Практические задания по дисциплине «ЭКОЛОГИЯ»




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ МО «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»)

 

 

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии математических и естественно-научных дисциплин Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № __ Председатель ПЦК________/Ткаченко А.А./    

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине:

«ЭКОЛОГИЯ»

Для студентов 1 курса заочной формы обучения

Специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Специальности: 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

(на базе основного общего образования)

Преподаватель: Максимова Людмила Григорьевна

Сергиев Посад

Г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

 

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго - и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

К выполнению контрольной работы следует приступать после изучения соответствующего материала по учебнику.

При выполнении контрольной работы следует строго придерживаться указанных ниже правил.

1. Контрольную работу следует выполнять в тетради. На титульном листе работы должно быть указано: название учебного задания и учебной дисциплины, номера контрольной работы и ва­рианта, фамилия, инициалы, шифр и учебная группа обучающегося (приложение 1). В конце работы следует указать использованную литературу, поставить дату окончания работы и расписаться.

2. В работу должны быть включены все задания, указанные в варианте. Контрольные работы, содержащие не все задания, а также содержащие задания не своего варианта, не засчитываются.

3. Задания контрольной работы следует располагать в порядке возрастания их номеров. Перед выполнением каждого задания надо записать полностью текст задания.

4. Задание следует излагать подробно, делая соответствующие ссылки с указанием формул, выводов, которые используются при выполнении данного задания. Не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых..

5. Контрольная работа должна выполняться самостоятельно, в противном случае обучающийся лишается возможности проверить степень своей подготовленности по дисциплине. Если будет установлено, что контрольная работа выполнена не самостоятельно, то она не будет зачтена, даже если в ней все задания выполнены, верно.

6. Получив прорецензированную контрольную работу, обучающийся должен исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации рецензента.

Если рецензент предлагает внести в выполнение задания те или иные исправления или дополнения и представить их для повторной проверки, то это следует сделать в короткий срок.

В случае незачета работы и отсутствия прямого указания рецензента на то, что обучающийся может ограничиться представлением исправленных решений отдельных заданий, вся работа должна быть выполнена заново. При представленных исправлениях должны обязательно находиться прорецензированная работа и рецензия на нее. В связи с этим рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце тетради несколько чистых листов для дополнений и исправлений в соответствии с указаниями рецензента. Вносить исправления в сам текст работы после ее рецензирования запрещается.

7. Во время сессии обучающийся должен пройти собеседование по зачтенной контрольной работе.

8. Каждый обучающийся выполняет контрольную работу своего варианта. Номер варианта определяется по последней цифре шифра обучающегося, согласно таблице 1.

9. Задания, выпол­ненные не полностью или не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются обучающемуся.

Таблица1.

Таблица распределения контрольных вопросов по вариантам

Последняя цифра шифра Номера теоретических вопросов Номер практического задания
  1, 11, 21,31 1,11
  2, 12, 22,32 2,12
  3, 13, 23,33 3,13
  4, 14, 24,34 4,14
  5, 15, 25,35 5,15
  6, 16, 26,36 6,16
  7, 17, 27,37 7,17
  8, 18, 28,38 8,18
  9, 19, 29,39 9,19
  10, 20, 30,40 10,20

 

Контрольные вопросы по дисциплине «ЭКОЛОГИЯ»

1. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

2. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм.

3. Популяция. Экосистема.

4. Биосфера.

5. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

6. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком.

7. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.

8. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека.

9. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

10. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях.

11. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

12. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе.

13. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

14. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации.

15. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

16. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

17. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

18. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

19. Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

20. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

21. Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.

22. Экологические след и индекс человеческого развития.

23. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы.

24. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

25. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

26. Экологические кризисы и экологические ситуации.

27. Экологические проблемы России.

28. Природные ресурсы и их охрана.

29. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

30. Охрана водных ресурсов в России.

31. Охрана почвенных ресурсов в России.

32. Охрана лесных ресурсов в России.

32. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).

33. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.

34. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

35. Природоохранная деятельность.

36. Концепция устойчивого развития.

37. Среда обитания человека и экологическая безопасность.

38. Агроэкосистемы.

39. Особо охраняемые природные территории России.

40. Индекс «живой планеты». Экологический след.

Практические задания по дисциплине «ЭКОЛОГИЯ»

Задание 1.

2 площади экосистемы дает 800 г сухой биомассы за год. Построить цепь питания (4 трофических уровня) и определить, сколько гектаров необходимо, чтобы прокормить человека массой 70 кг (из них 63% составляет вода).

Задание 2.

Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в гектарах) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания:

а) планктон → рыба →тюлень (300 кг). Сухая биомасса планктона с 1м2 моря составляет 600г. Из указанной в скобках массы 60% составляет вода.

 

Задание 3.

На основании правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог обитать один дельфин массой 300 кг.

Задание 4.

Под соснами в лесу встречаются молодые ели, но под елями никогда нет молодых сосен. Почему?

 

Задание 5.

Зимой на речках и озерах во льду делают проруби, в которые вставляют снопы камыша, соломы. С какой целью это делается?

Задание 6.

Самая распространенная на Земле комнатная муха. Установлено, что с начала эта муха обитала в тропических широтах. Благоприятная для размножения температура 25 С. Какие биологические особенности насекомого позволили ей так широко распространиться на Земле, в том числе в северных широтах.

Задание 7.

Однажды молодой археолог в степи на юге Украины сильно устал и лег спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было подняться, но почувствовал, что на груди что-то лежит. Это была степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлить змею, археолог сбросил ее, и она уползла. Почему же змеи ползут к спящим людям?

Задание 8.

Летом можно увидеть цаплю, что стоит неподвижно над гнездом в удивительной позе - с широко раскинутыми крыльями. Зачем она это делает?

 

Задание 9.

Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы (подгон). Какая особенность дуба при этом учитывается? какое значение для человека имеет такой прием?

Задание 10.

При проведении рубок ухода убирают сухостойные, пораженные гнилью и ветровальные деревья. Какое значение это имеет для леса?

 

Задание 11.

В некоторых хозяйствах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стремятся проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Задание 12.

В ХХ столетии человек решил, что при помощи всемогущей химии он может вовсе избавиться от насекомых, отнимающих у него часть урожая, вредящих лесам. Победа казалось уже близкой. Но вскоре стало очевидно, что химия не всесильна и что проблема не в этом. Почему сторонников химической борьбы становится все меньше?

Задание 13.

«Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл данной поговорки.

 

Задание 14.

На юге Польши было построено крупное химическое предприятие, которое постепенно увеличивало свою мощность и расширялось. Много отходов выбрасывалось в атмосферу. Вокруг завода росли полевые цветы, которые обильно цвели. После того как построили дымо- и газоулавливатели, часть растений погибла. Выскажите предположение о возможных причинах гибели некоторых видов растений.

Задание 15.

Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи их, активна днем, а травяная, обитающая на болотах, лугах - в сумерки?

 

Задание 16.

Какие особенности строения икры лягушки и расположения ее в водоеме способствуют сохранению тепла, необходимого для развития?

Задание 17.

В умеренном поясе водятся несколько десятков видов земноводных, в тропиках же их около полутора тысяч видов. Чем это объясняется?

 

Задание 18.

В Бадхызском заповеднике (в Туркмении) живет очень крупная ящерица – серый варан (длиной до 1 м) Живет она в пустыне среди зарослей саксаула. Цвет кожи желтовато-серый. Но у маленьких варанчиков имеются темные поперечные полоски. Чем объяснить такую разницу в окраске?

Задание 19.

До 30% смертности морских черепах вызвано проглатыванием пластмассовых предметов. Почему употребление подобной пищи приводит животных к гибели?

Задание 20.

Могучий самец гремучей змеи вторгается во владения другого самца, чтобы оспорить его право на жизненное пространство и самку. Укус, очевидно, был бы самым быстрым и эффективным способом избавиться от соперника. Но.. змеи применяют силовую борьбу, пока не удастся одному пригнуть голову другого к земле. Борьба окончена. Теперь победитель позволит поверженному врагу спастись бегством. Объясните поведение змей.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Валова В.Д. Экология. — М., 2012.

2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.

3. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

5. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

6. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

7. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.

8. Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г.А.Ягодина. — М., 2011.

 

Интернет-ресурсы

 

1. www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

2. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: