Концепция Кузина В.С. «Школа реалистического рисунка — освоение графической грамоты»




Концептуальные взгляды творческого коллектива, под руководством академика РАО, доктора пед. наук, профессора В.С. Кузина формировались постепенно, начиная с 1970-х г. В одном они всегда оставались неизменными – в основе обучения школьников ИЗО должно быть обучение рисованию с натуры с целью создания реалистического рисунка и освоения графической грамоты. Эти концептуальные идеи были заложены еще Н.Н. Ростовцевым. Было произведено несколько редакций программы “Изобразительное искусство. 1—9 кл.” (B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова и др.), последний раз наиболее существенные изменения были внесены в 1994 г.

 

В содержание программы “Изобразительное искусство. 1—9 кл.” 1994 г. входят на равных правах эстетическое восприятие действительности и искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Имеется в виду, что на каждом уроке проводится беседа по произведениям художников, иллюстрациям или фотографиям, настраивающая учащихся на выполнение практического задания. Кроме этого, рекомендуются целенаправленные наблюдения натурных объектов и явлений действительности с целью эстетического воспитания детей.

Основными задачами курса являются: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация, элементы дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы положены:

-тематически-поурочный принцип планирования учебного материала, подчиненное задачам осуществления нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся, вооружения их знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание у школьников интереса и любви к искусству;

- усиление воспитательной направленности методических установок в тематике учебных занятий;

- внедрение системы межпредметных связей, обеспечивающих практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, на активное развитие у них сопереживания, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

В программе по классам дается примерное содержание каждого урока, примерный перечень заданий по основным видам работы (рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас). К беседам рекомендуется примерный перечень произведений искусства.

Четко выделены в программе знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся каждого класса к концу учебного года.

Учащимся предлагается использовать для творческих заданий разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

 

В помощь учителю авторский коллектив программы разработали учебник по ИЗО, переработанный в соответствии с современными общеобразовательными стандартами и программой по ИЗО для четырехлетней начальной школы. Первая часть учебника называется «Учимся рисовать» - посвящена практической стороне обучения школьников, основам ИЗО грамоты, рисования с натуры, тематическое рисование, живопись, композиция, лепка, декоративная работа, аппликация. Вторая часть «Волшебный мир» - из нее школьники узнают о видах и жанрах ИЗО искусства, о выдающихся русских художниках. К учебникам выпускаются рабочие тетради для 1-4 классов, а так же пособие для учителя, в котором даются краткие рекомендации по ведению урока

Реализация доступна специалистам различного уровня проф. подготовки.

 

 

3) Т. Я. Шпикалова: "Изобразительное искусство и художественный труд" (1-9 класс) Цель: формирование художественной культуры у учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями, развитие личности на основе целостной эстетической народной культуры. Содержание и средства: программа интегрирована на основе изо. Искусства, народного искусства и художественного труда. Содержание построено на основе ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Направлена на освоение основ художественного изображения народного искусства и ДПИ, а так же художественно-проектной деятельности. Для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно прикладного направления. Шпикалова Т. Я. - главная задача программы - способствовать воспитанию высокохудожественно - образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей задатков ребенка. Авторский коллектив программы соединяет в интегрированном курсе изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и песни, исходя из народного творчества. Структура программы не обычна, содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй - устному народному творчеству. Народное ДПИ включает следующие разделы учебного курса: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира, строение и виды; народный орнамент России, творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и ДПИ. Устное народное творчество включает следующие разделы: учебный материал для восприятия на слух; учебный материал для самостоятельного чтения; фольклорные праздники. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю предоставляется большие возможности для педагогического и художественного творчества при подготовке и проведении таких форм урочной работы как уроки обобщающего типа, уроки - праздники, как формы коллективной работы, уроки формотворчества и экспериментирования. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы младших школьников на уроках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: