, связывает с умственной деятельностью и представляет как лоно разума и мышления. Душа, по мнению Сократа, источник благоразумия и сдержанности, она «царит в нас», но в отличие от тела она невидима. В отношении этики его философская позиция состоит в том, что нравственность можно познать и усвоить, а из знания нравственности вытекает действие в соответствии с ней. Сократ старался на конкретных примерах образовать у человека ясное понятие того, что является истинно нравственным. Таковым, согласно Сократу, является действие, приносящее истинную пользу и, следовательно, истинное блаженство. Поэтому предпосылка практической приспособленности – самопознание. Если человек знает, что именно он есть, то он знает также, чем он должен быть. Согласно Сократу, в человеке имеет место также и некий внутренний голос, подсказывающий ему, что он должен делать и чего должен избегать. Нравственная истина, считал мыслитель, всегда имеет общечеловеческое значение, ее познание – главная цель и способность мыслящего человека. Но знание не дается в готовом виде, его нельзя просто передать. Каждый должен обрести истину усилиями собственного ума. Отсюда следует метод Сократа.

Сократический метод достижения истины делится:

– по форме – на иронию и майевтику;

– по содержанию – на индукцию и определение.

Причем в иронической части происходит последовательное обнаружение противоречий во взглядах и высказываниях собеседников, а затем заключение: «Я знаю, что ничего не знаю». Майевтика (повивальное искусство) способствует рождению истины. Сократ говорил своим ученикам, что не может ничему их научить, так как сам знает лишь то, что ничего не знает, но готов облегчить для них поиск («роды») истины, показав путь к ее достижению. Метод Сократа – это беседы, диалоги, в которых через анализ и обобщение отдельных понятий и поступков обнаруживается противоречивость их начальных (простых) определений, с тем чтобы в дальнейших рассуждениях свести эти противоречия к высшему единству на основе вычленения существенных и необходимых, а значит – объективных характеристик этих понятий и поступков. Таким образом, метод Сократа устремлен к поиску критерия, отличающего сущность от видимости

Платон

Платон (427–347 гг. до н. э.) является создателем философии, представляющей собой законченную общемировоззренческую, политическую и нравственную систему. Философское учение Платона – первая синтетическая система, в которой присутствуют все основные разделы античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, учение о государстве.

Онтология Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму.

Согласно Платону, в основе чувственно воспринимаемого мира, т. е. мира вещей, который текучий и изменчивый, находятся бестелесные идеи. Идеи – это вечные, неизменные, умопостигаемые прообразы вещей, которые и являются единственной подлинной реальностью (бытием). Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным. Идеальный мир Платона напоминает умопостигаемое Единое Парменида, но отличается от последнего многообразием форм. Идеи, обладая творческой активностью, воплощаются в материи, которую в силу ее неопределенности и инертности Платон характеризовал как небытие. Результатом этого и является «рождение» вещей, постоянно стремящихся к сопричастным им идеям. Этот мир вещей Платон называл «миром становления». В мире идей, не обладающих телесностью и находящихся вне времени и пространства, есть своя иерархия, которая завершается высшей идеей – идеей Блага как высшего совершенства, нередко понимаемого Платоном как Бог, к которому стремятся все другие идеи.

Из онтологии Платона вырастает его гносеология (теория познания), которая опирается на учение о душе. Признавая смертность тела человека, мыслитель отстаивает мысль о бессмертии его души, которая не умирает, а лишь освобождается от телесной оболочки и воспаряется в мир идей. Вселяясь же при рождении человека в его тело, душа в процессе приобретения человеком жизненного опыта «припоминает» те идеи, которые созерцала в мире идей. Однако чувственные впечатления составляют лишь необходимую предпосылку действительного знания и порождают только «мнения о вещах». Истинное же знание дает только мышление как высшая способность души. Познание Платон понимал как анамнесис – «воспоминание» душой мира идей, которые она созерцала до ее соединения с телом, а процесс познания – как искусство ставить вопросы, пробуждая «воспоминания» души, и отвечать на них. Это искусство он и называет диалектикой.

Онтология и гносеология Платона явились мировоззренческой и методологической базой для обоснования нравственно-этического учения, которое он считал важнейшим для человека. Мыслитель полагал, что условием нравственности является истинное знание. Таковым, в определенной мере, может обладать душа, благодаря своей способности к мыслительной, разумной деятельности. Душа состоит из трех частей – разумной, аффектной (волевой) и вожделеющей (чувственно-деятельной). Платон исходит из того, что только активная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т. е. добродетели. Платон выделяет четыре основные добродетели: мудрость, мужество (храбрость), самообладание, умеренность; объединяет и гармонизирует их пятая высшая добродетель – справедливость.

Платоновская этика ориентирована не только на самосовершенствование личности, но и на создание совершенного общества. Причем общественное начало Платон ставит выше личностного. В связи с этим платоновская этика органически сочетается с его учением о государстве.

С точки зрения Платона, государство – необходимое условие существования общества. Исследуя основные формы государственного устройства, существующие в полисах Греции, он выделяет:

• четыре плохих:
– тиранию – власть одного во имя собственного блага
– плутократию – власть богатых во имя большего обогащения
– тимократию – власть, основанную на тщеславии
– демократию – власть толпы;
• две хороших:
– монархию – власть одного на благо всех;
– аристократию – власть немногих, но лучших, во имя блага всех.

Но и две последние не являются совершенными.

Платон считается разработчиком теории идеального государства. Идеальное государство возникает, согласно Платону, как общество трех социальных групп (классов), подразделяющихся в зависимости от того, какая из названых частей души является определяющей. Это:

– правители (носители добродетели мудрости) – философы;

– носители добродетели мужества – стратеги, воины;

– носители добродетели умеренности – производители, земледельцы и ремесленники.

Добродетель же справедливости Платон считал общегосударственной, благодаря этой добродетели каждый осуществляет то, к чему более приспособлена его душа. Соответствие этих моментов, т. е. добродетелей и видов занятий, достижимое на путях правильного воспитания, обеспечивает справедливость, идеальный строй в обществе.


7.Основное содержание и историческое значение фил-ии Аристотеля.
Аристотель(384 - 322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ классическо­го периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
• 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
• 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице Македон­ского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Алек­сандра Македонского;
• 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (пери­патетическую школу) и работал в ней до своей смерти.
Трактовка «чистой идеи» ("эйдосы") по Аристотелю - не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конк­ретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно опреде­ленные параметры, а не "идея дома", и т. д.; индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индиви­дуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) - вторичной.
Аристотель выделяет 10 категорий,которые отвечают на поставленный воп­рос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики: по Аристотелю, бытие- это сущность (субстанция), об­ладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, по­ложения, состояния, действия, страдания.
По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (напри­мер, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо фор­мы) приводит к изменению сущности самого предмета; реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
8.Особенности средневековой фил-ии и основные этапы ее развития.

Речь идёт о тесной взаимосвязи фил-и с религией.
Фома Аквински (1225-1274гг.) - уроженец Италии, выходец из знатной семьи. Творчество Аквинского («томизм») охватило целый ряд областей знания: теологию, философию, право. Философия Фомы начинается с категории бытия, которое обозначает все, что есть и все, что может стать. «Бытие есть и оно есть истина». «Вещи же могут меняться. Следовательно, они есть истина ». Однако все вещи - это часть чего-то полного, целого, какой-то предельной полноты бытия. Такая предельная полнота бытия есть Бог. Как видно, философию Фома использовал для обоснования христианского вероучения, доказательства бытия Бога.Со временем (с конца XIX в.) когда Римский Папа объявил учение «святого Фомы» единственно истиной философией, был провозглашен учителем католиков. И в XX столетии его учение возрождается в философии неотомизма. Несмотря на усилия католической церкви, средневековое общество было неоднородным. Существовавшая в его недрах борьба отражалась в истолковании возникшей в X - XI в. проблемы единичного и общего философскими группировками номиналистов и реалистов.
Особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм Человек -не только важнейший объект философского ассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.
Николло Макиавелли (1469-1527) и Франческо Гвиггардини (1482-1540). а также социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томазо Кампанеллы (1568-1639). Николло Макиавелли - крупный и оригинальный итальян­ский мыслитель.

9. Основные направления и характер-е черты фил-ии Возрождения.
Термин «Возрождение» (Ренессанс) впервые встречается у итальянского живописца- историка искусства Вазари в середине 19 в.
Эпоха Возрождения - это период перехода общества от средневековья к Новому времени. Он охватывает три века с 14 до 17 и характеризуется не столько возрождением античной культуры сколько ломкой старых феодальных производственных отношений
Особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм Человек -не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.
В философии эпохи Возрождения особое место занимают по­литические концепцииВ философии эпохи Возрождения особое место занимают по­литические концепции Николло Макиавелли (1469-1527) и Франческо Гвиггардини (1482-1540). а также социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томазо Кампанеллы (1568-1639). Николло Макиавелли - крупный и оригинальный итальян­ский мыслитель

10.Научная революция XVI-XVII вв. и возникновение фил-ии Нового вр.
Сенсуализм и рационализм и представители этих течений.

17 в. -эпоха бурного развития буржуазного общества. В 17 в. Научные знания окончательно отделились от философии, а ведущей проблемой философии явл. Метод познания Проблема метода представлена в 2 познаниях: 1) эмпиризм (опыт). Родоначальник Бэккон (знания - сила), в опыте яблоко сладкое. 2) рационализм - Декарт. Философия Бэккона. Лорд-канцлер Англии, Начинает с великого восстановления наук, он предлагает новую классификацию научного знания в соответствии с человеческой душой Первым видом наук явл науки основанные на памяти (естественные, гражд История) Вторые науки основаны на воображениях (поэзия) Третьи науки основаны на разуме (философия). Теологию нельзя назвать наукой. Метод Бэккона - метод эмпирической индукции (опытное) Индукция предполагает движение от фактов опытов к их обобщению на уровне разума. Опыт - частное -разум (общие), фиксирует наличие заблуждения в познании. Эти заблуждения явл. Идолами: 1) идолы рода - всеобщие ошибки заблуждения в познании Они выступают из ограниченности чел. Опыта и разума - Вера, верить всегда легче чем познавать 2) идолы пещеры - индивидуальные ошибки заблуждения связанные с различным образованием и воспитанием людей. 3) идолы рынка - ошибки и неточности в познании связанные с неправильным использованием языка (а) слова многозначимы, б) мысль не всегда может быть адекватна выражена словами. 4) идолы театра - гипостизирование понятий, т е. наделение понятий реальным статусом (вера вложенная в авторитет Первые два типа заблуждения устраняются в качестве эксперимента, вторые два при помощи индукции. Согласно Бэккону знания -сила, мы можем ровно столько - сколько знаем. Декарт - я мыслю следовательно существую. «правила для руководства ума», «первоначало философии». Метод декарта метод рациональной дедукции. Дедукция - разложение. Декарт начинает с требования универсального метода мышления сомнения. Сомневаться нужно во всем. А с другой стороны надо найти то существование, чего мы сомневаться не можем. Следовательно я сомневаюсь в существовании всего, но в том что сомневаюсь я сомневаться не могу. Я сомневаюсь - Я мыслю - Я Существую. Солипсизм - философ позиция в соответствии с которой реально существует мыслящий Я, а мир существует как содержание этого мышления Декарт вводит понятие Бога, опираясь на антологические аргументы. Только совершенное существо (Бог) может поселить сознание в несовершенное существо (людей), идею существования совершенного существа. Декарт явл сторонником врожденных идей. В отношении субстанции Декарт стоит на позиции дуализма: духовная субстанция, ее свойства мышления, телесная - свойства протяженность.. Духовное исключает проявление материального, а телесное исключает проявление духовного.

11. Материализм и идеализм в рационалистической философии XVII-XVIII вв(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

Р. Декарт: очевидность как критерий истины. "Мыслю, следовательно, существую" Антитрадиционализм - вот альфа и омега философии Декарта. Именно Декарт являет собой тип тех революционеров, усилиями которых и была создана наука Нового времени, но и не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни, в своем жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно, должно отныне стать предметом сознательной и целенаправленной воли. Человек призван контролировать историю во всех ее формах, начиная от строительства городов, государственных учреждений и правовых норм и кончая наукой. Новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Вот этот метод и создает Декарт. Связь учения Декарта с предшествующей философией обнаруживается уже в самом его исходном пункте. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании. "Мыслю, следовательно, существую "Декарт, в сущности, идет за Августином. Значимость сознания - продукт христианской цивилизации. Декарт исходит из самосознания как некоторой чисто субъективной достоверности, рассматривая при этом субъект гносеологически, то есть как то, что противостоит объекту. Расщепление всей действительности на субъект и объект - вот то принципиальное новое, что в таком аспекте не знала ни античная, ни средневековая философия. Французский мыслитель считает самосознание ("Мыслю, следовательно, существую") той точкой, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все остальное знание. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение. Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях. Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Субстанцией, по Декарту, является только Бог. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения. Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия. Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным "толчком".
Б. Спиноза: учение о субстанции. Бенедикт Спиноза (1632-1677), испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Его учение - пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в пантеизм. Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием. Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы (видоизменения) субстанции. Порядок и связь идей, по словам Спинозы, соответствует порядку и связи вещей, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает спинозовское определение души как идеи человеческого тела. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.
Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций. Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. (Напомним, что "монада" в переводе с греческого означает "единое", или "единица"). Монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление. Представление идеально, первичная реальность. Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Все в мире оказывается живым и одушевленным, и там, где мы видим просто кусок вещества, в действительности существует целый мир живых существ - монад.
12. Идеалы философии Просвещения и специфика ее развития в Англии, Франции и Германии.
13. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия явилась вершиной рацио­налистического мышления европейской философии Нового времени Идейные (теоретические) источники этой философии весьма разнообразны. Немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, Я. Фейербах к др опирались в своих воззрениях на идеи Платона и Спинозы, французских просветителей XVIII в., в особенности на труды Н. Кузанского, Г. Лейбница, И. Гердера, Ф. Шиллера. Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей.
Ей характерны следующие черты: во-первых, - это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества JJ Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг Г Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте).
Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления.
В-третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки.

В-четвертых, немецкая фи­лософия выделила в структуре философии особую область знаний -знания о человеке - философскую антропологию Иммануил Кант (1724-1804). Иммануил Кант, основатель немецкой классической философии,, «первый философ» Германии начала XIX в. Окончил философский факультет и работал в начале домашним учителем, а затем профессором Кенигсбергского университета. В творчестве Канта принято выделять два периода: первый -«докритический» до 70-х гг. XVIII в. и второй - «критический».
В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой известный труд: («Всеобщая естественная история и теория неба»). В нем Кант выдвинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики.
Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас. Позже эта концепция стада известной как теория Канта - Лапласа. Он развивал оригинальную философскую концепцию, на­званную трансцендентальным идеализмом. Корни этой концепции лежат в его гносеологии - теории познания. Кант исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи дей­ствуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. То, что видит, слышит и осязает человек - это лишь видимость, кажимость. Именно она составляет основу недостоверного, неистинного знания. За пределами видимости скрывается недоступная опыту сущность. Чувственному, опытному познанию, явлениям, по Канту, соответствуют феномены; вещам в себе, сущностям - ноумены Это понятие о вещах. Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что он выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). Особое место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму. По мнению философа, разум - это способность к умо­заключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. Разум, по Канту, стремится объявить («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое В своем этическом учении Кант сформулировал нравственный закон, который назвал «категорическим императивом» Закон требует, чтобы каждый индивид поступал так. чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

14. Основные принципы философии Гегеля и ее историческое значение.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих - выдающийся представитель немецкой классической философии.. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий крут областей философского знания -диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории Философскую систему Гегеля принято называть системой объек­тивного диалектического идеализма. В истории философии большое значение имела критика Геге­лем агностицистской теории познания Канта. Он утверждал, что исследование познания возможно только в процессе познания. Отвергая субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель доказал, что сущность «является», т.е. обнаруживается, а явление «существенно». Отвергая кантовское положение о непознаваемости «веши в себе» он утверждал, что не существует ничего непознаваемого. Столь же определенно выступал Гегель и против философии Фихте. В противовес ему Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я ».
Гегель сосредоточил свое внимание на изучении процесса познания. Он утверждал, что научные категории не являются субъективными, не представляют собой достояние одного лишь субъекта; они объективны, т.е. существуют независимо от субъекта, и внутренне присущи самим предметам, образуя духовную основу всего материального. Различие между субъектом и объектом существует лишь в сознании. Но не в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: