Корыто -- первое, что увидели мои глаза.




Марк Шагал. Моя жизнь

 

 

---------------------------------------------------------------

Москва, Издательство "ЭЛЛИС ЛАК", 1994

OCR: Евсей Зельдин

---------------------------------------------------------------

 

Впервые на русском языке публикуется "Моя жизнь" -- документально-поэтическая

автобиография художника, которую он назвал "романом своей жизни". Написана

в 1922 году в Москве. Книга неоднократно издавалась за рубежом на многих

европейских языках, но, изначально написанная по-русски и посвященная в

основном России, была неизвестна соотечественникам.

 

Книга подготовена при участии международного Фонда

"Культурная иициатива"

 

 

Перевод с французского

Н. С. Мавлевич

Комментарии

Н. В. Апчинской

 

 

Родителям, жене, родному городу

М. Ш.

 

Корыто -- первое, что увидели мои глаза.

Обыкновенное корыто: глубокое, с закругленными краями. Какие продаются на

базаре. Я весь в нем умещался.

Не помню кто, - скорее всего, мама рассказывала, что как раз когда я родился -- в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска вспыхнул пожар.

Огонь охватил весь город, включая бедный еврейский квартал.

(Дом, в котором родился Шагал, находился на левом берегу Двины, близ Суражской дороги.)

Мать и младенца у нее в ногах, вместе с кроватью, перенесли в безопасное место,

на другой конец города. Но главное, родился я мертвым.

Не хотел жить. Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить. Как

будто насмотрелся картин Шагала.

Его кололи булавками, окунали в ведро с водой. И наконец он слабо мяукнул.

В общем, я мертворожденный.

Пусть только психологи не делают из этого каких-нибудь нелепых выводов.

Упаси Бог!

Между прочим, дом на Песковатиках -- так назывался наш район -- цел и сейчас.

Я видел его не так давно.

Когда у отца появились средства, он сразу дом продал. Мне эта халупа напоминает

шишку на голове зеленого раввина с моей картины или картофелину, упавшую в бочку

с селедками и разбухшую от рассола. Глядя на нее с высоты нового "величия", я

морщился и думал:

"Как же я здесь ухитрился родиться? Чем здесь люди дышат?"

Когда мой дед, почтенный старец с длинной черной бородой, скончался с миром,

отец за несколько рублей купил другое жилье.

Там уже не было по соседству сумасшедшего дома, как на Песковатиках. Вокруг

церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках

Джотто.

Явичи, Бейлины -- молодые и старые евреи всех мастей трутся, снуют, суетятся.

Спешит домой нищий, степенно вышагивает богач. Мальчишка бежит из хедера. И мой

папа идет домой.

В те времена еще не было кино.

Люди ходили только домой или в лавку. Это второе, что я помню, -- после корыта.

Не говоря о небе и о звездах моего детства.

Дорогие мои, родные мои звезды, они провожали меня в школу и ждали на улице,

пока я пойду обратно. Простите меня, мои бедные. Я оставил вас одних на такой

страшной вышине!

Мой грустный и веселый город!

(Как свидетельствует новейшая "Еврейская энциклопедия", в конце прошлого века в Витебске жило

34 420 евреев, что составляло 52,4% всего населения. В городе было около 60 синагог

и 30 христианских храмов.)

Ребенком, несмышленышем, глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь

открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не

видно, залезал на крышу. А что? Туда и дед забирался.

И смотрел на тебя сколько хотел.

Здесь, на Покровской улице, я родился еще раз.

 

* * *

Вы когда-нибудь видели на картинах флорентийских мастеров фигуры с длинной,

отроду не стриженной бородой, темно-карими, но как бы и пепельными глазами,

с лицом цвета жженой охры, в морщинах и складках?

Это мой отец.

Или, может, вы видели картинки из Агады -- пасхально-благостные и

туповатые лица персонажей? (Прости, папочка!)

(Агада (ивр.) --притча, повествование, сказка. Так же назывались иллюстрированные печатные

сборники пасхальных молитв и предписаний)

. Помнишь, как-то я написал с тебя этюд. Твой портрет должен походить на

свечку, которая вспыхивает и потухает в одно и то же время. И обдавать сном.

Муха -- будь она проклята -- жужжит и жужжит и усыпляет меня.

Надо ли вообще говорить об отце?

Что стоит человек, который ничего не стоит? Которому нет цены? Вот почему

мне трудно подыскать слова.

Мой дед, учитель в хедере, не нашел ничего лучшего, чем с самого детства

определить своего старшего сына, моего отца, рассыльным к торговцу селедкой,

а младшего -- учеником к парикмахеру.

Конечно, в рассыльных отец не остался, но за тридцать два года не пошел дальше

рабочего.

Он перетаскивал огромные бочки, и сердце мое трескалось, как ломкое турецкое

печенье, при виде того, как он ворочает эту тяжесть или достает селедки из рассола

закоченевшими руками. А жирный хозяин стоит рядышком, как чучело.

Одежда отца была вечно забрызгана селедочным рассолом. Блестящие чешуйки

так и сыпались во все стороны. Иногда же его лицо, то мертвенно-, то изжелта-бледное, освещалось слабой улыбкой.

Что это была за улыбка! Откуда она бралась?

Отца словно вдувало в дом с улицы, где шныряли темные, осыпанные лунными

бликами фигуры прохожих. Так и вижу внезапный блеск его зубов. Они напоминают

мне кошачьи, коровьи, все, какие ни на есть.

Отец представляется мне загадочным и грустным. Каким-то непостижимым.

Всегда утомленный, озабоченный, только глаза светятся тихим, серо-голубым

светом.

Долговязый и тощий, он возвращался домой в грязной, засаленной рабочей

одежке с оттопыренными карманами -- из одного торчал линяло-красный платок.

И вечер входил в дом вместе с ним.

Из этих карманов он вытаскивал пригоршни пирожков и засахаренных груш.

И бурой, жилистой рукой раздавал их нам, детям. Нам же эти лакомства казались

куда соблазнительней и слаще, чем если бы мы сами брали их со стола.

А если нам не доставалось пирожков и груш из отцовских карманов, то вечер

был бесцветным.

Я один понимал отца, плоть от плоти своего народа, взволнованно-молчаливую, поэтическую душу.

До самых последних лет жизни, пока не "сбесились" цены, он получал каких-то

двадцать рублей. Скудные чаевые от покупателей не много прибавляли к этому

жалкому доходу.

И все-таки даже в молодости он не был совсем уж бедным женихом.

Судя по фотографиям тех лет и по моим собственным воспоминаниям о семейном гардеробе, он был не только физически крепок, но и не нищ: невесте, совсем девочке,

крохотного росточка -- она подросла еще и после свадьбы -- смог преподнести

богатую шаль.

Женившись, он перестал отдавать жалованье отцу и зажил своим домом.

 

* * *

Однако прежде надо бы закончить портрет моего длиннобородого деда. Не знаю,

долго ли он учительствовал. Говорят, он пользовался всеобщим уважением.

Когда в последний раз, лет десять назад, я вместе с бабушкой был на его могиле,

то, глядя на надгробие, лишний раз убедился, что он и впрямь был человеком

почтенным. Безупречным, святым человеком.

Он похоронен близ мутной, быстрой речки, от которой кладбище отделяла

почерневшая изгородь. Под холмиком, рядом с другими "праведниками", лежащими

здесь с незапамятных времен.

Буквы на плите почти стерлись, но еще можно различить древнееврейскую

надпись: "Здесь покоится..."

Бабушка говорила, указывая на плиту: "Вот могила твоего деда, отца твоего отца

и моего первого мужа".

Плакать она не умела, только перебирала губами, шептала: не то разговаривала

сама с собой, не то молилась. Я слушал, как она причитает, склонившись перед

камнем и холмиком, как перед самим дедом; будто говорит в глубь земли или в шкаф,

где лежит навеки запертый предмет:

"Молись за нас, Давид, прошу тебя. Это я, твоя Башева. Молись за своего

больного сына Шатю, за бедного Зюсю, за их детей. Молись, чтобы они всегда были

чисты перед Богом и людьми".

С бабушкой мне всегда было проще. Невысокая, щуплая, она вся состояла из

платка, юбки до полу да морщинистого личика.

Ростом чуть больше метра.

А вся душа заполнена преданностью любимым деткам да молитвами.

Овдовев, она, с благословения раввина, вышла замуж за моего второго деда, тоже

вдовца, отца моей матери. Ее муж и его жена умерли в тот год, когда поженились

мои родители. Семейный престол перешел к маме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: