История развития малого предпринимательства в России




НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СЕМЕСТРЕ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

 

по теме «Совершенствование организации поддержки и развития малого предпринимательства»

Выполнил (а) студент (ка) 2 курса
Группы 14-ФЭмз-1ГУ
заочной формы обучения
Направление подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
Направление программы магистратуры Государственное управление
  Соколова Юлия Андреевна
Ведущий преподаватель
  ________________________________________________ (ученая степень, должность, ФИО)


 

 

Краснодар

2016г

 

Конспекты первоисточников

 

 

История развития малого предпринимательства в России

 

Малый бизнес в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует более 15 лет.

Формальные предпосылки для развития малого предпринимательства в России были созданы к концу 90-х гг.:

· приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малого бизнеса;

· сформирована определенная инфраструктура его обеспечения;

· образованы многочисленные ассоциации и общественные объединения предпринимателей.

Начало развитию малого предпринимательства положил принятый в 1988 году Закон СССР «О кооперации в СССР». Принятие затем Указа Президента РФ от 04.04.1996 № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» укрепило нормативно-правовую базу развития предпринимательства и существенно изменило круг предприятий, ранее относимых к малым.

Российское законодательство создало необходимые условия для развития малого предпринимательства. Малые предприятия могли создаваться и действовать на основе государственной, муниципальной собственности, собственности общественных организаций, частной собственности. Были предусмотрены различные пути учреждения малых предприятий [1; с.145]:

· по решению собственника имущества;

· выделение из состава действующих предприятий (объединений) структурных подразделений с сохранением их обязательств перед предприятием;

· принудительное разделение крупных предприятий в соответствии с антимонопольным законодательством России.

Очень важно, что малые предприятия могли осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные российским законодательством и предусмотренные в уставах таких предприятий.

Малые предприятия создавались и действовали во всех без исключения отраслях экономики, что свидетельствовало о приходе в бизнес энергичных, деловых людей с перспективными идеями и проектами. Основное количество малых предприятий было создано в сфере торговле, бытовом и коммунальном обслуживании, обрабатывающей промышленности и строительстве [2; с.2-3].

Быстро развивались малые фирмы, оказывающие деловые и профессиональные услуги (охрана, консультирование, финансовые и риэлтерские услуги), социальные (образование, медицина, транспортные услуги), а также развлекательные услуги (клубы, дискотеки). Начинает бурно развиваться инновационный бизнес.

Проследим динамику развития малых предприятий России с конца 90-х гг. ХХ в. по 2014 год.

С 1999 года наблюдается снижение числа малых предприятий. На начало 2002 года в РФ малых предприятий было меньше, чем в 1997 году (в 1997 году их было 861100, в 2002 – 843000). Эта тенденция свидетельствует об ухудшении экономических условий для развития предпринимательства в России [3; с.35].

По данным Министерства экономического развития (МЭРТ) Российской Федерации, на конец 2005 года в России действовало около 950 тысяч малых предприятий (в 2004 году их было 890 тысяч). В 2006 году таких предприятий стало около 1 миллиона, а в 2008 году – уже 1,2 миллиона [4; с.8-9]. К 2008 году число малых предприятий в России увеличилось более чем на треть (34,7%).

На 1 октября 2009 года число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тысяч, что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2008 года [5].

Развитие малого бизнеса в МЭРТ связывают с реализацией механизмов государственной поддержки (бизнес-инкубаторы, микрокредитование, поддержка экспорта), а также снижением затрат малого предпринимательства на преодоление административных барьеров с 10% до 3% от выручки. В регионах с низким уровнем социально-экономического развития реализация мер государственной поддержки имеет, наряду с экономической, и социальную значимость, являясь эффективным механизмом снижения безработицы [6; с.73-74].

По состоянию на 1 января 2010 г. в России было зарегистрировано 1 602,4 тысячи малых предприятий, что на 20,0% больше, чем годом ранее [7]. Рост количества малых предприятий в абсолютном выражении наблюдается по всем федеральным округам [8].

По данным Росстата на 1 января 2014 года, в России зарегистрировано 5,6 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства. На них работают 25% от общей численности занятых в экономике, и приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране.

62,8% субъектов малого и среднего предпринимательства – индивидуальные предприниматели, 37,2% – юридические лица (из них 32,7% – микропредприятия, 4,2% – малые предприятия и 0,3% – средние предприятия).

В 2013 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,5% (индивидуальных предпринимателей – на 12,7%, малых предприятий – юридических лиц – на 3,5%). Количество микро- и средних предприятий – юридических лиц в 2013 году, напротив, выросло на 3,9% и 15,4% соответственно.

Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6%) и предоставление услуг (35,4%).

Количество только малых предприятий (включая микропредприятия) на 1 января 2015 года составило 2103780 единиц.

Динамика развития малых предприятий в России с 2011 по 2014 годы представлена на рисунке 1 [9].

Рисунок 1 – Количество малых предприятий в РФ по годам, единиц

 

Также рассмотрим количество малых предприятий (включая микропредприятия) в разрезе федеральных округов РФ за 2014 год (рисунок 2).

Рисунок 2 –Количество малых предприятий в РФ в разрезе федеральных округов за 2014 год, единиц

 

Таким образом, становится ясно, что лидерами по количеству малых предприятий являются Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.

Всего же за 2014 год в расчете на 100 тысяч человек количество малых предприятий составило 14,7 единиц. Однако данный показатель значительно отстает от значений развитых зарубежных стран (Великобритания – 46, США – 74, Германия – 37).

Российский малый бизнес обладает некоторыми особенностями, отличающими его от малого предпринимательства большинства зарубежных стран.

Наиболее значимыми из них являются [10; с.3]:

· совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

· стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга;

· общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

· высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком специалистов из государственного сектора экономики;

· низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта, культуры рыночных отношений;

· высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

· неразвитая система самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

· стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные рынки.

Все еще велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьезными препятствиями для осуществления эффективного курса на развитие малого и среднего предпринимательства. Среди основных причин отмечены избыточные административные барьеры, недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства и недостаточный уровень предпринимательской культуры.

В настоящее время в Российской Федерации созданы необходимые предпосылки для ускоренного развития малого предпринимательства [11; с.8]:

· традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян;

· конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

· законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;

· наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;

· достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

· государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

· государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

· государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне.

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства (ПМП). В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам ФФПМП – это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их – более 170 [12; с.8]. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды – органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» [13; с.132-140], который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, не удаётся реализовать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: