Тема: «Определение расстояния с помощью нитяного дальномера. Измерение высоты сооружения при помощи тригонометрического нивелирования»




ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ

 

Дневник

для выполнения лабораторных работ

студента(ки) ___________________________________________

 

группа ______________

 

Брянск, 2011

УДК

 

Дневник для выполнения лабораторных работ по теодолиту для студентов 1-го курса строительных специальностей.

 

 

Составитель: доцент кафедры графики и геодезии, кандидат сельскохозяйственных наук Т.В. Мащенко

- Брянск: БГИТА, 2011.- с.

 

 

Дневник для выполнения лабораторных работ по теодолиту составлен как раздаточный материал для лабораторных работ по инженерной геодезии в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

 

 

Рецензент:

 

Зав. кафедрой «Строительные конструкции»,

Профессор, к.т.н. С.Г.Парфенов

 

 

Зав. кафедрой «Автомобильные дороги»,

доцент, к.т.н. З.А.Мевлидинов

 

 

Рекомендовано редакционно-издательской и методической комиссией строительного факультета БГИТА.

 

 

Протокол № от 2011г.

 

Лабораторная работа № 1

Тема: «Изучение устройства теодолитов».

Цель работы: Изучить устройство теодолита Т30, научиться визировать на точку и взятие отсчёта.

Содержание:

1) Подготовка теодолита к работе.

2) Изучение основных геометрических условий.

3) Визирование на точки.

4) Взятие отсчёта на точку при КЛ и КП.

 

Задача №1. Изучить устройство теодолита Т30

 

Рисунок 1- Принципиальная схема теодолита.

1. Для чего предназначен теодолит?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Напишите названия пронумерованных на рисунке 1 частей теодолита.

1- ________________________________ 11- _______________________________

2- ________________________________ 12- _______________________________

3- ________________________________ 13- _______________________________

4- ________________________________ 14- _______________________________

5- ________________________________ 15- _______________________________

6- ________________________________ 16- _______________________________

7- ________________________________ 17- _______________________________

8- ________________________________ 18- _______________________________

9- ________________________________ 19- _______________________________

10-_______________________________ 20- _______________________________

 

3. Дайте изображение отсчетного микроскопа поле зрения штрихового микроскопа теодолита Т30 (рис. 3). На каждом рисунке произведите отсчеты по горизонтальному и вертикальному кругам и запишите их рядом с рисунками.

 

Рисунок 3 - Поле зрения штрихового микроскопа теодолита Т-30.

Отсчёты по Т30:

 

по горизонтальному кругу ________ по горизонтальному кругу ________

по вертикальному кругу __________ по вертикальному кругу __________

 

4.Напишите названия штрихов сетки нитей (рис. 5).

 

1-_______________________

 

2-_______________________

 

3-_______________________

 

4-_______________________

 

Рисунок 5 - Поле зрения трубы теодолита.

 

5. Напишите названия осей теодолита (рис.6).

 

ZZ1_____________________

 

UU1_____________________

 

VV1_____________________

 

HH1_____________________

 

Рисунок 6 - Схема осей теодолита.

Лабораторная работа №2

Тема: «Выполнение поверок и юстировок теодолита»

 

Цель работы: Научиться выполнять поверки и необходимые юстировки теодолитов Т30 и 4Т30П.

Задача №1. Изучите порядок производства поверок и юстировок теодолитов Т30 и 4Т30П. Сформулируйте поверками геометрические условия, которым должно удовлетворять взаимное положение осей теодолита.

Первая поверка

 

Условие: __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение:______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вторая поверка

 

Условие: __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение:______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Третья поверка

Условие: _________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Выполнение:______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Четвертая поверка

 

Условие: __________________________________________________________
__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение:______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пятая поверка

Условие: __________________________________________________________
__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение:______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Вывод: Теодолит ___________ № ________ - ___________________________

__________________________________________________________________

 

Задача №2.

 

1) Опишите порядок действий при установке теодолита в рабочее положение:

а) ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Опишите порядок действий при установке зрительной трубы для наблюдений:

а)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 3

Тема: «Измерение горизонтальных и вертикальных

Углов теодолитом»

Цель работы: Научиться измерять горизонтальный угол способом

полуприёмов. Научиться измерять вертикальный угол.

Задача №1. Как надо навести зрительную трубу на цель при измерении угла? Изобразите положение визирной цели в поле зрения трубы перед производством отсчета.

 

Рисунок 7- Поле зрения трубы при наведении её на цель.

 

Укажите, какими винтами производили окончательное наведение трубы на цель. В ответе сошлитесь на номера частей теодолита на его рисунке 1.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача №2. Дооцифруйте три неподписанных штриха лимба на схеме наблюдений (рис.8). Напишите формулу вычисления горизонтального угла

 

β =

а) б)

 

 

               
 
 
     
 
   

 

 


Рисунок 8- Схема наблюдений при измерении горизонтального угла; нулевой штрих лимба: вне (а) и внутри (б) измеряемого угла.

 

Задача №3. Измерьте горизонтальный угол и запишите результаты измерений в журнал (таблица 1).

Таблица 1

Журнал измерений горизонтальных углов

Теодолит №

N% станции N% наблюдаемых точек Отсчеты Значения угла из 1 и 2 полуприёмов Среднее значение угла
о ׳ о ׳ о ׳
    КЛ    
           
           
           
    КП    
           
           
           
           
               

 

Задача №4.

Что такое угол наклона? Приведите формулы для его вычисления ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задача №5.

 

Что такое место нуля? Приведите формулы для его вычисления __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача №6.

Выполните наблюдения на две точки с записью результатов в журнал (табл. 2). По результатам наблюдений вычислите два значения места нуля и два угла наклона.

 

Таблица 2

Журнал измерений углов наклона

 

N% станции N% наблюдаемых точек Отсчеты по вертикальному кругу Место нуля МО Угол наклона
КЛ КЛ
о / о / о / о /
               
               
               
               
                   

 

МО =

ν =

 

 

Лабораторная работа № 4

Тема: «Определение расстояния с помощью нитяного дальномера. Измерение высоты сооружения при помощи тригонометрического нивелирования»

 

Цель работы: Научиться измерять расстояние нитяным дальномером и определять высоту сооружения.

Задача №1. Опишите порядок определения расстояния при помощи нитяного дальномера.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Литература

 

1. Фельдман В.Д., Михелев Д.Ш. Основы инженерной геодезии: Учеб. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999. - 300с., ил.

2. Киселев М.И., Лукьянов В.Ф. Лабораторный практикум по геодезии: Учебное пособие для техникумов. - М.: Стройиздат, 1987. - 208с., ил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: