Раздел 1. Теория и феноменология конфликта




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Имени К.Г. Разумовского

Институт «СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Кафедра «ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА

 

 

По курсу

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ »

 

СТУДЕНТ (ФИО)______________________________________________

 

 

Факультет_________________________

КУРС____________________________

Группа___________________________

 

Преподаватель________________________________

 

Пояснительная записка.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина относится к циклу дисциплин специализации и является важной для изучения будущими менеджерами, связанными по роду своей деятельности с общением. В ходе ее изучения усваиваются основные понятия конфликтологии, обобщается содержание взглядов на проблему конфликта в известных психологических школах и направлениях, формируются навыки психологически грамотного управления конфликтом. В целом изучение дисциплины формирует психологическую культуру студента, повышает методическую, профессиональную подготовку будущих специалистов-менеджеров. Информация, представленная в этом курсе, носит проблемный характер и направлена так же на активизацию творческого мышления студентов, на стимулирование нестандартного, оригинального решения психологических проблем.

Отличительной особенностью данного курса является рассмотрение конфликтной ситуации как толчка для развития межличностных отношений.

Рабочая тетрадь студента (РТС) является учебно-методическим пособием, входящим в состав учебно-методического комплекса (УМК) спецкурса «Конфликтология» и предназначена для студентов всех форм обучения.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов после лекций. Она должна быть представлена преподавателю к итоговой сессии перед началом проведения практических занятий.

Целью работы с РТС - закрепление знаний студентов, полученных в лекционном курсе и в ходе самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками, литературой и Интернет-ресурсами.

Контрольный материал, представленный в рабочей тетради, состоит из двух разделов. Первый связан с проблематикой теории и феноменологии конфликта, второй раздел посвящен прикладным аспектам анализа различных конфликтных ситуаций. Рекомендованная литература также поделена на две части в соответствии с разделами рабочей тетради.

Задания РТС соответствуют основным тематическим разделам учебного плана. Студентам рекомендуется последовательная и систематическая работа в РТС, её своевременное заполнение ко всем семинарским занятиям.

В РТС включены основные теоретические и практические задания, для самостоятельной работы. Особое значение имеет выполнение задания практикума, которое определяется преподавателем на первом семинарском занятии для того, чтобы у студентов была возможность проведения самостоятельной работы в течение всего курса. Выполнение практикума обязательное для выполнения задание перед зачётом.

Полностью выполненные задания в РТС представляются преподавателю для итоговой аттестации и суммирования набранных баллов для получения студентом зачета по курсу «Конфликтология». Максимальное количество баллов за рабочую тетрадь составляет 60 баллов.

 

Раздел 1. Теория и феноменология конфликта

 

Для изучения этого раздела курса студенту необходимо ознакомится с имеющейся учебной и научной литературой и проработать ряд источников. Студент должен уметь оперировать основными понятиями

Курса и при ответе на вопрос использовать их. Особое внимание следует обратить на эволюцию представлений о конфликте во второй половине 20 в., на разнообразие подходов к изучению конфликтов. Необходимо понимать, чем определяется наш выбор той или иной методологии при анализе конкретных конфликтов.

 

 

1. Приведите известные Вам типологии конфликтов.

 

 

2.О характеризуйте структуру конфликтов.

 

 

3. Какие позитивные функции социальных конфликтов вы знаете? Приведите примеры из современной политической жизни

 

 

4. В чем различие в понимании конфликта у М.Вебера и К.Маркса?

 

 

5. Выделите основные причины возникновения межличностных конфликтов.

 

6. Чем отличаются конфликты, основанные на потребностях, от конфликтов, основанных на интересах.?

 

7. Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующее выражение: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность - получает ритм себе в сопротивление». Объясните и прокомментируйте данное высказывание.

 

8. Опишите основные признаки конфликтов. Проиллюстрируйте примерами, взятыми из российской действительности.

 

Выберите нужные варианты ответов:

1. Конфликт является:

а) необходимым условием общественного развития;

б) дефектом социальных отношений.

2. Конфликты имеют только деструктивный характер:

а) да;

б) нет.

3. Необходимым условием для перерастания конфликтной ситуации в открытый конфликт, необходимы:

а) социальная напряженность;

б) инцидент.

4. Всегда ли после переговорного процесса и достижения договоренностей удаётся снять социальное напряжение в отношениях между бывшими противниками:

а) да;

б) нет.

5. Внутриличностный конфликт это:

а) борьба двух позитивных или двух негативных тенденций в психике человека;

б) столкновение личностей в процессе взаимоотношений.

 

Литература

Обязательная

 

Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. “Конфликт цивилизаций” в региональном преломлении: Кавказ и Балканы // ПОЛИС. 2007. № 4. С. 146-157.

Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. - М.:Гардарики, 2002. 526 с.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-пресс, 2007.320 с.

Козырев Г.И. Основы конфликтологии. М.: ИД «Форум» - Инфра-М., 2007. 240 с.

Прошанов СЛ. Социология конфликта: теория и практика М.: АПКиППРО, 2006. 100 с.

Ратников В.П. и др. Конфликтология. Учеб.для ВУЗов. Под ред. проф.В.П.Ратникова. М.:Юнити-Дана, 2001. 512 с.

Коузер Л. Основы конфликтологии. Санкт-Петербург, 2001. 115.

Дополнительная

Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов /Организационная психология. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

Здравомыслов А.Г. Проблема взаимоотношений конфликтов на макро- и микроуровнях // Социальный конфликт, 1994 - № 1. С.5-18.

Конфликтный менеджмент в политических и экономических структурах.Круглый стол // Социс. 1994 - № 3. С.109-115.

Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.:Речь, 2000. – С.179-197, 292-310.

Сперанский В.И. Конфликтология для каждого и на каждый день.М.:Рус.новь, 2002. - 352.

 

Раздел 2. Анализ и управление социальными конфликтами

 

Эта часть курса предполагает овладение методологией анализа различных конфликтов человеческого общества и технологией разрешения конфликтов.

Поэтому литература включает в себя большое количество статей, публицистической литературы, тезисов научно-практических конференций.

Студенты должны изучить конкретными методиками анализа различных социальных конфликтов и уметь пользоваться ими.

 

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Процесс урегулирования конфликтов предполагает ряд последовательных этапов, каждый из которых включает в себя необходимый перечень мер по преодолению конфликтной ситуации. Определите последовательность и содержание необходимых этапов регулирования конфликтов:

а) легитимизация конфликта;

б) структурирование конфликтующих сторон;

в) институционализация конфликта;

г) редукция конфликта.

2. Какие международные организации работают с конфликтами?

 

3. По мнению Р.Дарендорфа, "во многих странах этнические различия стали использоваться как оружие, направленное против прав человека. Это оружие часто подкрепляется так называемым фундаментализмом, который подразумевает, что принадлежность к группе создает ауру исключительного, часто псевдорелигиозного значения. Принадлежность к обществу понимается не как вопрос гражданских прав, которые можно расширить, а как совокупность врожденных или наследуемых привилегий, требующих защиты от посягательств со стороны посторонних".

Приведите примеры, подтверждающие рассуждения Р.Дарендорфа. Каково соотношение гражданских прав и прав нации?

 

4. Проанализируйте и поясните таблицу «Вероятность забастовок в различных отраслях»

Высокая Горная промышленность Мореплавание и портовая деятельность
Средне-Высокая Лесная промышленность Текстильная промышленность
Средняя Полиграфическая промышленность Строительство Производство продовольствия
Средне-низкая Швейное производство Газовая, водная и электрическая службы Обслуживание
Низкая Железные дороги Сельскохозяйственное производство Торговля

5. Назовите наиболее вероятные причины экономических и трудовых конфликтов.

 

6. Итальянская забастовка – это:

А) забастовка, проходящая в Италии

Б) забастовка, предполагающая насильственные действия

В) предельно строгое исполнении сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей и правил при небрежном выполнении работы

В) кратковременная забастовкам с выходом на улицу

 

7. В программных установках российских партий можно отметить две крайние концепции реформы национально-государственного устройства России:

— построение федерации национальных государств с преимущественными правами титульных национальностей на территорию, ресурсы, политическое представительство, с минимальными полномочиями центра и максимальными прерогативами местных элит:

— возврат к дореволюционному губернскому устройству на чисто региональной основе, лишь в минимальной степени учитывающему этническую специфику территорий.

Охарактеризуйте возможные последствия реализации указанных стратегий реформирования национально-государственного устройства России.

 

 

8. Для предупреждения этнических конфликтов учеными разработана целая система специфических мер:

— соблюдение новыми независимыми государствами принципа единого и полного гражданства для всех жителей, принятие ими "нулевого" варианта гражданства, т.е. все живущие на территории нового государства на день его создания должны иметь право получить гражданство;

— реальное вовлечение меньшинств в принятие политических решений, предоставление их представителям мест в парламенте, правительстве и других государственных органах;

— организация системы выборов и политических партий таким образом, чтобы выгодны были этнические коалиции;

— проведение социально-экономической политики в интересах меньшинств, но при этом необходимо учитывать, что опыт США и Индии свидетельствует о конфликтном потенциале "положительной дискриминации";

— система образования должна раскрывать опасность этнических предрассудков, учить людей их преодолевать;

— работники средств массовой информации, ученые, деятели искусства должны осознавать свою ответственность за точность и взвешенность публикаций, высказываний на этническую тему;

— запрет на публичное выражение этнических предрассудков и судебные преследования за это могут дать обратный результат, здесь должно действовать общественное мнение.

Проанализировав опыт разрешения этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, попытайтесь сформулировать дополнительные меры для предупреждения этих конфликтов.

 

 

9. Охарактеризуйте (на выбор) один из следующих конфликтов.

- грузино-абхазский конфликт

- осетино-ингушский конфликт

- конфликт в Приднестровье,

- Россия и страны Балтии

- Крым и российско-украинские отношения

 

 

9. Приведите примеры действий политической власти:

а) направленных на урегулирование конфликтов,

б) направленных на обострение конфликтов.

 

 

11.Выберите правильный вариант ответа:

 

К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации относится..

а) принуждение к заключению соглашений;

б) поиск компромиссных решений;

в) уход от разрешения конфликтов;

г) подавление противника.

 

12. Субъектами этнополитических конфликтов являются...

а) международные организации;

б) этнические общности и этносоциальные организации;

в) государства;

г) социальные группы.

 

13. Кризис, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения, называется:

а) кризисом распределения;

б) кризисом идентичности;

в) конституционным кризисом;

г) кризисом политического участия.

 

14. Что такое национальный суверенитет?

а) ликвидация национального гнета;

б) независимость от других государств;

в) независимость государства во внешних сношениях;

г) совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального, экономического и политического строя.

 

15. Какой стадии социально-экономического развития общества присущи этнополитические конфликты?

а) постиндустриальной;

б) доиндустриальной;

в) индустриальной;

г) любой стадии.

 

Литература

Обязательная

Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М., 2000. 280 с.

Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2000. – 464 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.:Питер, 2000. 560 с.

Петухов В.Б. Терроризм в информационно-семиотическом и мифологическом контексте // Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 92-101.

 

 

Дополнительная

Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Хоц а.Ю. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе //Социс 2006 - № 10. С.41-48.

Ильясов Ф.Н. Терроризм - от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 78-85.

Кан Сам Гу Этно-национальные конфликты в Закавказье и Центральной Азии в контексте их геополитического положения. М.: ИМЭМО РАН, 2002. 65 с.

Карачурина Л.Б. Миграционная компонента рынка труда крупных российских городов // ОНС. 2006 - № 6. С. 38-45.

Козырева П.М. Бедность и богатство в трансформирующемся обществе // Россия реформирующаяся. Ежегодник. /Отв. Ред. М.К. Горшков.- Вып.7. М.: Институт социологии РАН, 2008. С.62-92. / [Электронная публикация ] https://www.isras.ru/files/File/publ/year-2008/Bednost%20i%20bogatstvo.pdf

Малахов В.С., А.Г.Осипов А.Г. Категория «этническое меньшинство» в российском публичном и законодательном дискурсах // Мир России. 2008. № 3. С. 67-91.

Мансуров А., Семенова А.. "Московский комсомолец": контент-анализ публикаций о терактах 2004 года и терроризме // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 35-41.

Мнацаканян М.О. Национализм: идеальный тип и формы проявлений // ПОЛИС. 2007 - № 6. С.24-35.

Паин Э.А. Этнополитические условия гражданской интеграции российского общества // ОНС. 2006 - № 6. С. 23-37.

Константинов В.В., Зелев М.В. Проблема интеграции мигрантов в принимающее общество в постиндустриальных странах и в России// ПОЛИС. 2007 - № 6. С.64-70

Лалукка С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты // Социс. – 2000. № 7. С.91-98.

Раскин Д.И. Русский национализм и проблематика культурно-цивилизационной идентичности// ПОЛИС. 2007 - № 6. С.36-44

Рыжова С.В.Идентичность москвичей (опыт исследования) // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 40-49.

Соловьев В.А. Проблемы урегулирования этнотерриториальных конфликтов и ликвидации их последствий / Ксенофобия на Юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления. Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК рот РГУ. Вып. - Ростов-на Дону, 2002. С. 114-123.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: