Культура Шульганташа. Поздний палеолит.




Т А Р И Х

Т О М I

В В Е Д Е Н И Е

Уфа-2017

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

З - 59

Зианбердин И.Б.

Тарих: в двенадцати томах. – Уфа, 2017 г. Том I. Введение. -169 стр.

 

Данная книга является вторым, дополненным, изданием книг Иршата Зианбердина из цикла «Иршаднама», посвященных истории Башкортостана с древнейших времен по 1928 год.

В приложение к книге дана работа автора «Образцы древнебашкирской письменноси.Авторское толкование лексики речи письменных памятников».

 

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

© Зианбердин И.Б., 2017

Вместо предисловия.

 

Начало XXI века после миляда Гайсы (рождество Христово) башкироведение как один из отраслей тюркологии переживает невиданное доселе прорывное развитие.

Возникшее в древности как эпос "Урал батыр", как баит "О Саке и Суке" и других произведений устного народного творчества, башкироведение развивалось как разновидность генеологических рассказов и сочинений "Шежере" и получило дальнейшее развитие в трудах башкирских мыслителей XVIII-XIXвеков Батыршаха и Тажетдина Ялчигулова, последнего великого тюрколога Российской империи Ахмед-Заки Валиди Тогана.

В XX веке башкироведение стала комплексной наукой благодаря трудам по археологии Ниаза Мажитова, Александра Пщеничнюка, Петра Ищерикова, книгам по музыковедению Флюры Кильдияровой, книге Светлане Шитовой "Башкирская национальная одежда", исследованиям Зигата Султанова и Салавата Галлямова - по ориенталистике, труду Д.Ж.Валеева посвященной истории башкирской философии, по исследованиям Рауфа Ахмерова по граффитиологии. К началу XXI века башкироведение укрепилось как строгая научная дисциплина благодаря введению в научный оборот все новых и новых древнебашкирских граффити и восстановлению таких необходимых научных дисциплин источниковедения как башкирская архивоведческая наука, башкирская музыковедческая наука, башкирская историческая текстология.

Уверен, свою лепту внесут в развитие башкироведения как науки и башкирский кибернетический язык, генетика, геология и другие отрасли мировых наук, которые к сожалению, в настоящее время находятся в Башкортостане только в зачаточном состоянии.

Интерес к башкирам, к их истории наблюдается в мировой исторической науке начиная с IX века миляда Гайсы, где они как отдельный этнос "башкорт\\башгирд\\башжурд" упоминаются в трудах тюркского исследователя Махмуда Кашгарского, арабских историков Ибн Хаукаля и Аль Идриси и других наряду с такими древнетюркскими этносами как булгары (бурджане), сувары, кимаки (кипчаки), киргизы, уйгуры, печенеги и других.

Многие из перечисленных древнетюркских этносов сейчас не существуют, или же существуют только как составная неделимая часть современного башкирского народа. К таким, влившимися в состав башкир и тем самым сохранившим свои исторические этнонимы можно называть роды и племена башкир как юрматы, буляр (билэр, байлар), бурзяне, кипчаки, бала башнаки (печенеги малые), киргиз-кипчаки и.т.д.

В мировой тюркской истории народ наш известен под двумя этнонимами как "ишдек (hишдек,истэк)" и "башкорт".

Из наиболее древних упоминаний нынешнего самоназвания нашего народа "башкорт" заслуживает внимания датировка начала применения данного этнонима в шэжэрэ башкир балякай-кудейцев 835 годом после миляда (220 год хиджры), а в мировой историографии на "Карте мира Ибн Хаукаля" 950 года после миляда (365 год хиджры). Мы уверены, что будущие исследователи истории башкирского народа, возможно, найдут и еще более древние документальные источники.

Рассмотрим исторические географические наименования территорий где проживали предки башкир.

На карте Птоломея (фото 1) зафиксированы следующие кальки из древнетюркских языков: "Tanaisflus\\Тын йылгаhы(река Дон)"; "Hjperboreusmond\\hиперборей тауы (Гиперборейские горы)";"Alanimond\\Алан тауы (Аланские горы);"Scjthae\\Скит(h)а (Скифиа); "Aspesh\\Аспэсек (Аспехи); "Rhaflus\\Рэ йылгаhы (река Ра); "Perierbudi\\Пари ер буди (чистой земли страна); "Bjmmicimond\\Баймак тауы (горы Беймики); "Daixflus\\Яйык йылгаhы (река Яик); "Norossusmond\\Нарыш тауы (гора Нороссус);"Hippielmond\\Гиббел тауы (Урал-тау\\Таг-Ура)\\гора Гора"; "Alani\\hиалан (аланы).

В отдельной карте из атласа (фото 2) географические названия и этнонимы даны вместе:

"Tanaisflus\\Тын йылгаhы (река Дон)"; "Zacatae\\Сак ырыуы (род саков)"; "FonsTanais\\ Инеше Дондынг (Исток реки Дон)";"Araecefaris\\Арайы сэхрэненг (благодатные земли степи)";"SarmatiaeEuropeepars\\Сарматтары Европа ягынынг (сарматы Европы)"; "SarmatiaAsiatica\\Cарматтары азианынг (Сарматы Азии)"; "AseiPhihirophaqi\\Азиа Бэhиhиропhактары (азиатские Фигиропхаги); "PerierbidiMateriMitridatisregio\\Пари ер бады Майтреянынг Митридад урзаhы (Украшения безгрешной земли Майтреи государство Митридада)"; "MelanchleniSapothrene\\Мэлиглег дуле Спарты(царский удел Спарты)";"Hippicimotes\\Каффик тау (Кафские горы)";"ScjmnitaeAmozones\\ Сахимле амиздар (разные смешаннын народы)"; "Orinei\\Урандар (Уранцы); "Arbali\\Арбалы (тележники; кочевники)"; "Sirbi\\Сарпы (старицы); "Rhaflus\\Рэ йылгаhы (река Ра)";"Nesiotisreqio\\Насут урзаhы (Прородина человечества)"; "Chtnides\\(А)шиндар (род Ашина)";"Suardeni\\Суварзар (Сувары)";"Modocaeqetes\\Мукшы ырыузары (Мокшинские роды); "Hippophaqi\\Гиппофаги"; "Scuthiaeintraimaupars\\Сакиттарзынг эске Умай ягы (земли сакитов внутреннего пользования)";"ScythaeHyperborei\\Сакиттары Гиперборейзынг (Сакиты Гиперборейские)"; "MontesHyperborei\\Таузары Гиперборейзынг (Гиперборейские горы).

Карта Птолемея — карта мира и 26 специальных карт земной поверхности, которые прилагались к трактату «Руководство по географии» древнегреческого учёного Клавдия Птолемея. Трактат был написан около 150 года н. э. На картах перечислены около 8 000 городов и местностей с указанием их географических координат. По картам отчетливо видны следующие тюркизмы: "Bjmmicimond\\Баймак тауы (горы Беймики); "Daixflus\\Яйык йылгаhы (река Яик); "Norossusmond\\Нарыш тауы (гора Нороссус);"Hippielmond\\Гиббел тауы (Урал-тау\\Таг-Ура)\\гора Гора"; "PerierbidiMateriMitridatisregio\\Пари ер бады Майтреянынг Митридад урзаhы (Украшения безгрешной земли Майтреи государство Митридада)"; "Hippicimotes\\Каффик тау (Кафские горы)";"Orinei\\Урандар (Уранцы); "Arbali\\Арбалы (тележники; кочевники)"; "Sirbi\\Сарпы (старицы); "Rhaflus\\Рэ йылгаhы (река Ра)";"Chtnides\\(А)шиндар (род Ашина)";"Suardeni\\Суварзар (Сувары)";"Modocaeqetes\\Мукшы ырыузары (Мокшинские роды).

Найденные аналогии еще требуют доказательств их применения в тюркских и башкирских языках древности.

1. "Баимак таузары".

2. "Яйык йылгаhы".

3. "Нарыш тау".

4. "Ер бэсе изге Майтреянынынг Митридат урзаhы".

5. "Каф тауы".

6. "Урандар".

7. "Арбалылар".

8. "Сарпы".

9. "Рэ йылгаhы".

10. "Ашиндар".

11. "Суварзар".

12. "Мукшылар".

13. "Урал тау".

Но можно сейчас уже сказать, что основные ядра тюркских племен еще во времена Птолемея, то есть во II веке нашей эры, или даже во времена Марин де Тура, труды которого послужили источником для Птолемея, то есть в I веке нашей эры, жили в этих местах.

Обратимся к более древней карте мира Гекатея Милетского (550—490 гг до рождества Христова, фото 3).

 

Выделим наименования, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

(вставка1)\\Басуакhа(р)де - топоним или этноним в междуречья Черемчана и Волги. Текст выполнен письмом кхароштхи, читается справа налево. По всей видимости название страны восточных сарматов "Баскардия" (Башкортостан)! Находится именно на том самом месте где последующем возникло город-государство Булгары.

Мысль о «басуакhа(р)де» на карте Гекатея новость, которая ранее не встречалась ни в одном известных нам научных исследованиях. Поэтому расшифровку текста даем в виде отдельной таблицы №1.

; ; ; ;
Де Кhа(р) Суа Ба

(вставка2)\\Ра - гидроним, древнейшее название реки Итиль (Волги), в изобилии встречающийся и на современной территории Башкортостана.

(вставка3)\\Танаис фл(ус) - гидроним, древнейшее название реки Тын (Дон).

(вставка4)\\Самартае - топоним со значением, по нашему мнению, "земля Самар". Либо имеет отношение к современной "самаре", либо к "сармат".

(вставка5)\\переводится как словосочетание "Соединенное с Каспием Северное море".

(вставка6)\\Силуа (Славиа), по нашему мнению, прародина славян.

(вставка7)\\Бористфен, композит "Бори(Ура)+ сhен" (Урандар hикеhе\\река Уранцев), древнее название реки Днепр.

По данным карты Гекатея вVI веках до рождества Христово, мы можем заключить, что "Басекарде (башкиры), "Самариты(Сарматы), "Силуа (Славиа)", "Кас-ы(Гузы; Азы)" известны со времен составления данной карты. Касы (Гузы; Азы) же и дали свое самоназвание Азии и Каспийскому морю. Большинство зафиксированных на карте географических наименований тюркского происхождения.

Как видим, первое упоминание этнонима "башкорт", в виде "башека(р)де", относится к VIвеку до нашей эры!

И Геродот и Птолемей были продолжателями дела Гекатея, поэтому следует внимательно собрать и изучить информации оставленные нам этими авторами тоже.

Заки Валиди продолжает - "Птолемей пишет о Пасакартии, расположенной в области Парт в Хороссане. С другой стороны, в иранских дастанах и западных источниках известно название «Вашгирд», около Термеза существует гора Башкурт, на центральном Памире есть местность под названием «Башкурт». В самом древнем тюркском предании, в дастане об «Отуэе» о башкирах говорится как о народе, живущем по течению Волги в горной местности в соседстве с булгарами. Народ характеризуется как сильный и хитрый и из-за своей отваги не подчиняющийся никому из завоевателей. Горная область, где живет этот народ (горы), в дастане называется «Башкирские горы» (кухха-и Башкурт), а их предводителя звали «фулус». Возможно, это последнее слово означало «кулавуз». В этом дастане упоминаются все древние тюркские племена, не упоминается лишь племя «булгар»".

Обращаясь к китайским источникам Валиди пишет: "Наиболее заслуживающие доверия сведения о древних

башкирах обнаруживаются в китайских источниках. Вместе с тем использование этих источников китайскими авторами является всего лишь попыткой приблизить некоторые упомянутые названия древних племен к названию «Башкурт».

Подобную попытку предпринял и китайский профессор Чанг Хоинг-ланг. В истории династии Сун, написанной в 643 году христианского летосчисления, где речь идет о среднеазиатских племенах, среди союза тюркских племен «тиеле»у населяющих Западный Туркестан до Хазарского моря, одно из ответвлений называется «ба-шу-ки-ли». По мнению профессора Чанг, речь идет о башкирах. В этой истории о «Сун-шу», то есть о династии Сун, о Тие-ле говорится, что они являются «прямыми потомками древнего племени хсиунг-ну (то есть хуннов)».Тюркское звучание названия этого племени «төлес» или «төлөс», и оно упоминается также в орхонских надписях. Следовательно, башкиры в эпоху Гёктюрков принадлежали к тюркскому племени «төлөс», а те, в свою очередь, считались потомками племени хун, «төлөсы» представляют собой кипчакские племена, жившие в Алтай-Иртышском регионе. Есть данные, свидетельствующие о том, что в первые века нашей эры кипчаки жили в Южном Туркестане. Позже, во времена хуннов эти племена переселились в Восточную Европу. Китайский профессор Мау-Тсаи в качестве потомков хуннов перечисляет роды и племена, жившие в VIII веке в бассейне Волги: из них по реке А-де (то есть Идель) жили племена хо-тзе (то есть хазары), го-mu (то есть гузы), пи-тзен (то есть печенеги), субе (сабиры), йевей (то есть ибиры), бо-хон (может

быть, булгары), бей-дин (возможно, башкиры), ен-ди (возможно, племена уйгур), алан и хун (то есть хун)".

Арабы впервые увидели башкир на местах их современного расселения. Лишь историк Масуди упоминает о том, что племя под названием башгурд около озера Арал потерпело поражение в войне против огузов, карлуков и кимаков, отступило на Северный Кавказ в область Хазарского моря. Это событие

произошло около 840 года нашей эры. Мусульманские народы называли этот народ башжирт, или башгурд. Становится понятно, что особенно сведения, содержащиеся у исламских авторов о соседствующем с «хифжаками» - «маджгарие» или о соседствующих с «аз-хифжаками» - ясу-ягсун, о «части кимаков, живущих между Иделью и Иртышом», о «живущих на стороне «кибла» от кимаков племени маджгарие», относятся к башкирам. Истахри описывает башкир как северных соседей огузов, населяющих пространство между Аралом и Хазарским морем, характеризует их как народ, ни с кем не сближающийся, живущий на своих благодатных землях под подчинением булгар и имеющий до 2 ООО воинов. И Аль-Бируни называет

область расселения башкир «башкирскими горами» (Жидал-и башхырт) и так же, как и Ибн Фадлан, утверждает, что это племя живет в соседстве с яицкими печенегами восточнее идельских булгар и сувар. Название этих гор «Урал» впервые упоминается в XIII веке в истории Абул-гази-хана, опписывающего границы владений потомков Чингизида Шибана, а так­ же в ногайских дастанах. И Гардизи описывает их как племя, подчиняющееся хазарам, населяющее горную местность (то есть горы Южного Урала) между хазарами и кимаками, имеющее до 2 ООО конных воинов и дружественных с киргизами (с енисейскими киргизами). Эти сведения, видимо, были извлечены из древних иранских преданий, относящихся к тому времени, когда киргизы жили еще не в бассейне Енисея, а западнее, на Алтайских Борах и в Западной Сибири, в областях, непосредственно примыкающих к Уральским горам. Подчиненные хазарам башкиры, имевшие 2 ООО воинов, и упоминаемые Истахри башкиры, подчинявшиеся булгарам и имевшие такое же количество воинов, видимо, составляли ту часть этого народа, которая жила близко к бассейну Идели, то есть между Уральскими горами и Иделью. Отсюда ясно, что сведения о башкирах исламского периода, содержащиеся у мусульманских авторов, смешались со сведениями из преданий, относящимися к доисламскому периоду истории башкир, и нет какой-либо возможности отделять их друг от друга".

Безусловно, все труды основоположников башкироведения мы должны воспринимать как труды по ориенталистике и критически осмыслить все их содержание опираясь на подлинные документальные источники.

Как видим, мы вплотную столкнулись с проблемой этногенеза башкир как народа, ибо существующие авторитетные источники не могут нам дать ясного ответа на этот вопрос, то поступим так:

1. Все первоисточники, найденные в Историческом Башкортостане и выполненные после VIIвека до нашей эры, будем называть - "башкирские".

2. Все первоисточники, относящиеся по времени их выполнения до VIIвека до нашей эры, будем называть - "ишдекские".

Кроме того, нам придется также ввести в научный оборот и многие новые определения для существующих в настоящее время «немых археологических культур», которые носят названия по месту раскопа, а не по этническому признаку.

Надеюсь, что данная книга будет увлекательной и познавательной не только для нашего подрастающего поколения….

 

Культура Шульганташа. Поздний палеолит.

Безусловно, для написания любой достоверной истории необходимы письменные источники. Мы башкортостанцы живем в уникальной земле, где прослеживается вековая преемственность различных человеческих культур. И самая древняя культура зафиксирована в артефактах и в символах пещеры Шульганташ.

Предположим, что символы Шульганташа, которые выполнены компактно, и у которых прослеживается связь между собой как по размерам, так и по направлению их размещения на стенках пещеры относятся к позднему палеолиту и являются пиктограммами.

Корректно ли наше предположение?

Думаю, что корректно, так как им присущи характерные для письменности свойства.

- по крайней мере существует один набор определенных базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности могут быть названы системой письма (таблица №2);

Таблица №2

№ п\п Иероглифы Толкование
Графема Фонема
  Крк (грг) Название «Крк(грг)» соответствует крику носорога. Условно принято, что крик шерстистого носорога соответствует крику современного носорога и словам «носорог»; «рана»; «Дикий»; «отлученный»;.
  Мhм (hт) Название рисунка «Мh» соответствует крику современного взрослого слона. Маленький рисунок соответствует крику слоненка «hт». Условно принято соответствующим словам «мамонт»; «мамонтенок»; «важный»; «великое дело»; свеча; «мумие»; «молоко, молочный»; «подарок»; «сказание».
  Название рисунка «hh» соответствует крику (ржанию) лошади. Условно принято соответствующим словам «лошадь; истина; претворение в жизнь правосудия; прямой путь».
  Тр Название рисунка «Тр» соответствует звуку скобления шкуры при ее обработке отщепами. Условно принято соответствующим словам «шкура; скоблить; вырезать на камне»; «рисунок»; «направление»; «закон».
  Тб Название рисунка «Тб» соответствует звуку удара кельтом по живому телу. Условно принято соответствующим словам «кельт; топор; рубило; горе».
  Ск Название рисунка «Ск» соответствует визгу свиньи(кабана). Условно принято соответствующим словам «кабан; свинья; визжать; скулить; толкание».
  Дн; дзн Название рисунка «Дн(дзн)» соответствует звуку тетивы при стрельбе. Условно принято соответствующим словам «лук; стрелок из лука; сын; тетива; прицеливание; слава; подчиненный; спор».
  Мр Название рисунка «Мр(hр)» соответствует звуку рыка льва. Условно принято соответствующим словам «лев»; «смерть».
  Лп (слп) Название рисунка «Лп(слп)» соответствует звуку игры рыбы на воде. Условно принято соответствующим словам «рыба; плещется».
  Днh Название рисунка «Днh» соответствует звуку удара об стену каким-либо предметом. Условно принято соответствующим слову «стена; перерыв».
  Мз (бз) Название рисунка «Мз(бз)» соответствует звуку издаваемого обезьяной. Условно принято соответствующим слову «обезьяна; голова; плохой; надоедливый».
  Му(бу) Название рисунка «Му(бу)» соответствует звуку издаваемого бизонами (коровой). Условно принято соответствующим слову «бизон; корова(бык); то, что;».

- по крайней мере существует один набор правил и условий (то есть соразмерность и порядок направления размещения символов письма), понятный, по нашему предположению, сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом(таблица №2, Значений размеров и последовательности символов);

Таблица №3 Пиктограмм и их названий. (Читаем справа налево, на оригинале сверху вниз и справа налево)

hт (мамонтенок) Ск (кабан) hh (лошадь) Тр (шкура) Крк (шерстистый носорог) Мhм (мамонт)

- по крайней мере, можно предположить, существовал один язык, распространенный в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путём интерпретации написанного.

- символы выполнены используя одно и то же физическое средство (охру) на постоянном наскальном носителе стен пещеры Шульганташ

Как видим, это знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. То есть символы Шульганташа являются письменностью - одной из форм существования человеческого языка позднего палеолита. Если это действительно письмо, то оно должно иметь историю развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: