В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов.




ТЕМА: Методика организации и проведения классных часов.

ПЛАН

Понятие «классный час», его задачи.

Функции классного часа.

Формы проведения классных часов.

Подготовка классного часа.

Проведение классного часа.

Понятие «классный час».

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. В.П.Сергеева

Классный час — это гибкая по составу форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Е. Н. Степанов

Исходя из названных определений классного часа можно выделить определенные черты:

· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков, познавательной и практико-созидательной деятельности.

5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

 

2. Функции классного часа:

Классный час выполняет ряд воспитательных функций: (Н.Е. Щуркова)

· просветительская (классный час позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены в учебных программах. Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Может быть, информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей, словом, обо всем, что волнует ребят). Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества».

· ориентирующая (обсуждение нравственных проблем и ценностей, т.е. формирование у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений). Примерные темы: «Кем Быть?», «Каким быть?»

· направляющая (эта функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения). Примерные темы: «Международный год ребенка» может завершиться принятием коллективного решения о сборе книг для малышей из Дома ребенка.

· формирующая (функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, в умении вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение).

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

 

Существуют следующие типы классного часа:

1.Нравственные классные часы, целями которых являются:

Ø Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

Ø Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

Ø Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;

Ø Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение)

2. Интеллектуально-познавательные классные часы, цели которых:

Ø Развитие познавательных интересов

Ø Развитие умений и способностей осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

3.Тематические классные часы нацелены на:

Ø Развитие кругозора учащихся

Ø Духовное развитие и формирование у детей интересов и духовных потребностей

4.Информационные классные часы направлены на:

Ø Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

Ø Применение знаний, полученных на уроках (например, москвоведения, природоведения)

Ø Формирование личностного отношения к происходящему в классе, школе, микрорайоне, городе, стране

Ø Развитие исследовательских умений

3. Формы проведения классных часов:

Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.

В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов.

1. Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.
Для продуктивного ведения спора можно предложить учащимся принять правила дискуссии.

2. Сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали — отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д.

 

3. Устный журнал — форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.

 

4. Социально-культурный проект — это самостоятельное исследование учащимися различных социально-значимых проблем и создание социально- значимого продукта.

В ходе классного часа могут использоваться элементы проектной деятельности.

 

5. Информационный классный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире), тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоев населения, профессионалов).

Основные формы работы во время информационного часа:

- газетные сообщения;

- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

- работа со словарем и справочной литературой;

- работа с политической картой;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

 

6. Классное собрание – проводится примерно раз в месяц. Обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе.

Беседа

Лекция

Игра

Конкурс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: