Определите термины: грамматическая форма, род.




Вариант 1.

Грамматика как наука и ее разделы. Дайте определения и

Сформулируйте объект и предмет изучения каждого раздела (приведите

Примеры).

Грамматика (не как наука) - строй языка, система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, а также способов словообразования.

Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй языка. (Лекция)

Грамматика – наука, изучающая грамматический строй, существующие в нём способы и средства, с помощью которых язык стандартизирует противопоставления слов, их изменения и построение предложений в процессе образования речи. Грамматика как наука исследует грамматику языка. (Головин)

Грамматика изучает не только организацию грамматического строя языка, но и законы и правила образования и изменения слов, соединения их в словосочетания, правила построения предложений и объединения их в рамках более сложных синтаксических конструкций.

Грамматика – семантически ориентированный раздел языкознания, предметом изучения которого является грамматический строй языка, его формальная организация и функционирование. (Вендина)

Предмет –

Объект –

Выделяют

- синхроническую (описательную) – изучает языковой строй в определённый отрезок времени

- историческую (диахроническ.)

- типологическую (классификация языков по морфологическому строю)

 

Частная грамматика – грамматика определённого языка.

 

Разделы.

Морфология (в которой выделяется морфемика и словообразование) и синтаксис.

1) Морфология - 1) система механизмов языка, обеспе­чи­ва­ю­щая постро­е­ние и понимание его словоформ; 2) раздел грамматики, изучающий законо­мер­но­сти функционирования и развития этой системы (ЛЭС).

2) Учение о частях речи (лекция).

Объём понятия «морфо­ло­гия» трактуется в различных концепциях по-разному. Согласно одной из наиболее распро­стра­нён­ных точек зрения, морфо­ло­гия изучает структуру значимых единиц языка, по протяжённости не превышающих синтагматического слова (или словоформы). Максимальная единица морфо­ло­гии — словоформа — является вместе с тем минимальной единицей синтаксиса.

 

Главное основание для выделения морфо­ло­гии в качестве особого раздела грамматики — члени­мость словоформы на меньшие знаковые единицы, называемые морфемами, морфами или монемами: означаемое словоформы членится на меньшие означаемые, а её означа­ю­щее — на меньшие означа­ю­щие. Морфо­ло­гия, таким образом, обеспечивает «поморфемное» соотнесение компонен­тов внутрен­ней (содержательной) стороны словоформы с компонен­та­ми её внешней (звуковой) стороны, причём нацеленность морфо­ло­гии на передачу значений именно служебными элементами (а не корнями) отличает морфо­ло­гию от лексикологии (в центре внимания которой, напротив, значения корней и целых слов — ср. Лексическое значение слова). (ЛЭС)

 

Морфология изучает словообразование и словоизменение. Объект морфологии как науки о словоизменении – морфологическая структура слова (корень, префикс, флексия).Объект морфологии как науки о словооизменении – парадигматика слова, т.е. изменение его формы по имеющимся у него словоизменительным категориям (число у сущ., время у глаголов).

 

Морфемика - морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы; раздел языко­зна­ния, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом. Основными объектами исследования в морфемике являются морфемы, их формальные видо­из­ме­не­ния — морфы и их линейные сочетания (слово в целом как последовательность морфем; во флективных языках — основа, словоформа). Поскольку грамматические морфемы (аффиксы) являют­ся объектом грамматики, морфемика может рассматриваться как часть грамматики, охватывающая те аспекты разделов «Морфология» и «Словообразование», которые связаны с грамматическими морфемами и выражаемыми с их помощью грамматическими и слово­обра­зо­ва­тель­ны­ми значениями.

 

В качестве подразделов морфемики могут быть выделены:

 

учение о видах морфем по их месту в слове и по функции [корень и служебные морфемы (аффиксы); виды аффиксов: префикс, суффикс, флексия, постфикс, интерфикс, инфикс, конфикс и т. п.];

 

учение о типах значений, выражаемых морфемами [лексические, грамматические (морфо­ло­ги­че­ские), слово­обра­зо­ва­тель­ные значения; разновидности грамматических и слово­обра­зо­ва­тель­ных значений];

 

учение о линейных (синтагматических) и нелинейных (парадигматических) языковых единицах морфемного уровня, первые из которых являются представителями вторых в тексте (морф и морфема, словоформа и слово, основа словоформы и основа слова);

 

учение о принципах вычленения в словоформах минимальных значимых линейных единиц — морфов и о правилах объединения морфов (алломорфов, вариантов морфемы) в парадигматиче­ские единицы (морфемы);

 

учение о звуковых изменениях, связанных с сочетаемостью значимых единиц языка, меньших чем слово (чередование фонем в пределах морфемы — в разных её морфах; усечение и наращение основ; в языках с подвижным ударением — ударение в его морфематической функции);

 

учение о типах (моделях) фонологической структуры морфов разных классов и морфной структуры словоформ (слов).

 

Два последних подраздела (полностью или частично, в зависимости от лингвистической концепции) относятся к сфере морфонологии, которая может, таким образом, рассматриваться как часть морфе­ми­ки. В соответствии с разработкой типологии морфем, их значений, разновидностей, морфоно­ло­ги­че­ских явлений осуществляется их инвентаризация в грамматиках и морфемных словарях.

 

Или так:

Типы грамматик:

1.Описательные(дескриптивные)Носит констатирующий зарактер давая опсиная фактического состояния грамматич. подсистемы данного яз-а. По ней можно судить о строе данного яз-а.

2. Объяснительные (экспланаторные).Объяснение особенностей строя яз-а, носят комментир. хар-р

3. Синхронные. Описывают состояние грам. подсистемы яз-а на определенном этапе его развит.

4. Диахронные(исторические). Описывают становление и изменение грам. подсистемы языка.

 

 

Определите термины: грамматическая форма, род.

Грамматическая форма –— языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом выражения грамматических значений слов является их синтаксическая сочетаемость.

 

В работах Ф. Ф. Фортунатова можно обнаружить деление грамматических форм на формы словоизменения и словообразования. Иногда выделяют также сферу «формообразования», однако её границы неясны и понимаются различным образом. Чаще всего формообразование трактуется как образование всех форм, выражающих как словоизменительные, так и несловоизменительные морфологические значения. Подчас к формообразованию относят образование форм, различающихся не номинативными (непосредственно отражающими внеязыковую действительность), а лишь синтаксическими грамматическими значениями.

 

А. И. Смирницкий и вслед за ним А. А. Зализняк придают термину «грамматическая форма» другое значение, понимая под ним словоизменительное грамматическое значение словоформы.

Асимметрия в грамматических формах

 

В грамматических формах нередко встречается асимметрия структуры (нарушение взаимооднозначного соответствия означаемого и означающего). Её проявлениями могут быть как широко распространенный в флективных языках синкретический способ выражения морфологических значений (так, в прилагательных русского языка значения рода, числа и падежа выражаются одной флексией), так и «избыточность» выражения значения лица глагола (флексией и личным местоимением: рус. я иду), числа и падежа имени существительного (формами самого существительного и согласуемого или координируемого слова), вопросительного значения (особой интонацией предложения, порядком слов и частицами — разрядом служебных слов).

 

Кроме того, возможно существование в пределах одного языка нескольких грамматических форм с одинаковым значением, ср. рус. милый-милый с редупликацией и премилый с приставкой пре-.

 

Морфологическая форма

 

В морфологии языков, в которых присутствует словоизменение (в том числе и в русском), под морфологическими формами понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи, несущие комплекс морфологических значений (или одно такое значение), например форма именительного падежа множественного числа существительного, форма 1-го лица единственного числа настоящего времени глагола, форма сравнительной степени наречия в русском языке. Среди морфологических форм выделяются:

 

синтетические, или простые;

аналитические, или сложные — представляют собой сочетание знаменательного и служебного слов (рус. буду говорить, говорил бы), функционирующее как одно слово.

Конкретное слово в данной морфологической форме называется словоформой. Все формы изменяемого слова составляют его парадигму.

Род - грамматическая категория, свойственная разным частям речи и состоящая в распределении слов или форм по двум или трём классам, традиционно соотносимым с признаками пола или их отсут­стви­ем; эти классы принято называть мужской, женский, средний род. Класси­фи­ци­ру­ю­щая категория для существительных, анафорическая — для местоимений 3‑го лица един­ствен­но­го числа (см. Анафо­ри­че­ское отношение), словоизменительная (синтакси­че­ская) — для остальных частей речи. Род смыкается с именными классами как разновидность согласовательных классов.

 

Семантические основания родовой классификации ещё более размыты, чем в именных классах. Лишь в части существительных можно видеть отражение реальных половых различий (названия людей и некоторых животных, ср. «брат» — «сестра», «царь» — «царица», «жере­бец» — «кобылица», лат. lupus — lupa ‘волк’ — ‘волчица’ и т. п.). Отсутствие чётких формальных показателей рода у существительных (в индоевропейских языках можно говорить лишь о преобладании в женском роде основ на -a, в мужском роде — основ на -o) привело к образованию промежуточных классов слов, которые ещё в античных грамматиках называли общим родом (греч. κοινά), ср. рус. «сирота», «неряха», греч. ὁ ἵππος ‘конь’ — ἡ ἵππος ‘лошадь’, и обоюдными (греч. ἐπίκοινα) — рус. «собака», греч. ἡ χελιδών ‘ласточка’, нем. (die Maus ‘мышь’ и т. д. Особенность этих классов в том, что они содержат имена формально одного рода, но приложимы к лицам (особям) обоего пола. Разница между ними проявляется в согласовании, которое вообще считается главным показателем рода (синтак­си­че­ский критерий определения рода); морфологический критерий (оформление имени и разные типы склонения) не даёт такого однозначного определения рода, как синтаксический. В синтаксическом плане имена общего рода имеют двоякое согласование, в зависимости от пола лица (особи), к которому они относятся (ср. «сосед такой неряха»​/​«соседка такая неряха»), а именно обоюдного рода — одну согласовательную модель (ср. «он/она сущий хорёк»); существительные общего рода выступают в предложении в виде согласуемых предикатов, а существительные обоюдного рода — в виде несогласуемых.

 

Категория рода — характерная черта грамматического строя индоевропейских языков, хотя они отражают разную степень сохраняемости рода, что находится в прямой зависимости от устойчивости синтетизма в системе словоизменения. Древние языки (авестийский, санскрит, греческий, латинский) демонстрируют трёхродовую систему, но в хеттском — 2 рода: общий (одушевлённый) и средний, что иногда трактуется как более древнее состояние. В современных языках встречаются как трёхродовые системы (например, в славянских языках и в немецком языке), так и двухродовые (в романских, иранских). Развитие аналитизма в английском языке привело к разрушению словоизменения и утрате родовых противопоставлений в именах, род превратился в скрытую категорию (см. Скрытые категории), обнаруживаемую только через анафорические местоимения he, she, it (‘он’, ‘она’, ‘оно’). Значительно разрушен род в иранских языках (в некоторых утрачен полностью), что также связано с развитием аналитизма; в скандинавских языках трёхродовая система преобразовалась в двучленную по признаку одушевлённости​/​неодушевлённости. Функция различения рода часто переходит от флексии к артиклю, как в немецком языке (der — die — das) или романских (франц. un — une, le — la), но возможна вторичная морфологизация рода, как в испанском, где сформировался значительный пласт слов с аффиксальным различением мужского и женского рода (ср. hermano ‘брат’ — hermana ‘сестра’, cabrón ‘козёл’ — cabra ‘коза’ и др.).

 

В славянских языках наблюдается не только сохранение, но и усложнение трёхродовой системы. Так, в русском языке категория рода неразрывно сплелась с категорией одушевлённости​/​неодушевлённости, образовав единую категорию согласовательных классов; выделяется 6 таких классов (плюс особый класс имён pluralia tantum, см. Число), так как каждый род имеет одушевлённый и неодушевлённый подроды (ср. пары форм им. п. ед. ч.​/​вин. п. мн. ч.: «новый дом​/​новые дома» — «новый директор​/​новых директоров», «новая дверь​/​новые двери» — «новая лошадь​/​новых лошадей»). Различение двух подродов может развиваться только в одном роде (например, в сербскохорватском и чешском — в мужском роде). Возможно дальнейшее усложнение системы рода, как, например, в польском языке, где в пределах мужского рода различаются одушевлённый и неодушевлённый (в един­ствен­ном числе), а в пределах одушевлённого — личный и неличный подроды (во множе­ствен­ном числе), ср. им. п. ед. ч. dom / вин. п. ед. ч. dom — им. п. ед. ч. pies (‘собака’), chłop (‘крестьянин’) / вин. п. ед. ч. psa, chłopa — им. п. мн. ч. psy, chłopy — вин. п. мн. ч. psy, chłopów.

 

Индоевропейская трёхродовая система трактуется как результат преобразования более древней двухклассной системы; А. Мейе полагал, что род развивался из оппозиции одушевлённость — неодушевлённость, К. К. Уленбек — из оппозиции активность — пассивность. Обе трактовки можно свести к одному основанию, и с середины 20 в. утверждается мнение, что предыстория рода связана с преобразованием контенсивного (семантико-синтаксического, см. Типология лингвистическая) типа индоевропейского праязыка, т. е. с переходом от активного строя к номинативному, так что на стадии активной типологии индоевропейский язык должен был обладать двухклассной системой активных​/​инактивных имён, которая через признак одушевлённости​/​неодушевлённости транс­фор­ми­ро­ва­лась в родовую. Следы былой двухклассной системы обнаруживаются в реконструируемых формах склонения [например, окончание *‑s (ø) для им. п. ед. ч. имён мужского и женского рода и *‑m для имён среднего рода при окончании вин. п. ед. ч. *‑m, общем для трёх родов, или формах вопросительного местоимения *kʷi‑s ‘кто’ — *kʷi‑d ‘что’].

 

Род свойствен афразийским языкам, где двухродовая система (мужской — женский) также возводится к системе активных​/​инактивных имён, которой, в свою очередь, предположительно предшествовала более разветвлённая система именных классов. Многие языки не имеют рода, например финно-угорские, тюркские, монгольские, банту и другие. В некоторых языках, имеющих именные классы, родовые различия для названий лиц (муж. — жен.) образуют одно из классных противопоставлений, например в нахско-дагестанских языках, ср. гунзибское иеру оже ‘маленький мальчик’ (I класс, показатель ø‑) — йиеру кид ‘маленькая девочка’ (II класс, показатель й‑).

 

Род считается пережиточной, «палеонтологической» категорией, уходящей корнями в особен­но­сти древнего мифологического мышления, и потому представляет интерес для исторической этнолингвистики. (ЛЭС)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: