ГЛАВА 3.3. ИГРОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА 6 глава




 

4.1.19. КОНТАКТ

Следующее упражнение все встаем попарно друг напротив друга В каждой паре один из участников закрывает глаза и кладет другому руки на плечи Его партнер, используя внушение, пытается как можно сильнее расслабить лежащую на его плече руку, например правую Задача состоит в том, чтобы на своих плечах, почувствовать эффект словесного внушения. Итак, встали друг к другу лицом Один из вас закрывает глаза, предварительно положив на плечи партнеру свои руки Тот, у кого на плечах руки, глаза не закрывает и пытается, подбирая соответствующие слова внушения, воздействовать на своего напарника таким образом, чтобы одна из его рук, например правая, утяжелялась, а левая — теряла в весе. Внушающий получает информацию о результатах своего воздей-С1вия на партнера. Это позволяет ему гибко менять тактику своего воздействия, управлять релаксацией партнера, нащупывая наиболее действенные формулировки Эффект воздействия зависит главным образом от того, как произносятся формулы внушения, насколько полно внушающий пропускает через себя то, что он говорит Ведь темп речи, ее интонация и звуковая окраска определяют силу эмоционального воздействия ничуть не меньше, чем его смысл Итак, начали (Гонг, пауза 1,5 мин) Хорошо А теперь в тех же парах поменяйтесь ролями, чтобы каждый из вас испытал на себе возможности управления расслаблением Итак, ваш коллега кладет вам на плечи руки, вы произносите слова внушения и расслабляете его руки, регулируя силу давления на плечи Внимание, начали' (Гонг, пауза 1,5 мин.) Спасибо А теперь ведущий спросит участников, и вы сможете обсудить эффект воздействия в каждой паре Пожалуйста! (Гонг)

4.1.20. СЧЕТ

Сядем по парам. Первые номера удобно устраиваются в кресле Вторые номера должны их расслабить. При этом единственное, что разрешается делать расслабляющему, — это считать вслух. Чтобы эффект расслабления был заметен, нужно подобрать правильную тональность, ритм, звучание голоса Речь может обрести замедленное звучание, ползущие вниз интонации, она становится обволакивающей и тягучей Темп счета все более замедляется, голос понижается. Тот, кто считает, обычно и сам непроизвольно расслабляется и успокаивается. Вам нужно будет как следует почувствовать, вжиться в это состояние. Итак, начинаем это упражнение, проводим расслабление, при котором первые номера расслабляются, а вторые — считают Начали! (Гонг, пауза 1 мин) Спасибо Теперь наоборот: те, кто расслаблялись, сами начинают считать Начали! (Гонг, пауза 1 мин) Теперь, ведущий, проведите опрос участников оцените эффект расслабления Давайте подведем итоги Пожалуйста. (Гонг).

 

4.1.21. ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

Разобьемся на пары, садимся в кресла рядом друг с другом. Первые номера садятся в удобную для расслабления позу, глаза слегка приоткрыты Вторые номера — "волшебники" Взяв в руки "волшебную палочку например авторучку, карандаш или какой-то другой предмет, они подносят ее конец к пальцам руки сидящего партнера При этом расслабляемый должен внимательно следить за тем, как вслед за чудодейственным предметом проходит размягчающая мышцы теплая волна Если заданный "волшебником" темп опережает возникновение ощущений, расслабляемый может попросить партнера замедлить движение или приостановить его. Добившись отчетливых ощущений в руках, "волшебник перемещает расслабление вдоль туловища партнера, затем переводит его на ноги. Итак, взяли в руки палочки и начали воздействовать на своего напарника (Гонг, пауза 40 сек.) Ощутили эффект? Теперь поменяйтесь ролями и продолжите упражнение. Начали! (Гонг, пауза 40 сек.) Спасибо А теперь, ведущий, расспросите участников и оцените эффект этого упражнения. Пожалуйста, итог! (Гонг)

 

4.1.22. ДЕМОНСТРАТОР

Сейчас, перед тем как садиться в кресла, давайте разделимся на две команды. Члены одной команды сядут в кресла и продемонстрируют, как они могут расслабляться. Члены второй команды будут наблюдателями и экспертами. Они должны оценить, насколько глубоко их коллеги смогли расслабиться. Итак, разбились на две команды. Сначала одна команда садится в кресла, а вторая - в роли экспертов. Пожалуйста! (Гонг), Сейчас расслабляющиеся, сидя в креслах, закрывают глаза, произвольно располагают руки В этом упражнении будет важно не только сам расслабление, но и работа на зрителя. Исполнители роли расслабляющихся должны заставить экспертов поверить и прочувствовать, что он действительно глубоко ушли в релаксацию. Члены второй команды, вы ступающие в роли экспертов, могут не просто пронаблюдать показывав мое им расслабление, но и непосредственно оценить его глубину. Можно приподнять за запястье руку расслабляющегося, и она безжизненно упадет вниз Можно слегка качнуть его за плечи, и тело мягко заколышется Разумеется, физическое воздействие на демонстраторов не должно быть чрезмерным Качество расслабления демонстратора эксперты должны будут оценить Оценка — по пятибалльной системе Итак, команда, которая заняла место в креслах, демонстрирует расслабление, а команда экспертов оценивает При этом каждый эксперт может подходить к расслабившимся и проделывать какой-либо тест проверить, падает ли рука как плеть, ровное ли дыхание, неподвижны ли сомкнутые веки. Выберите себе каждый один из критериев и оцените по нему всех Результаты отметьте на листочке и сдайте ведущему Пожалуйста, начали! (Гонг) Спасибо Релаксацию можно заканчивать Теперь команды меняются местами. Начинается второй тур соревнований. Не забудьте сдать ведущему листочки с вашими оценками Начали! (Гонг) Спасибо. Теперь подведем общий итог Ведущий, организуйте обсуждение, пожалуйста (Гонг)

 

4.1.23. ЭКСПЕРТ

В этой игре каждому из вас придется побывать в роли эксперта Первым вступает в эту роль участник, которого назовет ведущий, затем экспертами будут все участники по очереди. Эксперт выходит вперед, садится спиной к группе и закрывает глаза. В это время оставшиеся участники выбирают нескольких игроков, которые приступят к глубокому расслаблению В это же время остальные игроки просто сидят в креслах, закрыв глаза и не двигаясь. Когда назначенные участники погрузятся в глубокую релаксацию, ведущий подает команду, эксперт поворачивается и приступает к работе. Его задача — не сходя с места внимательно осмотреть всех членов группы и найти расслабившихся игроков. Ведущий сопоставляет выводы эксперта с действительностью, фиксируя результаты каждого очередного эксперта на листке бумаги. Итак, ведущий назначает первого эксперта, он садится спиной к группе Выбираем "игроков, которые будут расслабляться, и приступаем к работе. Ведущий организовывает экспертизу и обсуждение ее результатов, объявляет лучших экспертов Внимание, начали' (Гонг) Спасибо. Игра окончена (Гонг)

 

4.1.24. ТЕРМОМЕТР

А сейчас — такая игра разобьемся на пары, садимся в кресла В каждой паре один из участников закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей левой или правой руке, в какой руке — он решает сам. Как только ему это удается (а обычно на это требуется около минуты), он говорит своему партнеру о готовности Партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, какая из них теплее После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнеров На листке запишите количество удачных и неудачных оценок температуры руки Итак, садимся в пары. Выбираем, кто будет изменять температуру своих рук, а кто играет роль термометра Не торопитесь с оценкой температуры, старайтесь делать свои выводы уверенно. На отдельном листке фиксируйте число удачных и неудачных попыток Итак, начали' (Гонг, пауза 2 мин.) А теперь, как всегда, обсуждение результатов Все участники высказываются, ведущий подводит итоги. Пожалуйста (Гонг)

 

4.1.25. ТЕРМОПАРА

Сидя в креслах разделимся на пары Для начала каждый пусть попробует определить температуру своих пальцев Для этого можете дотронуться двумя пальцами, например указательным и безымянным до нижней части губы Подберите два таких пальца у которых температура различается не очень сильно После этого дотроньтесь этими же двумя пальцами до ладони своего партнера Пусть ваш коллега определит какой из двух пальцев теплее После этого можете встать и проделав тот же эксперимент с другими партнерами Пусть они определят, какой палец теплее, какой холоднее Устроим конкурс на лучшего сензитива, кто точнее других может различать оттенки температуры Обойдите по кругу всех участников и посмотрите кто самый чувствительный кто лучше всех определит разницу температур ваших пальцев Пожалуйста начали (Гонг, пауза 1,5 мин) Спасибо Пусть участники назовут всех тех, кто правильно определил разницу температур Ведущий попробует определить победителей и подведет итог этого соревнования Пожалуйста (Гонг)

 

4.1.26. ВЕСЫ

Давайте встанем и разобьемся на пары Все играющие становятся друг к другу лицом В каждой паре один из обучаемых кладет руки на плечи другому, закрывает глаза и начинает мысленно нагнетать тяжесть в свою правую или левую руку Добившись нужного ощущения, он говорит партнеру "Готово "Партнер должен отгадать, какая рука стала тяжелее Затем меняемся ролями и проделываем то же самое упражнение После этого можно сменить партнера и повторить это упражнение несколько раз с другими партнерами Итак, встали по парам, лицом друг к другу, положили на плечи партнеру свои руки, закрыли глаза и начали нагнетать тяжесть в одной из рук Говорите 'Готово" Напарник определяет, какая рука тяжелее Затем меняетесь ролями Можете повторить упражнение Вы ведете счет, прибавляя, если партнер угадывает Начали1 (Гонг, пауза 3 мин) Спасибо Ведущий, опросите участников игры оцените результаты каждого игрока и подведите общий итог (Гонг)

 

4.1.27. СПРИНТ

Разобьемся на пары, встанем лицом друг к другу Первые номера, закрывают глаза Вторые номера берут первых за руку Первые номера проделывают такое упражнение Будем мысленно идти, бежать или, может быть, ехать на велосипеде Вторые номера, чувствуя напряженности рук партнера, ощущая ее пульс, оценивают скорость его воображаемого движения Оценка дается условная, например быстрая ходьба, быстрые бег ураганная скорость и т.д. Каждую правильную оценку фиксируйте впамяти В конце игры по соотношению удачных и неудачных попыток угадывания вы оцените свои результат Итак, разделились на пары Первые номера закрывают глаза Вторые определяют их пульс и оценивают словесно скорость движения Затем меняемся ролями в каждое паре Результаты каждого угадывания фиксируем на своем листке затем можно меняться партнерами Начали (Гонг/ А теперь ведущий расспросите всех участников и подведите итоги Пожалуйста (Гонг)

 

4.1.28. КОНДЕНСАТОР

Давайте проведем такую игру Удобно садимся в кресла Выбираем двух ведущих которые по очереди пробуют себя в роли генераторов состояния Ведущий выходит вперед Обучаемые сидят в креслах с за крытыми глазами Ведущий начинает говорить он рисует перед ними воображаемую картину насыщенного энергией пространства Члены группы закрывают глаза чтобы лучше представить себе наэлектризованный брызжущий искрами воздух, он напряженно вибрирует, потрескивает переливается и вспыхивает всеми цветами радуги Если ведущему удалось увлечь занимающихся своим рассказом картина становится для них почти физически ощутимой Воздух начинает обжигать лицо покалывать ноздри, легким ознобом растекаться по коже Ведущий концентрирует внимание группы на дыхании Каждый вдох — будто глоток электричества, искрящимся холодком расходится по телу С каждым вдохом организм как бы заряжается импульсами энергии все более и более концентрируя ее в себе Из внешнего пространства энергетический заряд перекачивается внутрь, наполняя тело звенящей легкостью Итак все садятся в кресла, закрывают глаза Первый ведущий начинает свои сеанс Затем передается слово следующему Начали (Гонг) Внимание, начали (Гонг, пауза 1 мин) Спасибо Первый ведущий, заканчивайте свои сеанс Сейчас всем участникам надо немного расслабиться Пожалуйста расслабляйтесь (Гонг пауза 20 сек) Теперь слово предоставляется второму ведущему Он, конечно учтет опыт первого ведущего ему будет легче но зато времени на свои сеанс ему будет отпущено несколько меньше Итак второй ведущий, приступайте к выполнению своей задачи проведите еще один сеанс энергетизирующего воздействия (Гонг пауза 50 сек) Спасибо Сейчас нужно опять немного расслабиться Внимание, расслабляемся (Гонг), пауза 20 сек) Спасибо Теперь обсудим результаты и подведем итоги игры (Гонг)

 

4.1.29. ВОСХОЖДЕНИЕ

А сейчас садимся в кресла, назначим несколько ведущих по очереди Каждый ведущий попытается увлечь свою группу рассказом о воображаемом "пузыре", приподнимающемся и опускающемся в ритме дыхания Каждый участник группы должен почувствовать себя таким невесомым легким пузырем На вдохе пузырь становится все более невесомым взлетает вверх, подобно воздушному шарику, а на выдохе набирает вес и массивным грузом проваливается все глубже и глубже Возможно, через несколько минут участникам игры удастся взлететь на вдохе под самый потолок, а может быть и под купол неба, хотя кому-то едва-едва удастся оторваться от своего кресла Итак, на вдохе — внутренний подъем На выдохе — пауза, на время которой — главное не сползти с достигнутого Уровня А следующий вдох — еще один шаг вверх Кто хочет побывать первым в роли вeдyщeгo Пожалуйста, затем можете передать эстафету ведущего другим членам группы Начали игру (Гонг) А теперь оцените способности ведущих Пожалуйста, давайте все вместе обсудим, решим кому из ведущих удалось достигнуть наибольшего эффекта Пожалуйста, итог (Гонг)

 

4.1.30. ПУЛЬС

Садимся в кресла. Сейчас мы попробуем определить свой пульс. Это можно сделать либо классическим способом, сжимая пальцами левой руки правое запястье, либо путем сосредоточения внимания на пульсации в какой-либо части тела, например в ладони или в области шеи. По нашему сигналу вы начнете насчитывать удары пульса. Сначала сосредоточьтесь. (Гонг, пауза 10 сек.) Хорошо. Сейчас мы начнем отсчет пульса Внимание, начали. (Гонг, пауза 20 сек.) Закончили отсчет. Спасибо Умножьте последнюю цифру на три и запомните свой.результат. Это ваш начальный пульс. Принимать участие в следующей части упражнения могут только желающие. Сейчас вам предстоит попытаться участить свой пульс. При этом не нужно специально двигаться, напрягать мышцы или искусственно учащать дыхание. Мы будем применять внутренние, психологические рычаги управления пульсом. Можно, например, вообразить себя бегущим, а можно просто усилием воли попробовать участить пульсацию в той части тела, на которой вы сосредоточены, Итак, сосредоточьтесь на своем пульсе. Начали максимально учащать его. Можете быть, кому-то проще представить себе волнение артиста на сцене или спортсмена, готовящегося побить мировой рекорд. Можно представить себе последние секунды перед финишем или момент, когда вы прыгает) из самолета с парашютом, и парашют еще не открылся. Итак, приготовились считать. Начали! (Гонг, пауза 20 секунд.) Закончили. Оцените вашу новую частоту пульса, для этого умножим полученный результат на три, А сейчас, ведущий, опросите всех участников игры. Посмотрим, v кого наибольшая разница второго замера по сравнению с первым. Пожалуйста итог! (Гонг).

 

4.1.31. РЕЛАКСАЦИЯ

Внимание! Сейчас вам предложим провести своеобразное соревнование по способностям к саморегуляции и, в частности, по релаксации, расслаблению мышц рук. В произвольном порядке разбейтесь на две равные по количеству участников группы. Пожалуйста! (Гонг/. Теперь путем обсуждения решите, кто в вашей группе более всего подходит на роль инструктора по аутогенной тренировке, которому вы можете доверить управление процессом мышечной релаксации в вашей группе. Пожалуйста! (Гонг). Так, внимание, теперь все остальные члены группы кроме выбранных вами инструкторов, должны либо встать в две шеренги, либо сесть напротив своих соперников. Но при этом руки должны свободно висеть вдоль туловища, либо свободно лежать на подлокотниках или на коленях. Опираться на руки нельзя. Всем участникам в группах нужно будет постараться добиться максимального расслабления мышц обеих рук. Именно в этом и должны помочь вам инструкторы, в задачи инструкторов входит также и проверка того, насколько полно удалось расслабить руки участникам их групп. Для этого они должна взять проверяемого за кисть руки, поднять ее до горизонтального положения и отпустить. По сопротивлению при поднятии, по характеру падения руки они должны оценить степень ее релаксации. Так проверяется релаксация левой и правой руки. Внимание, все, кроме инструкторов, закрывают глаза. Сейчас, как только зазвучит негромкая спокойная музыка, инструкторы могут приступать к исполнению своей роли. На релаксацию вам отводится 10 минут. Начали. (Гонг, спокойная музыка в течение 10 мин.) Внимание! Инструкторы, пришло время проверить полноту релаксации ваших соперников. Вам нужно сейчас подойти к ним и записать порядковые номера или имена участников. Затем вам нужно будет проверить у каждого из них степень релаксации рук и оценить ее по пятибалльной системе, причем каждую руку отдельно. Пожалуйста, приступайте. (Гонг). Внимание, инструкторы, теперь вновь вернитесь к своим группам и организуйте выход из состояния релаксации. В этом вам поможет тонизирующая музыка. (Гонг, тонизирующая музыка 3 мин.) Внимание, а теперь подсчитайте общее количество набранных баллов по каждой группе и определите победителей как в индивидуальном, так и в групповом первенстве. Результаты обсудите. Всего вам хорошего! .(Гонг).

 

4.1.32. ЗАЖИМ

А сейчас проделает такое интересное упражнение. Сядем все в кресла, но в заведомо неудобную позу; например, не поворачивая плеч и туловища, оглянуться, прижать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть вперед плечи, коснуться пальцами руки задней ножки кресла и т.д. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, зажим. Вам нужно будет в течение нескольких минут максимально точно выделить область возникшего зажима, сконцентрировать в этой области свое внимание и снять зажим усилием води. Итак, садимся в кресла, принимаем неудобную позу, сковывающую вас, выделяем область возникшего зажима и концентрируем в этой области расслабление. Кто выполнил упражнение, громко говорит: "Готов! Итак, начали. (Гонг, пауза 1 мин.) Спасибо. Надеюсь все успели за это время снять свои мышечные зажимы? Давайте обсудим ваши успехи. У кого возникли трудности со снятием зажимов? Как вы преодолели эти трудности? Пусть каждый участник расскажет о своем опыте всем остальным — это будет полезно для всех. Ведущий подведет общий итог этой игры. Итак, начали обсуждение. (Гонг).

 

4.1.33. СТОП

Проделаем сейчас такое упражнение. Свободна расходимся по комнате. По команде "Стоп!" каждый застывает в той позе, в которой его застал сигнал. После этого, не нарушая зафиксированных поз, каждому участнику нужно снять у себя мышечные зажимы. Как только снимаете зажим, говорите: "Готово! "Итак, свободно двигаемся по комнате, принимаем любые позы. По команде "Стоп!" застываем и снимаем с себя мышечные зажимы. Сняв зажим, говорим: "Готово" Внимание, начали! (Гонг, пауза 10 сек.) Стоп! (пауза 8 сек.) Спасибо. (Гонг, пауза 8 сек.) Все успели снять зажимы? Попробуем еще раз. Пожалуйста! (Гонг, пауза 12 сек.) Стоп! (Гонг, пауза 8 сек.) А сейчас все успели снять зажимы? Давайте попробуем еще разок. Стоп! (Гонг, пауза 6 сек.) Успели? Давайте обсудим итог упражнения. (Гонг).

 

4.1.34. ЧАСТИЧНЫЙ ВЫХОД

Удобно располагаемся в креслах, сжимая в кулак правую или левую Руку и держим какое-то время кулак в напряженном состоянии. Все мышцы, кроме тех, которые сжимают в кулак, должны оставаться предельно расслабленными. При правильном выполнении упражнения из глубокого расслабления выводится только сжатая в кулак кисть и предплечье руки до локтя. Заметьте, что когда внимание сосредоточено на расслаблении тела, напряженная рука воспринимается как удаленная, находящаяся где-то на периферии. Такая маленькая, что ее можно даже не заметить, она как бы выключается из поля внимания. Но стоит направить внимание на группу нагруженных мышц — тут же рука становится огромной, от нее отходят тугие нити напряжения и расходятся по всему телу. Итак, сжимаем кулак и при этом стараемся расслабить все остальные мышцы тела. Как только упражнение выполнено, говорите: "Готово "Посмотрим, кому это лучше удастся. Начали! (Гонг. пауза 40 сек.) Спасибо. Обменяйтесь своими впечатлениями по выполнению этого упражнения. Расскажите о ваших ощущения при сосредоточении на расслабляющемся теле и на напряженной руке (Гонг)..

 

4.1.35. ТРАНСФОРМАТОР

Садимся удобно в кресла. Будем расслаблять отдельные части тела в произвольной последовательности, при этом командой к расслаблению каждого нового участка тела будет звуковой сигнал. Итак, по звуковым сигналам, с интервалом 10 секунд занимающиеся переходят к расслаблению очередной зоны, например от кисти к предплечью. После 6-8 сигналов последует небольшая пауза для спокойного пребывания в расслабленном состоянии. После этого также по сигналам проведите тонизацию отдельных, мышц, почувствуйте в них прилив сил, бодрости, легкой прохлады, здоровья и даже ликования. По окончании каждый поставит себе оценку по пятибалльной системе. Итак, начнем сначала расслабление, а затем, после минутной паузы, тонизацию. Начали. (6 звуковых сигналов с интервалами 10 сек., (Гонг).. пауза,6 звуковых сигналов с интервалами 8 сек.) Спасибо. Теперь все участники ставят себе оценки по пятибалльной системе на листке и отдают листок ведущему. После этого проводим обсуждение, ведущий подведет итоги. Пожалуйста! (Гонг).

 

4.1.36. КАРУСЕЛЬ

Разбиваемся на две равные команды. Первая команда рассаживается в кресла и в течение полутора-двух минут вводит себя в состояние глубокого расслабления: Через полторы-две минуты по сигналу ведущего члены второй команды пытаются вывести сидящих в кресле из состояния самопогружения, высмеивают, рассказывают анекдоты, интригующие истории, издают разные звуки и т.д. Через минуту, по звуковому сигналу, отвлекающие сдвигаются на одного человека вправо, так, чтобы каждый из них сменил своего партнера. Игра идет дальше до звукового сигнала В конце игры каждый сам оценивает степень своего состояния релаксации, а также называет одного или нескольких партнеров, воздействия которых в наибольшей степени выводило их из состояния релаксация Итак, первая команда садится в кресла, вторая команда начинает и отвлекать, смущать, смешить, заинтриговывать, чтобы помешать глубокому расслаблению. По звуковому сигналу каждый из мешающих меняет свою "жертву и продолжает работу, пока не последует команда ведущего "Стоп! Затем каждому расслабляющемуся на листке надо сделать две оценки, Во-первых, выставить оценку самому себе, а во-вторых, определить наиболее сильно мешающих игроков. Итак, ведущий, руководите, начали! (Гонг, пауза 10 сек..Гонг, пауза 40 сек., Гонг, пауза 40 сек, Гонг, Пауза 40 сек.) Спасибо. Все по очереди высказываемся, оцениваем эффективность работы. Ведущий, подведите итог. Пожалуйста! (Гонг).

 

4.1.37. ДОПРОС

Садимся по парам. Первые номера расслабляются, а вторые пытаются в это время задавать вопросы первым номерам. На эти вопросы расслабляющиеся должны отвечать. Поначалу вопросы могут быть простые, например: "Едят ли коровы траву?"3атем можно предложить отгадывать эагадки, решать сложные арифметические примеры, задачи на сообразительность, подробно вспомнить события недельной давности. Далее партнеры переходят от мирных бесед к розыгрышам, инсценировкам конфликтов. В конфликте сохранять душевное равновесие, расслабление тела оказывается гораздо сложнее. Даже при самой простой работе, такой, как арифметические действия в уме, обычно теряется контроль за расслаблением мышц. Наибольшие же затруднения происходят при возникновении эмоциональных ситуаций. Но и в этих сложных ситуациях зам необходимо научиться сохранять контроль над собой, в особенности контроль за расслабленным состоянием мышц. Итак, садимся по парам. Первые номера в каждой паре закрывают глаза, расслабляются. Их партнеры начинают диалог, причем переходят от простых вопросов к более сложным и эмоциональным. Отметьте для себя, на каком вопросе было трудно удерживать состояние релаксации. Итак, начали! (Гонг, пауза 2 мин) Спасибо, теперь партнеры могут поменяться ролями. Итак, допрашивающие теперь сами начинают расслабляться. Начали! (Гонг, пауза 1,5 мин.) Спасибо. Теперь попробуем вспомнить свои ощущения в золи расслабляющегося. Расскажите по очереди, какие слова и действия вашего партнера наиболее сильно воздействовали на вас, каким образом вы старались.сохранить состояние релаксации, полностью ли вам это вдалось. Пожалуйста, подведем итог. (Гонг).

 

4.1.38. ТОЧКИ

Сядем в кресла по парам. На первом этапе этого упражнения освоим некоторые биологически активные точки тела. Воздействие на них действует тонизирующе, укрепляет ваше здоровье, улучшает самочувствие. "сложите руки на колени, прижмите большие пальцы к указательному. Заметьте место, где заканчивается 'складка кожи между большим и указательным пальцем. Смотрите и на левую и на правую руку. А теперь указательным пальцем правой руки сделайте несколько круговых движений, точечный массаж в месте, где заканчивалась складка. При этом большой палец нужно отодвинуть от указательного так, чтобы кожа в этом месте расправилась. Итак, пожалуйста, найдите окончание складки, разожмите пальцы и начните правым указательным пальцем массировать точку левой руки. Движение может быть вибрирующим, палец как бы ввинчивается в эту точку. Почувствуйте в этой точке теплоту, жжение или легкую ломоту. После этого проделайте такое же упражнение левым указательным пальцем на правой руке. Ведущий, посмотрите, как участники выполняют это упражнение. Начали! (Гонг, пауза 50 сек.) А сейчас — следующее упражнение. Положите руки на колени так, чтобы ладонью полностью обхватить чашечку колена. Указательный палец лежит на середине чашечки Пальцы прижаты друг к другу Тогда безымянный палец будет прощупывать небольшое углубление под выступом круглой кости, в нижней части под коленной чашечкой Постарайтесь четко ощутить безымянными пальцами обеих рук это небольшое углубление Надавите в это углубление При этом постарайтесь почувствовать легкую ломоту Говорят, что эта точка излечивает от ста болезней Ее стимуляция позволяет сохранить постоянную бодрость, работоспособность, повысить общий тонус Безымянными пальцами произведите стимулирующий точечный массаж этих точек на левой и на правой ноге Постарайтесь почувствовать какие-то необычные ощущения, а затем — прилив бодрости и работоспособности Пожалуйста (Гонг, пауза 50 сек) Спасибо. Попробуем оценить изменение своего состояния 0 — состояние не изменилось, 5 — наивысшая оценка улучшения состояния Пожалуйста, сообщите ведущему свои данные Расскажите и о характере ощущений, которые вам удалось получить при проведении массажа точек на кисти и на колене Ведущий, подведите итоги Пожалуйста (Гонг)

 

4.1.39. СМЕХ

Садитесь в кресла и настройтесь повеселиться просто так, буквально без всякого повода У каждого в жизни были такие моменты, когда смех появлялся почти без причины Просто смешно — и все тут. Ну, а если кто-то показывает пример, заводит всю группу — смех распространяется неудержимо Смех — прекрасная эмоциональная разгрузка, освобождение от напряжения, отличный отдых после трудной умственной деятельности На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое каждый из нас испытал в своей жизни,, когда мы смеялись безудержно, от души, просто до слез Итак, сейчас мы посмеемся все вместе. Кто-то засмеется первым, а вы все поддержите этого заводилу смеха. Сначала смех может быть приглушенный, затем все более нарастающий и, наконец, — громкий, безудержный, эмоциональный, может быть смех до слез Усиленный и поддержанный всеми, отраженный и умноженный каждым, смех будет в течение нескольких минут прямо-таки содрагать стены, поражать воображение всех присутствующих Итак, еще немножко — и начнется взрыв смеха Сначала плавный, затем лавинообразный, и вопрос будет только в том, чтобы остановить его через некоторое время по окончании паузы Итак, ха-ха-ха! (Гонг, пауза 30 сек) Спасибо, спасибо. Ведущий, пожалуйста, установите тишину Сначала усмирите наиболее выдающихся смехачей, а затем постепенно всех В заключение сеанса — несколько минут тишины. Пожалуйста! (Гонг, пауза 15 сек.) Итак, вы успокоились, немножко отдохнули. Хотите подвести итог — высказать нахлынувшие мысли — пожалуйста! (Гонг).

 

4.1.40. СЛЕЗЫ

Это упражнение проделаем сидя в креслах с закрытыми глазами Он будет противоположностью сеанса смеха, игрой контрастов настроений эмоций, нашего состояния. Вызвать слезы не так просто, но надеемся, вы уже достаточно хорошо управляете своими эмоциями, своим состоянием, настроением Слезы в нашей душевной жизни — это сильная эмоциональная разгрузка, защита от стресса Слезы могут возвышать человека, если они служат проявлением душевной восприимчивости, сострадания, доброты и порядочности Итак, попробуйте сейчас погрузиться в состояние печали, печали светлой и в то же время глубокой, когда на глаза сами собой наворачиваются слезы Не стесняйтесь подступающих слез, ведь эти слезы — слезы очищения Итак, несколько минут состояния светлой, глубокой печали, когда на глаза наворачиваются непрошенные слезы (Гонг, пауза 1 мин) Благодарю вас Постепенно возвращайтесь к нормальному состоянию, своим обычным эмоциям Может быть, не у всех вас на глазах появились слезы, но, наверное, всем вам удалось зафиксировать то внутреннее состояние, когда слезы прямо-таки подступают к глазам Конечно, у каждого из вас это состояние появилось по-разному Давайте обсудим те ощущения, которые вам удалось у себя вызвать Это упражнение позволило вам почувствовать еще одну грань всего многообразия ваших внутренних состояний, возможность управления ими. Итак, Итоговое обсуждение (Гонг)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: