УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕРЕВОДА
УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заседанием кафедры проректор по учебно-методической
Протокол № __ от __________ работе
Заведующий кафедрой ________________________ ____________М.С.Пестова «__»_______________2010 г.
РОССИЯ И ВОСТОК:
ПРОБЛЕМЫОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР
Учебная программа для студентов
Специальности 031202 «Перевод и переводоведение»
Автор: д.и.н., доцент Е.В. Алексеева
Ответственный редактор: М.С. Пестова
Екатеринбург, 2010
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Курс “Россия и Восток: проблемы общения и взаимодействия культур” регионального компонента цикла ДС учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями ГОС ВПО второго поколения по специальности «Перевод и переводоведение», предназначен для студентов отделения иностранных языков всех форм обучения по специальности 031202 «Перевод и переводоведение».
Основное внимание в курсе, посвященном истории складывания и развития взаимоотношений России со странами Востока, сосредоточено на проникновении и распространении в России разнообразных элементов и систем организации общества, хозяйственных и военных технологий, культуры, быта, языка, пришедших к нам с Востока. Понимание механизмов восприятия и результатов адаптации инокультурных реалий российским обществом, в том числе, лингвистических, являются необходимым фундаментом подготовки разносторонне развитых, квалифицированных переводчиков.
Предлагаемый курс, объемлющий как введение в общефилософский дискурс по проблеме «Россия и Восток», так и изучение широкого спектра конкретных направлений межкультурного взаимодействия России и стран Востока на протяжении длительного исторического периода (с древности до современности), направлен на овладение историческим контекстом и методом его анализа, на расширение общелингвистической компетенции и эрудиции студентов.
Цель и задачи дисциплины
Цель курса - формирование комплекса знаний об основных этапах, движущих силах и результатах межкультурного взаимодействия народов России и некоторых стран Востока с древности до современности.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
· ознакомление с основными подходами отечественных исследователей к осмыслению проблемы «Россия и Восток»;
· усвоение знаний о культурных кругах и их составляющих, распространявшихся на Русь и Россию с Востока;
· изучение системы конкретных прецедентов заимствования восточного опыта в основных сферах общественной жизни и деятельности.
1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По завершении курса «Россия и Восток: проблемы общения и взаимодействия культур» студент должен
знать:
· базовые концепции общественно-философского дискурса по проблеме «Россия и Восток»;
· суть диффузионистского подхода к изучению межкультурных контактов;
· ключевые этапы отношений России и рассматриваемых стран Востока;
· основные результаты их взаимодействия;
· даты важнейших событий из истории взаимоотношений России и восточных стран.
уметь:
· владеть конкретным историческим материалом и методом его интерпретации;
· прорабатывать конкретные вопросы по теме курса в докладах, представляемых на обсуждение в семинарах.
быть ознакомленным:
· с разнообразием подходов к рассмотрению проблемы «Россия и Восток» и ее отдельных аспектов;
· с содержательными и техническими возможностями проработки курса;
· с требованиями к написанию докладов.
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2.1. Очная форма обучения
Общее количество часов 86
в том числе:
аудиторных занятий 44
- лекций 32
- семинаров 12
самостоятельных работ 42
Отчетность: зачет
№ | Наименование темы | Количество часов | Из них | ||||
лекции | семинарские занятия | практические занятия | лабораторная работа | внеаудиторная работа | |||
Тема 1. Введение в курс. | |||||||
Тема 2. Ранние контакты народов Востока и славян. | |||||||
Тема 3. Византийский культурный круг. | |||||||
Тема 4. Монгольский культурный круг. | |||||||
Тема 5. Турецкий культурный круг. | |||||||
Тема 6. Китайский культурный круг. | |||||||
Темы семинаров | |||||||
Тема 1. Византийское наследие в русской истории. | |||||||
Тема 2.Монголо-татарское воздействие на Русь. | |||||||
Тема 3. Россия и Китай: исторические и современные аспекты взаимодействия. | |||||||
ВСЕГО: | - | - |
Очно-заочная форма обучения
Общее количество часов 86
в том числе:
аудиторных занятий 18
самостоятельных работ 68
Отчетность: зачет
№ | Наименование темы | Количество часов | Из них | ||||
лекции | семинарские занятия | практические занятия | лабораторная работа | внеаудиторная работа | |||
Тема 1. Введение в курс. | |||||||
Тема 2. Ранние контакты народов Востока и славян. | |||||||
Тема 3. Византийский культурный круг. | |||||||
Тема 4. Монгольский культурный круг. | |||||||
Тема 5. Турецкий культурный круг. | |||||||
Тема 6. Китайский культурный круг. | |||||||
Темы семинаров | |||||||
Тема 1. Византийское наследие в русской истории. | |||||||
Тема 2.Монголо-татарское воздействие на Русь. | |||||||
ВСЕГО: | - | - |
3. ПРОГРАММА КУРСА
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в курс. Понятие "Востока" как социокультурной оппозиции "Запада". Проблема «Россия и Восток» в российской общественной мысли XIX и XX веков. К.Н. Леонтьев. Исмаил Бей Гаспринский. С.М. Соловьев. В.С. Соловьев. Евразийство. Э. Хара-Даван. Л.Н. Гумилев. О. Сулейменов. А.Г. Дугин.
Тема 2. Ранние контакты народов Востока и славян. Скифский культурный комплекс. Скифские (восточноиранские) заимствования в славянских языках. Эпоха Великого переселения народов. Гунны, авары. Хазарский каганат. Взаимодействие культур аланов и славян. Память о хазарах в русских былинах. Киевская Русь – наследница Хазарского каганата в его западных землях.
Тема 3. Византийский культурный круг. Экономическое и культурное значение «пути из варяг в греки» для развития Древней Руси. Первые известные случаи крещения русских вождей. Установление политических связей между Русью и Византией. Тяжелая кавалерия Византии. Преобразование русских дружин по византийской модели. Русские военные походы на Византию. Крещение княгини Ольги. Крещение князя Владимира. Подражание византийскому самодержавию. Значение матримониальных связей русского княжеского двора с византийскими императорами для русского государства. Оформление церковной организации новой Русской епархии как митрополии Константинопольского Патриархата. Паломничество русских христиан к святыням Константинополя. Эволюция русско-византийских отношений от военно-политических, дипломатических и экономических столкновений и союзов к преимущественно церковным связям и культурному взаимодействию. Ослабление русско-византийских связей во второй половине XIII в. Усиление роли Константинопольского Патриархата в решении вопросов русской церковной жизни и духовного влияния Византии на Русь в 1370–1380-х гг. Брак племянницы последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зои и великого князя Иоанна III Васильевича (1472). Византийские элементы в сфере делопроизводства и монетного дела. Византийские образцы в русском градостроительстве. Возникновение славянской письменности, развитие древнерусской книжности. Византийское влияние на Руси в области государственного управления, законодательства, дипломатии, военного и морского дела, в искусстве, строительстве, ремеслах, технике, торговле, музыке, пении, одежде, быту. Византийская традиция на северо-востоке Руси. Андрей Боголюбский. Слова, вошедшие в русский язык непосредственно из греческого языка византийской эпохи.
Тема 3. Монгольский культурный круг. Рефлексирующий лук, элементы оборонительного вооружения, конно-стрелковая военная тактика и применение пороха. Монгольская экспансия. Московская Русь как провинция Великой Монгольской Империи. Положительные и отрицательные стороны монгольского периода. Влияние монгольского владычества на объединение русских княжеств в Московское царство и основные элементы московской государственности. Организация почтовых трактов, ямской повинности населения, общая перепись населения в фискальных целях, введение однообразного военно-административного устройства и податного обложения по десятичной системе, рекруты, государственные мастерские. Влияние военного искусства монголов на боевые приемы и образ действия на войне русских и казачьих войск, заимствование снаряжения и вооружения. Положение русской церкви во время монгольского владычества. Межэтнические родственные связи русских и монголо-татар. Заимствование элементов архитектуры Золотой Орды. Распространение восточных обычаев на Руси под влиянием монголов. Обычай местничества. Элементы новой культуры и быта. Заимствования в сфере торговли, ремесел, технологий, инструментов, быта, одежды. Теремной быт и затворничество русской женщины как порождение Востока. Отражение монголо-туранского психологического типа в русском национальном характере. Восточное влияние на певческую и танцевальную традиции, эпос. Лингвистические заимствования монгольского периода в русском языке.
Тема 4. Турецкий культурный круг. Османская артиллерия как основа завоеваний. Главные элементы османской диффузионной волны. Турецкий «тимар» как модель для создания поместной системы на Руси. Сходство русской и турецкой поместных систем. Использование Иваном III османского обычая "вывода" при покорении Новгорода. Влияние турецкой законодательной традиции и традиционного восточного права на Судебник 1497 г. Этатистское самодержавие. Преобладание государственной собственности. Близость представлений Ивана IV об идеальном государстве и внутреннего строя Османского государства времен Сулеймана Великолепного. Правление Ивана Грозного - время перенимания турецких порядков. Влияние проекта И. Пересветова на военные реформы Ивана Грозного. Создание стрелецкого войска. Использование на Руси фитильных ружей турецкой конструкции. Разделение государства на «опричнину» и «земщину». Привязка русской системы мер и монет к турецкой.
Тема 5. Китайский культурный круг. Китайские компоненты монгольского завоевания Руси (государственная система, технологии (чугунное литье, фаянс), порох, заимствование сельскохозяйственных орудий, строительство, одежда, быт). Первые попытки установления русско-китайских отношений в XVII в. и их результаты. Посольства И. Петлина, Ф. Байкова, Н. Спафария. Содержание и значение русско-китайских договоров: Нерчинского (1689), Кяхтинского (1727), Айгуньского (1858), Пекинского (1860). Чайная торговля. Китайские рабочие в дореволюционной России. Советско-китайские политические, экономические, культурные отношения. Пограничный конфликт за о. Даманский на реке Уссури и при Жаланашколь в Туркестане. Конфронтация 1960-1970 - х гг. Новый договор «О дружбе» 2001 г. Ратификация Дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской границе на ее Восточной части (2005 г.). Анализ современной китайской демографической экспансии. Китайские рабочие, студенты, туристы, торговцы в современной России. Россияне в Китае. Обращение к китайскому опыту экономических реформ. Популярность фэншуй, традиционной китайской медицины, китайских боевых искусств в России.
ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ЗАЧЕТУ И САМОПРОВЕРКИ
1. Проблема «Россия и Восток» в отечественной общественной мысли.
2. Проникновение православного христианства из Византии на Русь и крещение Руси: обстоятельства и значение для государственного и культурного развития.
3. Воздействие византийской цивилизации на древнерусскую литературу.
4. Византийское влияние на развитие древнерусского искусства.
5. Экономические и династические связи Византии и Руси.
6. Лингвистические заимствования из Византии.
7. Значение монголо-татарского владычества для развития Русского государства.
8. Монголо-татарское влияние на повседневный русский быт.
9. Монголо-татарское наследие в искусстве.
10. Тюркизмы в русском языке.
11. Турецкие аналоги поместной системы Руси.
12. Перенимание элементов турецких традиций государственного управления при Иване IV.
13. Прошлое и настоящее торгово-экономических отношений России и Китая.
14. Эволюция политических взаимоотношений России и Китая.
15. Китайская культура в России.
16. Демографические аспекты русско-китайских взаимосвязей.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Основная литература
1. Вагнер Г. К. Византия и Русь. М. 1989.
2. Макаров Н. А. Русь в XIII веке: характер культурных изменений // Макаров Н. А.,. Чернецов А. В. (ред.) Русь в XIII веке. Древности темного времени. М.: Наука, 2003. (с. 5-11).
3. МейендорфИ. ,прот. Византия и Московская Русь. СПб., 1990.
4. Мясников В.С. Империя Цин и Русское государство в ХVII в. М., 1980.
5. Нефедов С. А. История России. Факторный анализ. Т. I. Екатеринбург: УГГУ, 2009. 247 с.
4.2. Дополнительная литература
1. АверинцевС. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7. С. 210–220; № 9. С. 227–239.
2. Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001.
3. Баскаков Н.А. Тюркская лексика в 'Слове о полку Игореве'. М., 1985.
4. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь-Москва, 1997.
5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
6. Кульпин Э.С. Золотая Орда. Проблемы генезиса Российского государства. М., 2006.
7. Ланда Р.Г. Россия и ислам: взаимодействие культур // Восток. 2000. №5.
8. Оболенский Д. Связи между Византией и Русью в XI–XV вв. М., 1970.
9. Петрухин В.Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей // Хазары. Т.16. Москва-Иерусалим, 2005.
10. Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978.
11. Су Фэнлинь. История культурных отношений Китая с Россией до середины XIX в. // Восток-Запад. Историко-культурный альманах. 2000. С. 61.
12. Тихвинский С.Л. Китай и всемирная история. М.: Наука, 1988.
4.3. Иные информационные ресурсы
1. Презентации курса лекций
2. Электронная хрестоматия «Россия и Восток: проблемы общения и взаимодействия культур».
4.4. Периодические издания
1. Журнал «Oriens»/Восток.
2. Журнал "Азия и Африка сегодня".
4.5. Сайты
https://vostokoriens.ru
https://www.asia-africa.ru
https://www.east.cyxa.net/wen.htm
https://www.hronos.km.ru/
https://www.istrodina.com/ (Журнал «Родина» №6 /2005)