Классификация игр и основы методики




Методика обучения технике вольной борьбы

Актуальность исследования. Подготовка борцов высокой квалификации невозможна без одной из ее составных частей – методики на­чального обучения. Проблемам юношеского спорта посвящено достаточно много исследований, и все же вопросы управле­ния подготовкой юных борцов остаются недостаточно изученными.

Методика и организация процесса подготов­ки должны совершенствоваться на основе иссле­дований соревновательной деятельности и спор­тивного мастерства, по принципу первичности соревнований и вторичности тренировки (Де­мин В.А., 1974; Новиков А.А., Пилоян Р.А.,1976; Шахмурадов Ю.А., 1997). Суть в том, что качество тренировочного процес­са можно значительно повысить, если подойти к его построению через познание соревновательной деятельности спортсменов высокой квалифи­кации.

В последние годы происходят сущест­венные изменения в содержании соревновательной схватки, регламенте соревнований; измени­лись представления об особенностях обучения детей сложным тактико-техническим действиям, о методике подготовки высококвалифицированных спортсменов. В современной борьбе сократилось время схватки, процесс борьбы стал проходить быстрее и активнее, поощряются не­прерывные атакующие действия. Это требует от борцов быстрейшего решения так­тико-технических задач и применения определен­ных атакующих комбинационных действий. Однако отмечается, что существующая методика технико-тактической подготовки недостаточно учитывает требования современной борьбы (Новиков А.А., 2003; Шахмурадов Ю.А., 1997).

Цель исследования. Совершенствование методики обучения борцов-юношей технике вольной борьбы в соответствии с условиями соревновательной деятельности.

Гипотеза исследования. Предполагается, что совершенствование методики обучения технике борьбы с учетом современных требований соревновательной деятельности позволит повысить результативность выступлений юных борцов на соревнованиях.

Предмет исследования. Средства и методы обучения юношей технике вольной борьбы в соответствии с современными требованиями соревновательной деятельности.

Задачи исследования.

1. Выявить наиболее часто выполняемые технико-тактические действия в условиях соревнований и определить особенности соревновательной деятельности, определяемые эволюцией правил вольной борьбы.

2. Разработать методику обучения технике вольной борьбы, учитывающую особенности соревновательной деятельности.

3. Экспериментально определить эффективность разработанной методики обучения технике вольной борьбы.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогические наблюдения; опрос (беседа, анкетирование); анализ соревновательной деятельности борцов; тестирование физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы математико-статистической обработки результатов исследований.

Теоретико-методологической основой исследования являются: 1) современные концепции теории и методики физической культуры и спорта (Платонов В.Н., 1989; Матвеев Л.П., 1998; Новиков А.А., 2000; Калмыков С.В., 1994-2005; Демин В.А., 1975; Шахмурадов Ю.А., 1997; Гаськов А.В., 1999, 2000; Юшков О.П., 1994 и др.); 2) теория совершенствования подготовки спортсменов на основе синтеза достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта (Калмыков С.В., 1993-2000).

Обоснованность и достоверность результатов обеспечена опорой на фундаментальные исследования в области теории и практики спорта, четким логическим обоснованием и практическим использованием широкого комплекса педагогических, математико-статистических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, достаточной продолжительностью, воспроизводимостью и контролируемостью экспериментов, корректностью математической обработки экспериментального материала и репрезентативным объемом выборки.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

- показано влияние правил на соревновательную деятельность в спортивной борьбе и выявлены тенденции ее развития, обусловленные необходимостью повышения зрелищности, заключающиеся в сокращении продолжительности и возрастании интенсивности схваток, изменении структуры соревновательного арсенала технико-тактических действий, формулы поединков и регламента соревнований;

- разработана методика технико-тактической подготовки борцов 1-3 годов обучения с учетом требований соревновательной деятельности в современной спортивной борьбе.

В целом, полученные данные дополняют знания в области теории и методики подготовки спортсменов-единоборцев.

Положения, выносимые на защиту. Методика обучения технике вольной борьбы, разработанная с учетом возросших требований к ведению соревновательного противоборства, определяемых правилами соревнований.

Практическая значимость. Выводы и основные положения исследования направлены на повышение качества подготовки борцов различной квалификации. Непосредственное прикладное значение состоит в разработке и внедрении теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики обучения в систему подготовки борцов групп начальной подготовки ДЮСШ Улан-Удэ и Бурятии.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждены на заседаниях кафедр ТОФВ и физического воспитания БГУ (2001-2007 гг.); семинарах тренеров Бурятии (2004-2007 гг.); научно-практических конференциях различного уровня (Чита, 1999; Улан-Удэ, 2000-2007). Теоретические и практические результаты исследований раскрыты в 23 публикациях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Ее содержание изложено на 129 страницах машинописного текста. Работа содержит 15 таблиц и 3 рисунка. Библиографический раздел содержит 184 источника отечественных и зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

С целью обоснования экспериментальных исследований по совершенствованию методики обучения технике вольной борьбы проведен анализ соревновательных поединков и тренировочного процесса борцов различной квалификации.

Определено, что в соответствии с современной моделью спортивного противоборства в вольной борьбе, отражающей особенности и требования со­ревновательной деятельности, а также тенденции в практике су­действа, борец должен: 1) обладать широким арсеналом технико-тактических действий, с надежной защитой и контратакующими дей­ствиями от захвата ног; 2) эффективно выполнять броски с большой амплитудой; 3) уметь удерживать соперника в опасном положении и класть его на лопатки; 4) уметь реализовывать стандартные ситуации (зах­ват ноги, захват туловища сзади в стойке и партере, борь­ба в партере); 5) уметь бороться в обоюдном скрестном захвате; 6) уметь вести схватки на высоком функциональном уровне в экстремальных условиях; 7) атаковать соперника с интервалом 15-25 с; 8) владеть тактикой активной борьбы за захват и пло­щадь ковра; 9) уметь тактически закреплять преимущество за счет активного маневра, сковывания соперника захватами (кистей рук, головы сверху, руки сбоку снизу и другими захватами в стойке и партере).

Таким образом, в результате предварительных исследований выявлены резервы дальнейшего совершенствования методики обучения технике вольной борьбы приведением ее содержания в соответствие с изменившимися требованиям соревновательной деятельности.

Несмотря на сужение и обеднение соревновательного технико-тактического арсенала современной вольной борьбы, количество приемов ее базовой техники не должно сокращаться.

Таким образом, методика обучения базовой технике вольной борьбы включает в себя изучение: 1) элементов техники и тактики: а) основных положений борца; б) элементов маневрирования; в) атакующих и блокирующих захватов; 2) технику борьбы в стойке и партере. Партер – перевороты скручиванием, забеганием, переходом, перекатом, разгибанием и их комбинации. Стойка – сваливания сбиванием, броски наклоном, поворотом (мельница), подворотом, прогибом, нырком и их комбинации.

В первый год производилось обучение в стойке: 1) переводам рывком за руку с подсечкой; 2) переводам нырком захватом руки и бедра; 3) сваливаниям сбиванием захватом разноименной ноги с переходом захватом двух ног. В процессе обучения объяснение выполняется в следующем порядке: начало атаки, захват, подведение собственной опоры к общему центру массы, отрыв, полет и опрокидывание (приземление). Партер: 1) переворот скручиванием захватом дальней руки и ближней голени; переворот забеганием захватом руки на «ключ»; переворот накатом захватом туловища.

Второй год обучения. Стойка: 1) бросок наклоном захватом ног; 2) бросок поворотом захватом руки и одноименной ноги («мельница»); 3) бросок подворотом захватом руки и шеи. Партер: 1) переворот скрестным захватом голеней; 2) переворот переходом ножницами с захватом подбородка; переворот перекатом захватом шеи с ближним бедром.

Третий год обучения. Стойка: 1) бросок вращением захватом руки сверху; 2) бросок прогибом захватом руки и туловища; 3) передняя подножка захватом плеча снизу и руки. Партер: 1) переворот прогибом обратным захватом дальнего бедра; 2) бросок наклоном захватом плеча и бедра с зацепом дальней ноги; 3) выход наверх выседом.

Технико-тактические действия (комбинации):

1.Перевороты – скручиванием, забеганием, переходом, накатом, прогибом. 2.Броски – накатом, наклоном, прогибом. 3.Выход наверх выседом.

В качестве основания для классификации базовых приемов в стойке и партере выбраны следующие признаки;

1.Части тела, выполняющие основные атакующие движения, по отношению к телу соперника (простота выполнения смысловой структуры приема).

2.Приемы реализуются по баллам и туше (вариативность, значимость, надежность, эффективность).

3.Тип вращения, определяемый захватом, где группы бросков (поворотом, поворотом, сбиванием, наклоном и т.д.) принимаются за самостоятельные единицы.

Именно захват определяет тип вращения и является началом проведения приема. При эффективности основных захватов приемы реализуются высокими баллами или победой на туше.

В программе предлагается для изучения ежегодно по 6 атакующих действий в стойке и партере. Таким образом, за 3 года обучения юные борцы должны овладеть восемнадцатью такими приемами. Следует оговориться: в учебно-тренировочном процессе осваивать прием необходимо одновременно со способами тактической подготовки и рассматривать их как единое целое действие.

Приемы рассматриваются нами по фазам, так как при анализе выполняемого учеником атакующего действия тренеру легче найти ошибки в его структуре, а именно: от исходного положения до захвата, от захвата до начала атаки, от начала атаки до подведения собственной опоры под общий центр массы соперника, от подведения собственной опоры под общий центр масс до отрыва, от отрыва до опрокидывания (приземления). Такой подход позволяет оптимизировать процесс обучения, тем самым, повышая эффективность управления им.

Методика формирования навыков и умений ведения единоборства. Данная методика направлена на привитие прочных навыков использования начальных и подготовительных дей­ствий на фоне высокого эмоционального возбуждения, харак­терного для игровых условий (формирование двигательного багажа, координацион­ных способностей и развитие специальных физических качеств).

Непосредственно методика применялась для формирования конкретных навыков и умений: 1) сохранения статический и динамической устойчивости в условиях противоборства; борьбы за захват; сохранения (удержания) захватов; освобождения от захватов; уклонения (ухода) от захватов, их разрыва; 2) овладение простейшими элементами тактики борьбы; 3) воспитание волевых качеств.

В процессе обучения осваивались навыки выполнения следующих операций: а) быстро и надежно осуществлять зах­ват; б) быстро перемещаться; в) предотвращать осуществление захвата соперником и своевременно освобождаться от него; г) выво­дить из равновесия; д) сковывать действия и быстрым маневрированием завоевывать предпочтительную позицию для дос­тижения преимущества (в дальнейшем – возможной атаки); е) вынуждать отступать соперника теснением по ковру в захвате; ж) готовиться к необычному началу поединка, который может пре­рываться и возобновляться по ходу схватки несколько раз (воз­можно, в худших условиях для одного из борющихся).

Игры в касания

Определение победителя: тот, кто быстрее коснется определенной части тела партнера. Формируются разнообразные движения и действия, присущие реальному соревновательному поединку. Развиваются качества и навыки: видеть партнера, распреде­лять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, твор­чески решать двигательные задачи.

Основными для касания являются следующие 14 точек (табл. 1).

Таблица 1

Номера заданий для игр в касания

Место касания Способы касания руками
любой правой левой обеими
  Затылок        
2. Спина        
3. Поясница        
4. Передняя часть живота        
5. Левая часть живота        
6. Левая подмышечная впадина        
7. Левое плечо        
8. Правая часть живота        
9. Правая подмышечная впадина        
10. Правое плечо        
11. Левое бедро        
12. Левая голень        
13. Правое бедро        
14. Правая голень        

Примечание: по вертикали обозначены места касания; по горизонтали – способы касания; все игры помечены цифрами от 1 до 56.

Пример определения задания. Цифра 33 говорит о том, что оба игрока получают одно и то же задание – первым коснуться правой рукой правого плеча партнера.

Также партнерам давались разные задания. На­пример, борец А получает задание коснуться затылка партнера Б лю­бой рукой (1), борец Б – коснуться левой рукой поясницы партнера А (20). В том случае запись игры выглядит следующим образом: А1 – Б20.

Наблюдения показали, что игры в касания постепенно подводят занимающихся к выбору выгодной позиции, позы для достижения успеха, подбору сво­ей стойки. Как правило, новички стремятся держать дальше от соперника ту часть тела, которой он должен коснуться и сосредотачивают внимание на определенных дви­жениях, а также частях тела соперника. Например, если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдаляет его разворотом и вы­нужден принять левостороннюю стойку. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Задание коснуться живота вызывает реакцию наклониться; коснуться левого плеча – повернуться влево, приняв правостороннюю стойку.

Применявшиеся варианты игр представлены в табл. 2

Варианты способов касания руками партнера

Борец А Борец Б Борец А Борец Б
1. любой любой 9. левой любой
2. левой правой 10. любой двумя
3. правой правой 11. левой двумя
4. левой левой 12. правой двумя
5. правой левой 13. двумя любой
6. любой левой 14. двумя левой
7. любой правой 15. двумя правой
8. правой любой      

Варианты изменения способов защиты и противодействия: 1) места касания прикрывать нельзя; 2) места касания прикрывать можно; 3) захватывать руки партнера нельзя; 4) захватывать руки партнера можно; 5) захватывать может только один из партнеров (с последующей сменой); 6) места касания прикрывать и захватывать руки партнера нельзя; 7) места касания прикрывать и захватывать руки партнера можно. При этом 6-й и 7-й варианты рекомендуется проводить в ог­раниченный промежуток времени.

Изменение размеров игровой площадки: 1) в период ознакомления игры проводятся по всей площади зала. По мере их освоения пространство (круги, квадраты, за пределы кото­рых выходить запрещается) ограничивается; 2)

1. Вводится запрещение отступать, разрешаются различные поворо­ты (при диаметре кругов 6-3 м).

3. Время отдельных поединков постепенно сокращается за счет увеличения скорости перемещений, действий; появляется возможность увеличить общее их количество и разнообразие.

Способы выравнивания двигательных различий зани­мающихся (проведение игр с форой)

1. Более подготовленный партнер касается обусловленного места одной рукой, получивший фору – любой рукой.

2. Более подготовленный партнер касается обусловленного места любой рукой; партнер, получивший фору, – любой рукой любого из двух (и более) мест касания.

3. Проигравший выполняет упражнения повышенной трудности.

Игры в блокирующие захваты

Задание игры в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном положении указанный захват, должен удержать его до конца поединка (от 3-5 до 10 секунд), другой старается как можно быстрее освободиться от захвата. Победа присуж­дается спортсмену, успешно решившему свою задачу, затем партнеры меняются ролями.

Площадь для игры – круг, квадрат или кори­дор, выход за пределы которых считается поражением. Проигрыш засчитывается и за касание пола рукой, коленом, за преднамеренное падение, попытку провести прием с падением (последнее относится к начальному периоду освоения и на площадках без мягкого покрытия).

Классификация игр и основы методики

Структура блокирующих захватов характеризуется: 1) зонами (час­тями тела), на которых выполняются захваты-упоры правой-левой ру­ками; 2) особенностями выполнения захватов-упоров в разных зонах.

Цифровое обозначение игр выполнено с учетом возрастания трудно­сти освобождения от блокирующих захватов. Данный игровой матери­ал одновременно является упражнением в решении определенных двигательных задач. На начальных этапах осво­ения игр не показываются способы правильного и наиболее рационального освобождения от захватов. При этом предоставляется возможность самостоятельно найти их. В дальнейшем уточняется техника выполнения и выбор оптимальных вариантов освобождения от захватов.

Первоначально осваиваются игры с 1 по 44. После чего изучаются игры с 45 по 88, где осво­бождение от захватов требует значительных физических усилий.

За реализацию главного задания игроку при­суждается 2 очка, за вытеснение партнера за пределы площадки – 1.

Спарринг-партнеры подбираются после проведения не­скольких серий игр с учетом степени физической одаренности: победители – в одну группу, побежденные – в другую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: