III. Актуализация знаний




Урок

Тема: Лирика: «Узник», «На холмах Грузии...», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Осень», «19 октября» (1825), «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Пророк», «Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг...».

Цель урока

- обучающие: обобщить сведения, полученные на предыдущих уроках, формировать умения комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст.

-развивающие: формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое чтение текста художественного произведения.

Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя ) Деятельность ученика Время (в мин.)
           
  Организационный момент     Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, сообщает тему и задачи урока.   Приветствуют учителя, записывают тему урока, мобилизуют себя для активной творческой работы.  
  Вступительное слово учителя Ресурс №1 О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина. Демонстрирует портрет А.С.Пушкина, задаёт проблемный вопрос: Главная тайна и загадка Пушкина в том, что интерес к его поэзии с каждым годом возрастает. Как вы думаете, почему это происходит? Обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку. Отвечают на поставленные вопросы, просматривают иллюстрацию, записывают эпиграф к уроку.  
  Выразительное чтение учащимися стихотворений, подготовленных дома(«Я вас любил…», «На холмах Грузии…»)   Предоставляет слово учащимся, предварительно подготовившим выразительное чтение стихов, активизирует внимание учащихся вопросом: -Какое впечатление производят на вас эти стихи? - Читают, слушают, отвечают на вопрос.  
  Рассказ учителя об А.П.Керн, чтение и анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»   Ресурс№2 М.Глинка. «Я помню чудное мгновенье…» романс Ресурс№3 Портрет А.П.Керн     Рассказывает, демонстрирует иллюстрацию, прослушивает вместе с учениками аудио запись, выразительно читает стихотворение, беседует по вопросам: -Как вы думаете, почему это произведение называют вершиной любовной лирики поэта? -Какие слова и образы определяют состояние поэта? -Благодаря чему происходит воскрешение поэта к жизни? -Как вы думаете, почему автор назвал стихотворение «К***», не указав имени возлюбленной?   Слушают стихотворение, Отвечают на поставленные вопросы, прослушивают аудиозапись.    
  Чтение и анализ стихотворения «Мадонна» _ Ресурс№4 М.И.Глинка. «Вальс фантазия».   Ресурс №5 А.П.Брюллов. Портрет Н.Н.Гончаровой Ресурс№6 Рафаэль «Мадонна Конестабиле» Ресурс№7 Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» Ресурс№8 «Богоматерь Владимирская» Ресурс№9 «Богоматерь Одигитрия» Ресурс№10 «Ave Maria» Джулио Каччини. Демонстрирует аудиозапись, иллюстрации, выразительно читает стихотворение, активизирует восприятие учащимися нового материала вопросами: -В чём сходство Лица Натали с лицами Мадонн известных художников? -Какое настроение создаёт стихотворение? -Почему поэт обращается к образу Мадонны? -Пушкин употребил слово «Мадонна» в сочетании с чисто русским словом «Пречистая». Почему он это сделал, как вы думаете? Сравните лики Богородиц на иконах и портреты Мадонн известных художников. В чём разница в изображении их? -Случайно ли обращение поэта к сонету? Прослушивают аудиозапись, просматривают иллюстрации, читают стихотворение, самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы.    
  Подведение итогов урока. Рефлексия.   Даёт оценку успешности достижения цели, намечает перспективу последующей работы. Выражают своё мнение по поводу результативности работы, получают информацию о результатах обучения.  
  Д/з.     Задаёт и комментирует д./з. 1) выучить наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина о любви. 2) «Подготовиться к сочинению «Лирика Пушкина в моём восприятии». Записывают домашнее задание.  

 

Дата: Класс: 9 урок 16-17
Тема: Жанр и проблематика повести «Пиковая дама».
Цель урока: Обучающие: познакомить с повестью А.С.Пушкина «Пиковая дама»; расширить знания о биографии писателя, об эпохе; научить анализировать выборочные эпизоды текста.   Развивающие: формировать навык составления характеристики героя произведения.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится...».   Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.  
10 мин. II. Проверка пройденного материала. По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы. Викторина «Назови героя» Итак, приглашаю вас окунуться в мир пушкинской прозы, прекрасной и удивительной. По строкам из произведения узнайте, о каком герое идет речь «…была сущею мученицею. Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она отвечала за погоду и за мостовую. Ей было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали. В свете играла она саму жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал…» «Он был скрытен и честолюбив… имел сильные страсти и огненное воображение, ног твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости… Будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки…» «Она не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохранила привычки своей молодости, строго следовала модам 70-х годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад»   Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума
20 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.   По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися. Показывает сюжет о писателе. Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. Ученики делают выводы по увиденному. Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.   Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.     1 группа. Образ Германна. · Какие «три верных карты» живут в душе Германна? (Расчет, умеренность, трудолюбие). · Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни. · Запишите черты характера Германна. (Человек сильных страстей и огненного воображения. Скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения цели готов на все: и увлечь молодую девушку, которую вовсе не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на преступление.) · Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6) · Каково авторское отношение к Германну? Можно ли назвать его однозначным? · А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.  
ЗЛОДЕЙ   ЖЕРТВА
1.   2.   3.     Германн - злодей или жертва? 1.   2.   3.

 

Выводы: В лице главного действующего лица повести с его «профилем Наполеона, а душой Мефистофеля» Пушкин создал тип нового «героя» - хищника – стяжателя, который начал возникать в это время в русской действительности. Для Германна главная цель его жизни – личное благополучие, деньги. Проблема, поднимаемая Пушкиным образом Германна - взаимоотношения человека и окружающей среды, растлевающее влияние богатства, денег.

 

2 группа. Образ Лизаветы Ивановны.

· Какова роль Лизаветы Ивановны в повести?

· Перечитайте диалог Лизы и Германна после убийства графини. (Гл.4.)

Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германне?

· Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу? (Она помогла ему войти в дом, возможно, она боится, чувствует свою вину)

· Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает Герману? (Выход из создавшегося положения)

· Каково отношение автора к героине? Приведите примеры.

· А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.

 

ДА!   НЕТ!
1.   2.   3.     Вы осуждаете или оправдываете Лизавету Ивановну? 1.   2.   3.    

 

 

Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему общественной жизни и литературы.

3 группа. Образ графини.

· Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит?

· В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим? (Никому не нужна, жизнь ее бессмысленна. Мучает всех домашних, особенно достается Лизе).

· Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно. (Игральные карты, старая графиня, символ судьбы, увлекающей героя к безумию).

· Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите. Заполните дискуссионную карту.

 

 

ДА!   НЕТ!
1.   2.   3.     Имеет ли право кто – либо лишить жизни другого человека, даже если тот никчемен и никому не нужен? 1.   2.   3.

 

Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин - _________________________ (Проблема отношения к человеческой жизни: никакая цель не может оправдать убийства. Мы вернемся к этой проблеме при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

 

10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось?   Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Дерево Блоба   стикеры
2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.     Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Дата: Класс: 9 урок 18
Тема: Вн. чт. (читательская конференция): А.С. Пушкин. «Каменный гость», «Пир во время чумы».  
Цель урока: Формирование представления о многогранности таланта А. С.Пушкина. Углубление знаний о драме как роде литературы. Знакомство с легендой о Дон Жуане и выяснение особенностей переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина Знакомство с музыкальной трактовкой образа Дон Жуана (В.А.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.   Мяч    
10 мин. II. Проверка пройденного материала. По методу «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы. Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.  
20 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Поп -корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися. Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. - Почему Пушкин обратился к сюжету о Дон Жуане? Как это могло быть связано с его личной жизнью? - Что такое трагедия? - Что является способом ерактеристики героя драмы? (монологи героя, диалоги, высказывания о нем других персонажей драматического произведения, ремарки, поступки героя). - Что говорят о герое другие персонажи? (Монах счumаеm его «развратным, бессовестным, безбожным Дон Гуаном». Лаура называеm его «верным другом», «ветреным любовником». Дон Карлос безбожником и мерзавцем». Донна Анна высказывает сложившееся о нем мнение: «О, Дон Гуан красноречив - я знаю, Слыхала я: он хumрый uскусumель. Bы, говоряm, безбожный развраmumель, Вы сущuй демон. Сколько бедных женщин Bы погубuлu?»). - Для чего автор вводит сцену ужина у Лауры? О чем и о ком идет речь? (В этой сцене показано отношение к Дон Гуану мадридцев, мы узнаем о его нраве, о mом, чmо он является автором замечательных, трогающих души стихов, что он пленил сердце Лауры). - Что читатель узнает из монологов самого Дон Гуана? (Герой любит жизнь и живых людей, ценит красоту, способен сочувствовать другим, но быстро забывает о бывших возлюбленных). - Что говорит о своем господине Лепорелло? У вас воображенье в минуту дорисует остальное; Оно у вас проворней живописца, Baм все равно, с чего бы ни начать, С бровей ли, с ног ли. Вот ещё! Куда как нужно! Мужа повалил Да хочет поглядеть на вдовьи слёзы. Бессовестный! Испанский гранд как вор Ждёт ночи и луны боится - Боже! Прокляmое жumье. Да долго ль будет Мне с ним возиться? - Что говорит Дон Гуан о любви? Можно ли верить его словам? Почему? (Е,сть ли в тексте трагедии хоть одна ремарка («говорит в сторону») к словам Дон Гуана? На что таким образом указывают авторы драматических произведений?). «Давно или недавно, сам не знаю, Но с той поры лишь только знаю цену Мгновенной жизни, только с той поры И понял я, что значит слово счастье»; «Не правда ли, он был описан Вам злодеем, извергом. – О Донна анна, - Молва, быть может, тяготеет. Так разврата Я долго был покорный ученик. Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился»; «Вас полюбя, люблю я добродетель И в первый раз смиренно перед ней Дрожащие колени преклоняю». Герой признается Донне Анне в том, что он убил ее мужа, объясняя это искренним, глубоким чувством к ней: «Когда б я вас обманывать хотел, Признался ль я, сказал ли я то имя, Которого не можете вы слышать? Где ж . видно тут обдуманность, коварство?». - Выделите элементы сюжета. (Завязка: «Я с нею познакомлюсь». (Здесь уместно показаmь видеофрагмент 3-й сцены у памятника Командора.) Кульмuнацuя: «Донна Анна, Где твой кинжал?Вот грудь моя». Развязка: «...о, тяжело Пожатье каменной его десницы!») - Прочитаем сцену объяснения с Донной Анной (сцена IV). Любит ли она Дон Гуана? Что об этом свидетелъствует? (Она беспокоuтся о нем, о чем свидетельствует фраза: «Но как же отсюда выйти, вам, неосторожный! Ах, если б я могла вас ненавидеть!» Здесь можно показать видеофрагмент развязки.) - У предшественников Пушкина сюжет о Дон Жуане воплощался в комедии. Почему русский драатург избирает форму трагедии? Что это меняет в трактовке образа? (Для Пушкuна Дон Гуан сmановumся героем трагическим: в mоm моменm, когда он находumся на пороге счастья, гоmов переменumо прежний образ жизни, судьба в образе сmаmуи командора разруuшеm eгo надежды u планы, насmuгаеm героя, наказывая даже не за прежние прегрешения, а за желанuе обресmu счасmье). - Докажите, что Дон Гуан для Пушкина трагический герой. - Какие чувства его герой вызвал у вас? - Какой из предложенных эпиграфов соответствует Пушкинскому пониманию образа? - Определите тему произведения - Какие нравственные ценности утверждает автор в своем произведении? - Прослушайте фрагмент оперы Моцарта «Дон Жуан». Каким предстает перед вами герой оперы? - Рассмотрите иллюстрации художников П.Бунина и Ф.Константинова к трагедии Пушкина. Чья трактовка образа Дон Гуана вам кажется адекватной пушкинскому образу? Образ Дон Жуана чаще становится предметом изображения в литературе: драма А.К.Толстого «Дон Жуан», новелла Э,Т.А.Гофмана «Дон Жуан», поэма Дж.Г.Байрона «Дон Жуан», комедии Тирсо де Молини и Мольера, пьеса Леси Украинки «Каменный властелин», цикл стихов М.Цетаевой «Дон Жуан», стиотворения Н.Гумилева, В.Брюсова, И.Северянина, апокриф К.Чапека, пьеса Макса Фриша «Дон жуан, или Любовь к геометрии», пьеса нашего современника Эдварда Радзинского Окончание Дон Жуана». Возможно, список не полон. Но именно с Пушкина началось в литературе переосмысление образа севильского озорника. Почему, по вашему мнению, именно в литературе, искусстве слова этот образ так популярен?
10 мин. IV.Итог урока. По методу «ИНСЕРТ» закрепляет урок. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Таблица «ИНСЕРТ»   Светофор   Стикеры    
2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.     Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Дата: Класс: 9 19 урок
Тема:. Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе.
Цель урока: 1. 1. Образовательная: познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; проследить развитие сюжета и сделать наблюдения, касающиеся композиции романа; 2. Развивающая сделать первые наблюдения, касающиеся жанра;
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха.Разделение на группы по стратегии «Выбери меня»   Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы с помощью наводящих вопросов учителя.  
10 мин. II. Проверка пройденного материала. По методу «Мозговая атака» учитель организует проверку домашнего задания. Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин» (Запись на доске) Белинский: Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Герцен: Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба – порождение помещичье – крепостнического строя. Писарев: Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». – Чем была вызвана столь оживлённая полемика вокруг «Евгения Онегина»? – Полемика связана с образомОнегина. – Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему авт Ученики демонстрируют свои знания.  
15 мин. III. Актуализация знаний. По методу«Броуновское движение» осуществляет усвоение нового материала. Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить», составить постеры и выступить с ним перед классом.   Для групп чтение отрывков из романа «Евгений Онегин». (Иллюстрации высвечиваются на экране.) Глава 1. - Как автор относится к Онегину? - Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости? - Работа с эпиграфом: чтение, осмысление. И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский) Глава 2. - Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается Онегин? - Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками? - Почему сблизились Онегин и Ленский? - Какой характер носила их дружба? - Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»? - Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского? - Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных? - В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)? - Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной? Ученики работают над постером.    
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока. Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского? Вывод: Известная интеллектуальная близость Онегина и Ленского не скрывает их во многом принципиального различного мировосприятия. С одной стороны, идиллические представления о людях, об их отношениях, не опирающихся на действительное знание жизни; с другой – охлаждённый взгляд на мир, подчас нарочито лишённый поэзии и потому тоже неверный. Среднему романтику Ленскому, всегда восторженному, и разуверившемуся в жизни Онегину и во второй главе противостоит автор, открытый всему миру. – Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных? – В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)? – Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной? Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями.  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке. - Что нового я узнал на уроке? - За что я могу похвалить себя? - Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать? Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. фишки   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы.   Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

Дата: Класс: 9 урок 20
Тема: Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе.
Цель урока: сформировать ЗУН по теме урока; подготовить учащихся к восприятию пушкинского романа, познакомить с хронологией создания романа, выявить своеобразие онегинской строфы; - развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; - способствовать восприятию познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха.Разделение на группы по приему «Атомы и молекулы» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы.  
5 мин. II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. Исчерпать онегинский текст невозможно», - утверждал Ю. Лотман в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению. Другой комментатор романа Н. Долинина в своей книге «Прочитаем Онегина вместе » пишет: «Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы». Ученики отвечают на вопосы учителя.  
20 мин. III. Актуализация знаний Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить», составить постеры и выступить с ним перед классом. Работа в группах. Изучение и разработа с хронологией романа. Самостоятельная работа с учебником. 1 группа Часть первая Предисловие 1824 год. 2 группа Часть вторая 1825-1826 год 3 группа Часть третья 1827-1829 год 4 группа Примечания 1830 год Каждая группа подробно отмечает основные даты работы.     Ученики работают над постером. Демонстрируют свои знания.   Учебник   постеры   маркеры
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока и с Стратегия «Ключевые слова» Попытайтесь предположить историю романа. По словам «бал», «разочарование», «деревня», «любовь» придумайте свою историю. Работа индивидуальная, в парах, в группах. Презентация историй на «Авторском стуле» Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями.  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. - Чему научил вас урок? - Какое впечатление осталось у вас от урока?   Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось   Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Дерево Блоба   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

 

 

 

Дата: Класс: 9 урок 21
Тема: Недюжинная натура главного героя, его жизненные искания.  
Цель урока: 1продолжить формирование знаний учащихся по роману, -познакомить учащихся с главным героем, его жизненными ценностями, сформировать психологический конфликт,составляющий сущность характера Онегина, проследить взаимоотношение автора и Онегина, их близость и отличие; -развитие устной и письменной речи учащихся,способность критически мыслить, наблюдать, работать с текстом; . Тип урока: изучение нового материала  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин. II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. Ученики отвечают на вопросы учителя.  

20 мин.

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки.

19 век – «золотой век» в истории литературы

А.С. Пушкин – гений русской литературы. Учителя Пушкина: Жуковский, Державин, Батюшков.

Основные темы его творчества: судьба России и её передовых представителей, взаимоотношение государства и человека, роль народа в жизни страны, прошлое, настоящее, будущее страны, место человека в жизни

По методу «Снежный ком» изучают новый материал. Предлагает ученикам выполнить упражнение.
I.Стадия «Вызов»

1.Вопрос классу:

В чем, по-вашему, состоит ядро онегинского характера, как он описан в начале романа?

Ответы учащихся

Первая глава открывается внутренним монологом Онегина и кратким знакомством с героем. «Без предисловий, в сей же час», автор рассказывает о воспитании, образовании, привычках юного дворянина. Характер Онегина, как он описан в начале романа, отмечен противоречием между чертами передового человека своего времени и свойствами, полностью не совместимыми с такой характеристикой.

Он то приближается к идеалу «умного человека», то сливается с полярно противоположным ему типом «светского молодого человека».

2. Представление индивидуальных работ учащихся (проверка, корректировка цитатных планов)

3. Как вы ответите на вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений? »

Пушкин дает однозначный ответ: «Нет». А как считаете вы? (рассуждения учащихся)

II. Стадия «Осмысление»

Критик Д. И. Писарев поставил перед собой задачу «развенчать» пушкинского героя и выставить его пустым светским бездельником, надевшим модную маску.

Вопрос: Так ли это? В чем, по-вашему, вина, а в чем беда героя, пораженного «недугом» - «русской хандрой»?

Обсуждение в группах. Работа с текстом.

Учащиеся сопоставляют образ Онегина в 1 и 8 главах учебника.

Индивидуальная работа «3-минутное эссе»

«Каким я хочу увидеть Онегина»

Лучшие работы приглашаются на «Авторский стул».

Работа в группах. Заполнение таблицы.

Метод «Карусель» (Каждая группа заполняет свою таблицу, а после по кругу переходит к другому столу, изучает их таблицу, дополняет, если считает нужным и т.д.. После того, как группа возвращается к своей, идет обсуждение и презентация своей работы)

В романе происходит сближение автора и героя. Что их объединяет? В чем автор не согласен с Онегиным?

(примерная таблица)

  Автор Онегин
сходство Неудовлетворение светской жизнью, «русской хандрой»    
отличие Пишет роман Подчинен законам света, «труд упорный ему был тошен»
Театр-«волшебный край» «ужасно недоволен» спектаклем
Счастлив, что является членом «задорного» цеха Онегин пробует писать, но..
Признается, что был рожден «для деревенской тишины» В деревне та же скука, что и в городе
От хандры исцелило творчество Неизлечима «русская хандра»

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока. Стратегия «Пятистишие» (работа индивидуальная, в парах, в группе) Например: Онегин Модный, одинокий Гуляет, транжирит, тоскует, Не может найти себе дела Эгоист. Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. - Чему научил вас урок? - Какое впечатление осталось у вас от урока? Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. фишки   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

:

 

Дата: Класс: 9 урок 22
Тема:: Онегин и Ленский – сравнительная характеристика образов
Цель урока: Продолжить знакомство с романом и его героями, в ходе сравнительной характеристики показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; - развитие устной речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение работать с текстом, развитие способности критически мыслить;.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин. II. Мотивация изучения нового материала.С помощью наводящих вопросов, учитель подводит к изучению нового материала. Ученики демонстрируют свои знания.  
20 мин. III. Актуализация знаний Стадия «Вызов» Стратегия «Аквариум для золотой рыбки» (Одна группа (по выбору учителя или по желанию) приглашается в центр, остальная аудитория задает вопросы, выслушивает ответы, комментирует.) Например. Почему Онегин и Ленский познакомились? Как Пушкин относится к их дружбе? Что сближает О. и Л. и что отталкивает их? Как О. относится к поэзии Л.? Как оценить поведение О. в дуэли с Л.? Какие вопросы волновали Л.? Кем мог бы стать Ленский? Вывод: Онегин, презирая «общественное мненье», все же становится рабом этого «мненья». Даже искреннее раскаяние не делает ему чести и не уменьшает его вины. Онегин и Ленский стали друзьями «от нечего делать», ведь ему еще в Петербурге «друзья и дружбы надоели». Также противоположны друзья во взглядах на любовь. II. Стадия «Осмысление» Работа в группах 1 группа. Каково отношение Онегина и Ленского к таким жизненным ценностям, как дружба и любовь? 2 группа. Такие противоположные группы тем не менее сошлись. Каковы причины сближения Онегина и Ленского? Какие качества выделяют их из поместной среды? 3 группа. Ленский- поэт. О чем его стихи? В чем особенность его поэзии? Каково отношение автора к Ленскому? (После 20-минутного обсуждения и подготовки каждая группа готовит коллективный ответ) Весь класс записывает в тетрадь тезисы ответов. Стратегия «Диаграмма Венна»     Презентация диаграмм. Вывод:Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского? Ленский дорог Пушкину как человек особенного душевного склада, обладающий поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью, которую дано испытать только в юности. Автор отстаивает равноправие различных взглядов на жизнь, у каждого из героев за плечами не только ошибки и слабости, но и бесценный жизненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем.  
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит закрепление урока. Прием «Письмо по кругу» У каждой группы должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по уроку. На это отводится две минуты. Потом происходит обмен записями с каждой группой, пока листок не вернется к первой группе. Каждая группа читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику из группы, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. После такой работы уч


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: