III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины




СОДЕРЖАНИЕ УМК

1. Рабочая программа дисциплины.

2. Краткое изложение программного материала с методическими указаниями студенту:

2.1. Методические указания по выполнению заданий, обеспечивающих достижение комплексных целей модулей дисциплины;

2.2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.

2.3 Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы;

3. Формы рубежного контроля.

4. Методические рекомендации преподавателю.

5. Дополнительные методические материалы.

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и практической психологии

  Утверждаю Декан факультета педагогики и практической психологии ___________________ Р.М._Чумичева Подпись И.О. Фамилия Дата  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Направление подготовки (специальность)

Естественнонаучное образование»

Профиль подготовки Биология, Химия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Кафедра психологии развития и возрастной психологии

факультета Педагогики и практической психологии

 

Курс ____ 1 _____ семестр ____ 2 _________

Форма обучения очная

Разработчик: Лебеденко О.А.,

ассистент кафедры психологии развития и возрастной психологии, кандидат философских наук

Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание

 

Рецензент(ы) Чумакова Т. Н. доцент кафедры философии и педагогики НГМА, к. п. н.

Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание

 

Ростов–на–Дону

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета педагогики и практической психологии   протокол заседания от ________________ № _____________ Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии развития и возрастной психологии   протокол заседания от ____________________ № _______________
  СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры/учебно-методического совета факультета ______________________________________ (название выпускающей кафедры/факультета, реализующего ООП ВПО)   от ___________________ №______________

 

 

 

 


 

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Цели и задачи освоения дисциплины

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), по направлению подготовки 050100 «Естественнонаучное образование» профиль подготовки «Биология, Химия».

Цель освоения дисциплины«Возрастная психология» - формирование у студентов целостного научного представления о психологии развития, развитие компетенций, позволяющих формировать систему знаний о развитии человеческой психики на разных этапах онтогенеза.

Задачи дисциплины:

Ø сформировать прочные знания, умения и навыки об основных категориях возрастной психологии;

Ø рассмотреть движущие силы, источники и механизмы психического развития личности в онтогенезе;

Ø показать особенности психического развития личности на разных этапах онтогенеза.

 

II. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина (модуль) «Возрастная психология» относится к модулю 1 базовой (общепрофессиональной части) профессионального цикла. Дисциплина входит в состав комплекса психолого-педагогических дисциплин, в ходе освоения которых формируются базовые общекультурные и общепрофессиональные компетенции в сфере психолого-педагогической деятельности. Освоение содержания дисциплины «Возрастная психология» базируется на компетенциях, приобретенных ранее в ходе освоения дисциплин гуманитарного, социального, естественно-научного циклов.

 

III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

 

Общекультурные (ОК):

• способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

· готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

 

Общепрофессиональные (ОПК):

• способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

• готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);

• готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

• способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

• готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

• способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- основные этапы исторического развития возрастной психологии;

- механизмы, факторы и закономерности психического развития личности на разных этапах онтогенеза;

- основные категории, принципы и методы возрастной психологии.

Уметь:

- применять методы диагностики развития, общения и деятельности детей на разных возрастных этапах;

- практически осуществлять психологическое просвещение родителей по вопросам психического развития личности детей различного возраста;

- осуществлять соответствующее возрасту взаимодействие субъектов образовательного процесса;

- осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

Владеть:

- понятийным аппаратом возрастной психологии;

- опытом практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

- способами сотрудничества с учебно-воспитательными организациями

социума;

- методами организации деятельности детей в соответствии с возрастными нормами развития.

 

IV. Содержание и структура дисциплины

Содержание модулей дисциплины

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
       
  Модуль 1 Возрастная психология как наука Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Место возрастной психологии всистеме психологических наук. Основные понятия возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.   Собеседование – УО-1, Учебные задачи - ТС-2. Рефераты ПР-4,
  Модуль 2 Основные теории психического развития человека в зарубежной и отечественной психологии   Психологические основания периодизаций развития. Современные подходы к периодизации развития человека. Возрасты жизни в культурно-исторической ретроспективе. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка (В.Штерн). Стадии психосексуального развития личности. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С.Выготского. Собеседование – УО-1, Тесты-ПР -1,
  Модуль3 Особенности психического развития человека на разных возрастных этапах. Феномен детства как особого возраста жизни. Психологические особенности младенческого возраста. Психологическая характеристика раннего возраста. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Психология зрелых возрастов.   Собеседование – УО-1, Тесты-ПР -1,  

Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов).

Вид работы Трудоемкость, часов
2 семестр Всего
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа:    
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) - -
Расчетно-графическое задание (РГЗ) - -
Реферат (Р)    
Эссе (Э)    
Самостоятельное изучение модулей    
Контрольная работа (К) - -
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),    
Подготовка и сдача экзамена    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) экзамен экзамен


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: