Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?




- Давайте откроем содержание романа.

- Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)

- Сколько частей в романе? (две)

- А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)

- Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?

Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор). “Бэла” /4/ “Максим Максимыч” /5/ “Предисловие” “Журналу Печорина” /6/ “Тамань” /1/ “Княжна Мери” /2/ “Фаталист” /3/ Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке) “Тамань” “Княжна Мери” “Фаталист” “Бэла” “Максим Максимыч” “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

Ученик: “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

- Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)

 

10 мин. I. Закрепление урока. По методу«Ассоциативная карта» проводит закрепление урока. Учащиеся составляют ассоциативную карту. Бумага А4
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.     стикеры   фишки
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________

Дата: Класс: 9 35-36 урок
Тема: психологизм, художественное совершенство романа. В.Г. Белинский о лирике Лермонтова и его романе «Герой нашего времени»
Цель урока: обобщить сведения о романе «Герой нашего времени»; познакомиться с оценкой творчества М.Ю. Лермонтова в работах В.Г. Белинского; -воспитывать гражданственность, гуманизм; формировать читательскую культуру. -развивать аналитическое мышление, память, речь;  
Ожидаемый результат:получат представление о понятии «юмор» и «сатира».
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. пазлы  
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит проверку домашней работы.   Ученики отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневыевопросы
20 мин. III. Актуализация знаний. По методу «Подумать- сговориться- обсудить» проводит изучение новой темы. Демонстрируют свои знания. Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе?- Что такое психологизм? Работа в группах: …отличительный характер русской литературы — внезапные проблески _____________ и даже великих художнических талантов и, за немногими ___________, вечная поговорка читателей: «книг _________, а читать нечего ... ». К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их __________, принадлежит талант господина Лермонтова. (Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1—2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. — С. 28—123.) …отличительный характер русской литературы — внезапные _____________ сильных и даже ___________ художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «книг много, а читать ____________ ... » К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, ________________ талант господина Лермонтова. (Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1—2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. — С. 28—123.) …отличительный характер ___________ литературы — внезапные проблески сильных и даже великих художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «________ много, а читать нечего ... » К числу таких сильных ______________ талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, принадлежит талант господина ____________. (Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1—2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. — С. 28—123.) В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”. Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе. -почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.
10 мин. Закрепление урока. По методу«ИНСЕРТ» проводит закрепление урока . Словарная работа   Учащиеся записывают все, что узнали по данной теме. Заполняют таблицу. Таблица «ИНСЕРТ»
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: по стратегии «Телеграмма» проводит рефлексию. - О чем говорили на уроке? - Что удалось без особых усилий? - Что было трудно? Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

Дата: Класс: 9 урок 37
Тема: развитие речи. Подготовка к сочинению.  
Цель урока: обобщить сведения о романе «Герой нашего времени»; познакомиться с оценкой творчества М.Ю. Лермонтова. - воспитывать гражданственность, гуманизм; формировать читательскую культуру. - развивать аналитическое мышление, память, речь;  
Ожидаемый результат:познакомятся с лирикой русского поэта.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине» Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Рисунок на спине».   Бумага А4
5 мин. II. Проверка домашней работы.С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет проверку домашней работы.   Ученики демонстрируют свои знания. На бумагах пишут все, что узнали о юморе и сатире. Бумага А4
20 мин. III. Актуализация знаний. Учитель рассказывает учащимся о лирике поэта.Проводит словарную работу. первых же страниц мне понятно, что он — человек с большими странностями, так как сам Максим Максимыч говорит: «...Григорий Александрович был странен. Например, сидит у себя в комнате, ветер качнёт, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха...» Но, читая дальше, я считаю, что Печорин совершенно напрасно обижает невинных людей и беспощадно ломает судьбы окружающих его женщин. Ведь Бэла трагично погибает, а княжна Мери и Вера испытывают много горя и страданий. Однако все становится на свои места после прочтения дневника Печорина, где он раскрывает свои мысли, высмеивает свои пороки. Все объяснено в этом дневнике: его поступки и характер. Печорин — герой своего времени и его жертва. «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни», — такой итог своей жизни подводит Печорин перед дуэлью с Грушницким. Таким образом, к Печорину нельзя относиться однозначно. Он вызывает двойственное чувство. С одной стороны, Печорин достоин самого строго осуждения за отношение к княжне Мери, к Бэле и к Вере, к Максиму Максимычу, но, с другой стороны, он живет в обществе, которое сделало его таким, а потому Печорин достоин и сочувствия. Печорин ироничен, злопамятен, но в то же время образован, умен, храбр. Мне нравится в Печорине то, что он умеет критически оценивать свои поступки, но мне трудно принять его равнодушие, эгоизм, неспособность любить, то, что он тратит свои силы на поступки, которые приносят страдания другим. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться...»   Но я вижу, что и сам он глубоко и сильно страдает. Все эти качества создают сложный и противоречивый характер. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...» По Белинскому, это противоречие вызвано «глубокостью натуры и жал костью действий одного и того же человека». Также критик назвал Печорина страдающим эгоистом. Он принадлежит к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находится ни места, ни дома. Это человек, беспокойный дух которого «требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли». Только природа приносит ему радость, бескрайние просторы моря. На берегу же он чувствует себя одиноким, он томится и скучает. «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенная на берег, она скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце». Но мечта его не сбылась. На последних страницах новеллы «Фаталист» Печорин называет себя и своё поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, не способными к более великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья...» Вот главная причина того, что сделало Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Это «ничтожные споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», это споры, разделяющие людей на господ и рабов. Печорин судит свое поколение, которое не верит в себя. Он понимает, что это безверие в итоге оборачивается роком, которое парализуют волю представителей его поколения, а потому сам не подчиняется диктату общества и своего времени. Поэтому-то Печорин — герой времени в истинном смысле. Жажда неизведанного, смелость и воля выделяет и отличает Печорина от людей его поколения. Роман Лермонтова направлен против корысти, вражды, злобы, ненависти — всего, что калечит и омрачает жизнь на земле.
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу«Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока. Проводят обсуждение по творчеству поэта. Отвечают на вопросы учителя. Карточки
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.   -Какова основная мысль текста? - Что тебе понравилось? - Что было трудным для тебя? - Что ты смог сделать без труда? Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.   стикеры   оценочный лист
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Выучить стихотворение А. А. Фета «Ночь». Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата: Класс: 9 38 урок
Тема: Сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Цель урока: обобщить сведения о романе «Герой нашего времени»; познакомиться с оценкой творчества М.Ю. Лермонтова. - воспитывать гражданственность, гуманизм; формировать читательскую культуру. - развивать аналитическое мышление, память, речь;
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин. II. Мотивация изучения нового материала.С помощью наводящих вопросов, учитель подводит к изучению нового материала. Ученики демонстрируют свои знания.  
20 мин. III. Актуализация знаний Работа по тексту. Составляем план по частям. -   Дети записывают свои пункты плана. Отвечают на вопросы учителя.   учебник  
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит закрепление урока. Демонстрируют свои знания.  
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. - Чему научил вас урок? - Какое впечатление осталось у вас от урока? Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Дерево Блоба   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы.   Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

Дата: Класс: 9 39 урок
Тема: традиции Лермонтова в русской литературе 19-20 вв.»
Цель урока: . рассмотреть судьбу творчества Лермонтова в ХIХ и ХХ веках, воплощение романа «Герой нашего времени» в кино- и телеэкранизациях; рассказать о переводах произведений Лермонтова на казахский язык; - воспитывать гуманизм, интернационализм; формировать читательскую культуру. - развивать творческое мышление, память, речь;
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик». - Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали? - Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока. Ученики осмысливают поставленную цель. - (Тепло, радость, хорошее настроение) Делятся на группы. пазлы  
5 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы.. Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 глагола, 3 прил., 1 предложение) – 2 минуты «Инсерт» - 7 минут Лермонтов “ И скучно и грустно” “ “Выхожу один я на дорогу” “Плененный рыцарь” Горные вершины” “ Парус” “Демон” “Дума” “Кинжал” Ученики отгадывают словечко.    
20 мин. III. Актуализация знаний. Природа одарила Лермонтова многими талантами: он обладал редкими музыкальными способностями, хорошо рисовал, легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Но самым большим его увлечением была литература. С детских лет Михаил Юрьевич любил русские сказки, народные песни, предания, интересовался героическим прошлым своего народа и не мог оставаться равнодушным к тому, что царило вокруг. Сложной была эпоха, в которой жил и творил поэт: с одной стороны, ещё живы воспоминания о войне 1812 года, о победе над Наполеоном, а с другой – разгром восстания декабристов. Отражая сложности эпохи, Лермонтов в своем творчестве отдает предпочтение смелой личности, жаждущей полнокровной жизни, стремящейся к активной борьбе за свои человеческие права Демонстрируют свои знания.     Учебник   Плакат  
10 мин. Закрепление урока. По методу«З-Х-У» проводит закрепление урока. -выразительные Учащиеся записывают все, что узнали по данной теме. Таблица «З-Х-У»
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: - О чем говорили на уроке? - Что удалось без особых усилий? - Что было трудно? Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

Дата: Класс: 9 40 урок
Тема: Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя.
открыть учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников; понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». С помощью игры «Молекулы и атомы» делит класс на группы. Все, стоя в кругу с плотно закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются ими с теми людьми, на которых наткнулись. Ученики делятся на группы.  
10 мин. Проверка пройденного материала.Проверяет домашнюю работу. Викторина. Вопросы: - Где и когда родился Гоголь? - Какое образование получил Гоголь? - Какие науки изучал Гоголь в гимназии? - Как назывались гимназические литературные журналы, организатором которых был Гоголь? - Под каким псевдонимом было опубликовано первое произведение Гоголя? - Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Пушкиным? - В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? - Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? - Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей!» - Кому принадлежат эти слова: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Мавруша, шинель..» - Где находиться город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Учебник
20 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Объясняет новую тему. Контролирует выполнение заданий учащимися. Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. Годы ученья. В 1821 году Гоголю удаётся поступить в только что открывшуюся в городе Нежине Гимназию высших наук. Это было большой удачей: таких учебных заведений в то время в России было мало. Был в гимназии свой театр, на представления которого приходили не только учащиеся и преподаватели, но и нежинские горожане. В театральных представлениях Гоголь участвовал и в качестве актёра, и в качестве декоратора. Был в гимназии свой театр, на представления которого приходили не только учащиеся и преподаватели, но и нежинские горожане. В театральных представлениях Гоголь участвовал и в качестве актёра, и в качестве декоратора. В Петербурге. Летом 1828 года Гоголь закончил курс обучения в Нежинской гимназии высших наук. Его влечёт Петербург, Гоголю кажется, что здесь осуществится его мечта о той деятельности, которая принесла бы пользу соотечественникам. Решил издать рукопись идиллии. В начале лета 1829 года книга была отпечатана и поступила в книжные лавки. Книжка вышла в свет под фамилией В.Алов. Отклики были убийственные. Потрясённый неудачей, Гоголь собрал в книжных лавках нераспроданные экземпляры и сжёг их. Жуковский В.А. и Плетнёв П.А. приняли участие в судьбе молодого Гоголя. Жуковский В.А. и Плетнёв П.А. приняли участие в судьбе молодого Гоголя. При их помощи ему удалось оставить чиновничью службу и перейти на педагогическую работу. К весне 1831 года была закончена и сдана в печать первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В Нежине была написана большая часть идиллии «Ганц Кюхельгартен» На пути к славе Каждую неделю у Плетнёва собирались друзья. На одной из таких «сред», 20 мая 1831 года, Гоголь был представлен А.С. Пушкину. Пушкин подметил гениальное новаторство Гоголя. После появления «Вечеров..» одарённости Гоголя не отрицал уже никто из его критиков. Гоголь становится заметной фигурой в литературном мире столицы. Поэт жизни действительной В одном из писем к Погодину Гоголь писал: «Какой ужасный для меня этот 1833 год! Боже, сколько кризисов…Сколько я поначинал, сколько пережёг, сколько бросил! Понимаешь ли ты ужасное чувство: быть недовольному самим собой!» Интерес к истории давно занимал Гоголя. Исторические разыскания были для писателя школой, в которой вызревал замысел повести «Тарас Бульба», посвящённой героическому прошлому Украины. Интерес к истории давно занимал Гоголя. Исторические разыскания были для писателя школой, в которой вызревал замысел повести «Тарас Бульба», посвящённой героическому прошлому Украины. Занятия по истории помогли Гоголю преодолеть тяжёлое настроение. В начале следующего 1835 года вышли в свет два знаменитых сборника: «Арабески» и «Миргород». Занятия по истории помогли Гоголю преодолеть тяжёлое настроение. В начале следующего 1835 года вышли в свет два знаменитых сборника: «Арабески» и «Миргород». К началу 1836 года закончил комедию «Ревизор».Первое представление состоялось в Петербурге 19 апреля 1836 года в Александринском театре. Гоголь читает «Ревизора» перед артистами Малого театра. К осени 1841 года была завершена работа над первым томом «Мёртвых душ» К осени 1841 года была завершена работа над первым томом «Мёртвых душ» начале 1843 года в третьем томе «Сочинения Николая Гоголя» была напечатана повесть «Шинель». В начале 1843 года в третьем томе «Сочинения Николая Гоголя» была напечатана повесть «Шинель». Последние годы В 1845 году Московский университет, «уважив отличные в учёном свете заслуги и литературные труды» Гоголя, избрал его своим почётным членом. В июне 1842 года Гоголь вновь покинул Россию. Часто переезжает из одного города в другой, живёт то в Германии, то во Франции, то в Италии. В июне 1842 года Гоголь вновь покинул Россию. Часто переезжает из одного города в другой, живёт то в Германии, то во Франции, то в Италии. Весной 1848 года Гоголь вернулся в Россию, чтобы больше её не покидать. Но и на родине не смог вернуть утраченное душевное равновесие. Весной 1848 года Гоголь вернулся в Россию, чтобы больше её не покидать. Но и на родине не смог вернуть утраченное душевное равновесие. начале февраля 1852 года в здоровье Гоголя произошло резкое ухудшение. Болезнь прогрессировала. В начале февраля 1852 года в здоровье Гоголя произошло резкое ухудшение. Болезнь прогрессировала. 21 февраля 1852 года Гоголь умер.
10 мин. IV.Итог урока. По методу «Синквейн» осуществляет работу с одаренными детьми. Кроссворд «Творчество Н.В. Гоголя» 1.Страна, где родился Н.В. Гоголь. 2. Комедия Гоголя, изученная нами в 10 классе. 3. Сын Бульбы, изменивший родине. О нем Гоголь сказал: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства». 4. Любовь к ней Гоголь пронес через всю жизнь и отразил в каждом своем произведении. 5. Героем какой повести является Акакий Акакиевич? 6. Цикл повестей, названный по названию одного из родных мест Гоголя. 7. Один из почитателей ведьмы и отец главной героини из повести «Ночь перед Рождеством». 8. Козак Запорожской сечи, именем которого названа повесть. 9. «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно быть хорошею в такие года. Однако она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков…» («Ночь перед Рождеством»). 10. Герой, которого приняли за ревизора. 11. В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему один из своих повестей? 12. Песни, которые поют герои «Ночи перед Рождеством». 13. Город, в котором Н.В. Гоголь учился в гимназии высших наук. 14. Кем по профессии был Вакула из повести «Ночь перед Рождеством»? 15. «Майская…, или Утопленница»   Ответы на кроссворд «Творчество Н.В. Гоголя» 1. Украина 2. «Ревизор» 3. Андрий 4. Родина 5. «Шинель» 6. «Миргород» 7. Чуб 8. Тарас 9. Солоха 10. Хлестаков 11. Сорочинцы 12. Колядки 13. Нежин 14. Кузнец 15. Ночь     Проводит рефлексию. Ученики составляют пятистишье. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. фишки   стикеры
2 мин. Y. Проверка домашней работы.Объясняет особенности выполнения домашней работы.   Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Дата: Класс: 9 41 урок
Тема: Мертвые души» (главы из поэмы). История создания поэмы.
Цель урока: . Обзор содержания, история создания поэмы; Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков; Обучение аналитическому пересказу.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент.Психологический настрой. Дляразвития коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности среди учеников проводит игру. «Рисунок на спине». Ученики строятся в три колонки. Картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд.  
10 мин. Проверка пройденного материала.Проверяет домашнюю работу по приему «Эврика». Объясняет цель и задачу урока, форму его проведения. Где и когда родился Н. В. Гоголь? 1. Где и когда родился Н. В. Гоголь? 2. Какое образование получил гоголь? 3. Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь? 4. Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле? 5. Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано? 6. Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? 7. В каком театре впервые была поставлена пьеса Гоголя «Ревизор»?   Ученики заполняя перфокарту демонстрируют свои знания и умения. Перфокарты
15 мин. Актуализация знаний.Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. Учитель объясняет новую тему. Раздает семантические карты. Семантические карты Работу над поэмой Гоголь начал еще осенью 1835 года. Сообщает Пушкину в письме: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется будет смешон…Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Он прочел первые главы Пушкину, и после окончания услышал такую фразу «Боже, как грустна наша Россия!» Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных и к написанию новых глав. Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и авантюриста Чичикова: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. После доработок на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающей в себя отрицательн Композиционные звенья поэмыые явления всероссийской значимости l Трудно распознать, «какого пола была фигура: баба или мужик. Платье совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак... Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...»    
10 мин. IV. Закрепление урока. Предлагает ученикам «Графический тест Для группы Составление план к первой главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 1. Въезд Чичикова в город. 2. Гостиница и комната Чичикова. 3. Общая зала и обед. 4. Улица и городской сад. 5. Визиты. Ученики самостоятельно работают над графическим тестом. Графический тест
5 мин. II.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. III. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось?   Оценивают свою работу. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. светофор   стикеры
2 мин. VI. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы.     Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:_________________________________________________

 

 

Дата: Класс: 9 урок 42
Тема: Особенности жанра и композиции произведения. Обобщающее значение образов помещиков, приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога).
Цель урока:
  • Помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя.
  • Развивать интерпретаторские умения, увлеченность исследованием текста..
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится». Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы. мяч
10 мин. II. Повторение пройденного материала.С помощью метода «Аквариум» проверяет знания учащихся. Демонстрируют свои знания и умения.  
15 мин. III. Актуализация знаний.Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам заменяется комическое повествование. Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадатьс


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: