Обучение вариативному выполнению технико-тактических действий




На основе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью, бесед с тренерами и спортсменами высокой квалификации (МС и МСМК), а также детального анализа техники выполнения технико-тактических действий совместно с ними выявлено, что основным для спортсмена высокой квалификации является умение создавать в условиях поединка выгодные

Таблица 7

Техника бурятской и русской борьбы

Вид борьбы Разрешенные приемы Захваты; дистанции Определение победителя
Бурятская «Бухэ барилдаан» с помощью и без помощи ног захваты – любые (не запрещенные правилами); дистанции – ближняя, средняя, дальняя касание любой частью тела ковра (площадки)
Русская «В схватку» (вариант 1) без помощи ног обоюдный скрестный, нельзя распускать; дистанция – ближняя касание любой частью тела ковра (площадки)
Русская «В схватку» (вариант 2) с помощью ног обоюдный скрестный, нельзя распускать; дистанция – ближняя положить соперника на лопатки

ситуации и выбирать момент для точного выполнения приема, причем техника выполнения приема должна обладать достаточной степенью вариативности.

Нами выделено 2 направления технико-тактической подготовки:

1) направление, предусматривающее формирование ограниченного круга приемов (часто 1-2) с достаточно большим количеством входов – способов тактической подготовки (до десяти и более). То есть разносторонняя тактическая подготовка, позволяющая привести противника в удобную для себя позицию для точного, своевременного и эффективного выполнения приема, является особенностью этого направления;

2) направление, характеризующееся формированием целого комплекса приемов с одним общим началом.

При этом, как показали наблюдения и анализ соревновательной деятельности, более распространено первое направление, преимущество которого заключается в том, что многообразие входов позволяет ограничить воздействие сбивающих факторов своевременно и с большой точностью, а значит эффективно выполнить прием. Его недостаток заключается в том, что даже при всем разнообразии очень трудно подвести противника к приему, заранее ему известному. В связи с этим техническое мастерство борца находится в жестких рамках, освободиться от которых очень трудно.

Второе направление также имеет свои недостатки, которые заключаются в менее точном и эффективном выполнении приемов. Однако в этой связи следует отметить, что выгодная ситуация возникает неожиданно и продолжить ее можно не одним автоматизированным приемом, а несколькими, в зависимости от ситуации. В этом есть своя положительная сторона – это отсутствие косности даже в решении самых трудных двигательных задач, наиболее творческое ведение поединка, основанное на широком техническом арсенале юного борца.

Анализ соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов показал, что время, затрачиваемое на проведение оцененных и не оцененных технико-тактических действий, обычно не превышает 1 минуту. Оставшееся время приходится на подготовку технико-тактических действий: борьбу за захват, маневрирование и единоборство, создание необходимой ситуации для начала атаки, ложные действия, позволяющие ввести соперника в заблуждение об истинных намерениях по проведению того или иного приема, защитных и контратакующих действий (табл. 8).

Таблица 8

Временные характеристики соревновательных поединков квалифицированных борцов вольного стиля (320 схваток)

Временные характеристики соревновательных поединков Абсолютные значения (с) Относительные значения (%)
  Выполнение оцененных и не оцененных ТТД 15 - 42 4,2 - 11,7
  Выполнение оцененных ТТД 6 - 27 1,7 - 7,5
  Подготовка ТТД, защиты и контратаки 315 - 345 88,3 - 95,8

В этой связи большое значение приобретают способы тактической подготовки. Как показали педагогические наблюдения, на этапе начальной подготовки им не уделяется должного внимания. В то же время, как уже отмечалось, эффективность, и надежность проведения приема находятся в прямой зависимости от тактических умений борцов.

Методика обучения броску поворотом через плечи «мельница» включает в себя: 1) обучение технике классической мельницы («стержень воронки»); 2) обучение вариантам мельницы: а) бросок при захвате соперником за за­пястья рук или руки атакующего; б) скручивание "мельницей" захватом шеи с плечом сверху или шеи сверху и плеча снизу; в) бросок мельницей захватом за разноименное плечо и бедро снаружи; г) бросок мельницей захватом руки обеими руками снизу-сбоку; 3) обучение захватам: в одноименной и разноименной стойках; 4) обучение способам тактической подготовки: а) применяемым после предварительного захвата (в плотном контак­те); б) применяемым с дистанции при сближении; 5) обучение действиям, обеспечивающим подготовку броска через плечи.

Нами проведен педагогический эксперимент с участием трех групп начинающих борцов:

В первой группе (экспериментальной) обучение производилось двум вариантам броска мельницей в одноименной и разноименной стойках с различными вариантами способов способам тактической подготовки.

Во второй группе (первой контрольной) обучение проводилось одному, классическому варианту броска в захвате в одноименной стойке с применением 3 вариантов способа тактической подготовки.

В третьей группе (второй контрольной) обучение проводилось одному, классическому варианту броска в захвате в одноименной стойке.

Несмотря на достаточно высокий разброс экспертных оценок, наиболее высокую эффективность продемонстрировали борцы экспериментальной группы. В третьей группе эффективность была самой низкой. Вторая группа заняла промежуточное положение.

Таким образом, результаты данного эксперимента свидетельствуют о том, что в процессе начального обучения целесообразно осваивать несколько (2 и более) варианта приема с несколькими способами тактической подготовки.

Следовательно, в процессе начальной подготовки юных борцов необходимо обучать их выполнять различные варианты конкретных приемов из различных захватов и в сочетании с различными способами тактической подготовки.

Нами выявлены причины неэффективного выполнения технико-тактических действий (кроме недостаточно освоенного двигательного навыка проведения основной части приема или нарушения техники его выполнения).

1. Раннее или запаздывающее реагирование на использование выгодной ситуации. 2. Соперник знает, что именно какой прием будет выполняться, в каком захвате и с применением какого способа тактической подготовки. 3. Слишком длительное время «входа» в прием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: