Определение эффективного объема производства общественных благ




Для достижения эффективного использования ресурсов общественные блага должны производиться в объёме, при котором (по известному правилу принятия оптимальных решёний) предельная выгода от потребления блага равняется предельным издержкам выпуска данного блага.

,где - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве ;

- предельные издержки производства, и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве

Спрос на общественные блага отличается от опроса на частные блага. Отличия проявляются в следующем.

Во-первых, чаще всего общественные блага, потребитель вынужден потреблять целиком. Все жители города пользуются одним объемом услуг по охране общественного порядка, санитарно - эпидемиологические службы, экологического надзора и др. Поэтому у всех потребителей эти индивидуальные количества равны.

,где - общий объём предложения общественного блага, - количество общественного блага, потребляемое i-м потребителем (i=1,2,….,n).

Во-вторых, все потребители получают выгоду от потребления одновременно. Это означает, что предельная, общественная выгода от потребления дополни­тельной единицы общественного блага получается путем суммирования инди­видуальных предельных выгод потребителей.

где - предельная социальная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, - предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная i-м потребителем.

Графически названную особенность спроса можно представить в виде верти­кального суммирования индивидуальных кривых спроса. Последние отражают индивидуальную готовность потребителей оплатить общественное благо.

(см. граф.3)

Таким образом, можно однозначно определить оптимальный объем общественных благ, которые графически показан точкой пересечения графиков кривой спроса на общественное благо, совпадающей с кривой предельной социальной выгоды (MSB), и кривой предложения общественного блага (MC). Оптимальный объем предложения общественного блага - Qs (см.граф.4).

Представленная выше модель определения оптимального объема общественных благ абстрактна. Мы отвлекаемся от вопроса о том, как покрываются издержки на производство общественных благ и как формируются общественные предпочтения. В какой мере можно распределить "обязательства" государства и рынка в производстве таких благ? Не менее сложен вопрос общественного выбора.

Рынок неспособен обеспечить оптимальный объем общественных благ в силу свойств неконкурентности и неисключаемости. Воспроизводство частных благ осуществляется в рамках рыночного механизма, а воспроизводство чисто общественных - через государственное регулирование, бюджетное финансирование. Но существуют смешанные блага, которые экономисты часто называют условно общественными благам, так как с изменением условий воспроизводства они переходят из одной категории в другую. Степень неконкурентности или неисключаемости зависит от многих факторов: от харак­тера рыночных условий, от развития рыночной инфраструктуры, от эффектив­ности законодательства (рынка прав), от уровня развития технологии.

"Условность" общественных благ дает возможность воспроизводить общественные блага в рамках рыночного механизма. Так, если доступ к чистым благам ограничить, они становятся смешанными благами I. Несмотря на то, что потребление их происходит коллективно, проблемы "безбилетников" не возникает. Поэтому такие блага могут производиться в частном секторе. В качестве примера можно назвать услуги сети "Интернет" или шоу - бизнеса, процветающих на рыночных началах.

Если смешанные блага II начинают обладать достаточной исключаемостью, то через уровень цен можно регулировать количество потребителей. Такая ситуация возможна, когда количество потребителей достигает опреде­ленной пограничной величины, потребление общественного блага "перегру­жается". Например: библиотечные, и лекционные залы, общественный транспорт, автомобильные дороги, общественные пастбища и выгоны, популяции рыбы или животных в местах ловли, или охоты и т.д. Они используются без проблем при количестве потребителей, не превышающем их нормальную вместимость. Если потребление общественного блага достигает величины перегрузки, вводится система продажи лицензий на отлов рыбы или отстрел животных, или создается рынок прав на загрязнение атмосферы с определением квоты на выброс загрязнений. Используют прием, который называется пакетированием (увязыванием). Потребление общественного блага увязывают с потреб­лением блага, которое достаточно исключаемо, в единый пакет. Так, пользо­вание дорогами увязывается с покупкой услуг автосервиса.

Если степень исключаемости недостаточна для участия в рыночном секторе, такие блага производятся в государственном секторе, а издержки на их производство покрываются за счет государственного бюджета. Иногда государство устанавливает специальные налоги или сборы, которые направленны на воспроизводство тех или иных общественных благ: налог на воспроизводство природных ресурсов, налог на воду, курортный налог, налог с автотранспортных средств и др.

Заметим, что не все производимые государственным сектором блага являются чисто общественными. Некоторые из них могли бы воспроизводиться в частном секторе (здравоохранение, образование, культура}. Они произво­дятся преимущественно в государственном секторе по разным причинам, но самая веская - это существование высокого уровня положительных внешних эффектов от потребления таких благ. Если их производить только в част­ном секторе, то это приведет к устойчивому их недопроизводству.

Предмет и содержание макроэкономической теории. Функции макроэкономики. Макроэкономическая теория и экономическая политика. Экономические цели общества

Макроэкономика, микроэкономика, а также мезо- и мегаэкономика, являются составными частями единой экономической теории.

Макроэкономика – это раздел экономической теории, исследующий, как функционирует экономическая система в целом, т.е. условия, факторы и результаты развития национальной экономики. Макроэкономика изучает массовые явления или силы, которые в своей совокупности определяют производство, распределение, обмен и потребление в масштабах общества в целом, в рамках государства.

Макроэкономика изучает совокупные (народнохозяйственные) экономические потребности, складывающиеся в той или иной стране в результате массовых взаимодействий фирм и домохозяйств, производителей и потребителей, государственного и негосударственного секторов, производственной и непроизводственной сфер, товарного, денежного и факторного рынков.

Как в микро-, так и в макроэкономике тип потребности определяет и тип блага. Так, деление потребностей на первичные (пища, одежда, жилище и т.д.) и вторичные (духовные, культурные и т.д.) делает необходимым подразделение всей совокупности производимых в макроэкономике благ на первичные и вторичные.

В макроэкономике блага также бывают неограниченными (воздушная масса как таковая, совокупность вод Мирового океана и т.п.) и ограниченными (их называют экономическими благами).

По своей материальной форме совокупность экономических благ подразделяют на вещи (продукты, представленные в предметной форме) и услуги (представлены в виде полезного эффекта).

Совокупность экономических благ также подразделяют на долговременные (блага многоразового использования, например, дома, автомобили, бытовая техника и т.п.) и недолговременные (разовые блага, которые исчезают в момент потребления, например, хлеб, мясо, спички и т.п.).

Макроэкономические блага делят и на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные блага); настоящие (экономические блага, эффект ценности которых может быть получен сегодня) и будущие (эффект ценности которых может быть получен в перспективе). В макроэкономике, как и в микроэкономике, настоящие блага стоят (ценятся) дороже, чем будущие, ибо предполагается, что они совершают экономический кругооборот, принося различные виды доходов их владельцам.

В макро-, как и в микроэкономике, для получения благ необходимы источники или средства их производства. Такого рода блага называются (в силу их ограниченности) экономическими ресурсами. Задействованные в производстве макроэкономические ресурсы называются национальными факторами производства.

Из курса по экономической теории, а также из реальной практики известно, что большинство видов наличных ресурсов ограничено. Свойство ограниченности ресурсов означает, что их меньше, чем необходимо для удовлетворения совокупности предъявляемых потребностей общества при данном уровне экономического развития.

Макроэкономические блага и ресурсы являются двумя взаимосвязанными потоками. Общей моделью их взаимосвязи выступает производственная функция:

Q = f (F1, F2, …, Fn),

где Q – совокупный объем производства экономических благ; F1, F2, …, Fn – совокупность используемых факторов производства (экономических ресурсов).

Поскольку макроэкономические потребности, блага и ресурсы весьма многообразны, то народное хозяйство постоянно находится в состоянии выбора. Эффективность (рациональность, оптимальность) макроэкономического выбора определяется многими обстоятельствами, среди которых:

  • Уровень экономического развития страны;
  • Уровень образования и культуры граждан;
  • Степень развития предпринимательских способностей;
  • Наличие естественных ресурсов;
  • Уровень развития институциональных сил общества (традиций, государства, объединений предпринимателей и работников и т.п.) и т.д.

Специфика макроэкономики как составной части экономической теории состоит в том, что она:

  • Изучает общие основы (складывающиеся как закономерности) функционирования народного хозяйства как целого (т.е. макроэкономика как целое не сводится к сумме ее частей, а обладает такими качественными признаками, которых нет ни у одной отдельно взятой части и через это оказывает предопределяющее влияние на тенденции хозяйственного развития всех участников экономических отношений);
  • Исследует общенациональное состояние хозяйственных отношений между однородными группами их участников по наиболее крупным блокам (фазам): производству, распределению, обмену и потреблению экономических ресурсов и благ;
  • Систематизирует знания, касающиеся национальной экономики в целом и в целях их практического применения (через инструменты макроэкономической политики) для принятия рациональных хозяйственных решений фирмами, домашними хозяйствами и государством.

В зависимости от качества, способа, значимости и целей включения в макроэкономическую теорию различных элементов национальной хозяйственной жизни, в составе ее предмета выделают следующие основные направления (объекты) исследований:

  • Хозяйственная жизнь того или иного общества в целом;
  • Причины, виды и механизмы возникновения ограниченности ресурсов на макроуровне;
  • Формы, структуры и результативность функционирования макроэкономики;
  • Общественная полезность совокупности макроэкономических благ;
  • Макроэкономические механизмы и результаты распределения благ;
  • Социально оформленные макроэкономические интересы участников хозяйственной системы.

Следует учитывать соотношение понятий макроэкономической теории и макроэкономики. Их можно считать тождественными тогда, когда речь идет как синонимы термина «экономическая наука». Если же под макроэкономикой понимается все народное хозяйство как объективная реальность, то тождественность отсутствует. В этом случае макроэкономическая теория выступает отражением этой реальности в научном сознании в виде моделируемой системы знаний, зафиксированной в форме понятий, схем, формул, графиков, методов, моделей и т.д., т.е. в различных фиксируемых с помощью знаковых систем источниках информации.

Макроэкономика является концептуальной наукой, что вытекает из специфики ее предмета: ни в одном другом разделе экономической теории нет такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы. Кроме того, функционирование экономики как единого целого обладает такой особенностью, как эмерджентность, т.е. несводимость характерных черт системы в целом к свойствам образующих ее элементов. Примером такой несводимости может служить обоснованный Дж. М. Кейнсом «парадокс сбережений», согласно которому рост сбережений отражает рост величины имущества отдельных субъектов, но не приводит к увеличению богатства всей нации. Поэтому, если в микроэкономике цели и критерии функционирования экономического субъекта достаточно четко определены и легко формализуются, то в макроэкономике это сделать однозначным образом просто невозможно.

Несмотря на относительную самостоятельность микроэкономики и макроэкономики, их выводы о сущности экономических явлений, процессов и закономерностей часто дополняют друг друга.

Являясь составной частью экономической теории, макроэкономика выполняет все ее функции, главными из которых являются:

  • Познавательная (изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений);
  • Практическая (рекомендации по экономической политике на основе анализа подходов к решению макроэкономических проблем);
  • Прогностическая (выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры);
  • Воспитательная (формирование экономического мышления, определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества).

Реализация отмеченных функций означает, что макроэкономика, как и экономическая теория в целом, должна не только объяснить суть исследуемых явлений и дать прогноз их развития, но и выявить возможности людей влиять на ход событий. Поэтому и экономическая теория, и макроэкономика как ее раздел оказывают непосредственное воздействие на экономическую политику.

Практическое применение макроэкономических знаний выступает основой формирования рационального экономического мышления и, как следствие, значимым фактором конкурентоспособности в современных рыночных системах. Это делает макроэкономическую теорию чрезвычайно полезной для всех экономических агентов (домашних хозяйств, фирм и государства). Хотя практическое осуществление экономических решений происходит на различных уровнях хозяйственной жизни, наиболее серьезные последствия неправильно принятых решений заметны именно в макроэкономике.

В целях снижения риска наступления масштабных (глобальных) отрицательных хозяйственных последствий для общества на всех уровнях деятельности разрабатывается экономическая политика. Наиболее сложным уровнем является макроэкономическая политика. Она представляет собой деятельность государства и его институтов (как законодательных, так и исполнительных), определяемая совокупностью обстоятельств (стадия развития общества, уровень познания реалий хозяйственной жизни, качество смешанной экономики, состояние правовой среды, уровень конкурентоспособности, фаза экономического цикла, характеристики человеческого капитала, традиции, опыт и т.д.), направленная на создание благоприятных условий для принятия всеми участниками разнообразных рынков рациональных (оптимальных) хозяйственных решений.

Макроэкономическая теория изучает и описывает способы рационального экономического выбора, полезные сообществу взаимодействующих домохозяйств, фирм и государства, в то время как макроэкономическая политика – это уже область принятия и реализации массовых технологий общественных действий, в результате чего сама реальная макроэкономика приобретает то или иное качество.

В современных условиях особое значение имеют такие направления макроэкономической политики, как денежно-кредитная, финансовая и фискальная, политика в области занятости и безработицы, инвестиционная, экономического роста, технологическая, структурная, благосостояния, внешнеэкономическая и т.д.

Макроэкономическая политика предполагает необходимость достижения определенных экономических целей общества. В данном случае цель – это оценочное суждение, принятое в настоящее время за норму желаемого состояния какого-либо общехозяйственного процесса.

В числе основных экономических целей общества принято выделять следующие:

  • Экономический рост – желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или, проще говоря, более высокий уровень жизни;
  • Оптимальная занятость – подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать;
  • Экономическая эффективность – нужно получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов;
  • Стабильный уровень цен – необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции;
  • Экономическая свобода – все должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы;
  • Справедливое распределение доходов – ни одна группа граждан не должна пребывать в крайне нищете, когда другие граждане купаются в роскоши;
  • Экономическая обеспеченность граждан – следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев;
  • Внешнеторговый баланс – необходимо стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: