ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ




Зайцева О.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института ФГБОУ ВПО «ИГУ»

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных образовательных организациях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с п.1.2. ФГОС дошкольного образования - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности…/приказ Минобрнауки РФ №1155 «ФГОС ДО» от 14.11.2013г. Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности, что соответствует п.1.4. ФГОС дошкольного образования, а именно создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. При этом совершенствование педагогического процесса и повышение эффективности образовательной работы с детьми, как отмечается в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, проходят по следующим направлениям:

• изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка и установление доверительных, партнерских отношений с ним);

• отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

• изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа за счет перехода с фронтальных форм проведения занятий на подгрупповые и изменения их содержательных характеристик;

• насыщение жизни детей лучшими образцами культурных произведений, ориентирующих на общечеловеческие ценности и расширяющие общий кругозор ребенка;

• изменение организации предметной среды и жизненного пространства в помещениях ДОУ для обеспечения свободной и самостоятельной творческой детской деятельности. Данная потребность обусловлена, в свою очередь, целым рядом причин, связанных со значительными преобразованиями в сфере отечественной дошкольной педагогики, а именно:

• реализация существующего социального заказа нашла свое отражение в утвержденном и вступившем в силу ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №1155 «ФГОС ДО» от 14.11.2013г.);

• появление целого спектра Примерных основных образовательных программ дошкольного образования, ориентированных на создание условий психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста;

• разработкой педагогических технологий реализации данных программ, ориентированных на деятельностный подход в организации воспитательно- образовательной работы с дошкольниками. В связи с этим в качестве центрального компонента образовательной работы с детьми следует рассматривать комплекс тех видов деятельности, которые характерны для данного возрастного этапа, а одним из наиболее перспективных направлений в дошкольной дидактике в настоящее время признается установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности - познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой. Анализ современного воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях показывает, что до сих пор он остается слишком регламентированным и «заорганизованным», что значительно снижает интерес дошкольников к учению и их познавательную активность. Теоретическое обоснование данной проблемы и создание соответствующей педагогической технологии позволяют реализовать идею организации личностно-ориентированного целостного образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В той связи целесообразно говорить об образовательных технологиях деятельностного типа, под которыми мы понимаем технологию, основная цель и результат которой заключается не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении воспитанника как субъекта деятельности. Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного и деятельностного подходов в дошкольном образовании представим ниже в обобщенной таблице: Таблица 1.

Компоненты деятельности Объяснительно - иллюстративный подход Деятельностный подход
Цель – предполагаемый результат Задается педагогом В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели
Средства – способы осуществления деятельности Используются внешние мотивы Опора на внутренние мотивы
Действия – основной элемент деятельности Инвариантные, предусмотренные педагогом Вариативные, возможность индивидуального выбора
Результат – конечный продукт Уровень усвоения ЗУН Позитивные внутренние личностные изменения
Оценка – критерий достижения цели Сравнение результативности с эталоном Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

 

Как видно из содержания характеристик деятельностного подхода в образовании детей дошкольного возраста его результативность определяет условия для развития субъектной позиции, которая проявляется, как в поддержки инициативы дошкольника в определении направления и содержания деятельности, так и в формировании самооценки ее результатов. По исследованиям Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, О.Н. Сомковой субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими новообразования дошкольного детства. Наиболее целостно, на наш взгляд, они выделены в исследовании В.Т. Кудрявцева, который отмечает в качестве ключевых новообразований дошкольного детства такие, как открытость бесконечному многообразию проблемных содержаний действительности, универсальную пластичность (В.В. Давыдов) – способность к целостному созданию любого объекта с помощью воображения, надситуативность (А.В. Петровский), способность ребёнка выйти за рамки условий деятельности, синкретизм (А.В. Запорожец) – слитность образующих деятельности (эмоционального и интеллектуального компонента), значимость смысловой стороны деятельности, а не операционально- технической, ориентация на образ взрослого, как носителя определённых возможностей, отсутствие специализированности как условие усвоения целостного образа культуры. Целесообразность использования игровых технологий обучения в образовательном процессе детского сада приобретает особое значение для развития дошкольника, если вспомнить слова Л.С. Выготского о том, что «программа обучения должна быть программой самого ребёнка, т.е. отвечать его потребностям и интересам». При этом основное внимание, согласно исследованиям Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова и др., отводится игре, которая является для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности, удовлетворяющим наиболее значимые социальные потребности ребенка. Именно игра обеспечивает детям состояние эмоционального комфорта, ощущение свободы в реализации своей активности, проявление индивидуальности. В контексте игры как ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка. По мнению Е.О. Смирновой, очевидно, что для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту. Это значит, что дети должны принимать роли или наделять ими игрушки, осуществлять игровое и реальное взаимодействие, удерживать определенный сюжет, использовать предметы - заместители, моделировать игровое пространство. Игровые технологии обучения можно типизировать по их типу и виду по критериям – по объему познавательного материала, по образовательным целям, по виду познавательной и практической деятельности детей, по форме организации игры, по предмету моделируемой ситуации:

I. По объему используемого познавательного материала:

- тематическая игра – реализуется содержание одной изучаемой темы;

- комплексная – содержание игры охватывает познавательный материал двух или более тем.

II. По образовательным целям:

- диагностическая – ее цель контроль усвоения знаний, умений, навыков;

- обучающая – усвоение новых знаний на основе и актуализации ранее изученных;

- развивающая – развитие личностных качеств ребенка (быстрота реакции, ориентировки на местности, внимательности и т.д.).

III. По виду познавательной и практической деятельности детей:

- творческая – в процессе игры дети самостоятельно ищут пути решения проблемно-образовательной ситуации;

- алгоритмическая – задача детей заключается либо в выполнении, либо в выборе наиболее продуктивного алгоритма познавательных действий;

- комбинированная – дети действуют по выбранному алгоритму, до определенного этапа, а далее самостоятельно завершают деятельность.

IV. По форме организации игры:

- индивидуальная – каждый ребенок решает самостоятельно (или с воспитателем) определенную дорожную ситуацию;

- групповая – дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом составе проводится вся игра или ее часть;

- фронтальная – все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и стремятся к единой цели игры.

V. По предмету моделируемой ситуации:

- межличностная – моделируемая ситуация взаимоотношений людей в условиях дорожного движения и ребенок играет в тесном контакте с другими людьми;

- ролевая – ребенок, играя с макетом, тренажером, ставит себя в условия выполнения различных ролей. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка действительности обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль педагога и обеспечивает полноценное усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Е.Н. Касаткина, применительно к практике игровых технологий в дошкольном образовании выделила и обосновала ряд дидактических принципов к организации подобной практики обучения детей:

Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности - игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она - способ организации деятельности детей на занятии. В этой связи необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась «под материал», а не предметный материал - под ситуацию.

Принцип адекватности используемого предметного содержания

- он следует из предыдущего - игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, их усвоение в процессе игры: освоение деятельности, соответствующей сути изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий «на тему материала».

Принцип интерактивности - соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных походов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом с учетом выполняемой роли.

Обобщая исследования Е.Е. Кравцовой, Е.О. Смирновой, Е.Г. Юдиной можно выделить следующие условия реализации игровых технологий обучения в дошкольной образовательной организации. Прежде всего, это – открытость образовательной программы. Учитывая мощный развивающий потенциал игры, образовательная программа для дошкольников должна предусматривать специальное время для этой деятельности (не менее 1–2 ч) и возможность свободного и содержательного общения детей. Это – необходимое (но, конечно, не достаточное) условие для появления детской игровой инициативы. Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно - пространственная среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации. Полифункциональность среды и игровых материалов, наличие предметов-заместителей (природного или бросового 18 материала, многофункциональных игрушек) также стимулируют создание игровых замыслов.

Международная ассоциация игры (IPA –International Play Association) выделяет также ряд условий, которые также релеванты и отечественной практике образовательной работы с детьми [5]:

- обеспечение специального места, времени и оборудования для игры с участием квалифицированных специалистов;

- создание для педагогов, родителей и других желающих взрослых программ поддержки игры, позволяющих детям свободно и творчески играть и получать удовольствие от игры;

- создание возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей;

- сохранение и распространение традиционных фольклорных игр;

- обеспечение всех детей, включая детей с особыми нуждами, разнообразием игровых сред, адекватных игрушек и игровых материалов.

Подводя итог изложению содержания статьи по проблеме игровых технологий обучения как ресурса формирования субъектной позиции в дошкольном возрасте, хотелось бы сделать ряд выводов по освещенной выше проблеме:

- выбор игры в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие и воспитательные цели ставит перед собой педагог. Важен состав обучающихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровень развития игровой деятельности, общения;

- игровая деятельность с образовательным материалом должна быть направлена на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, их усвоение в процессе игры. Освоение деятельности, соответствующей сути изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий «на тему материала»; - необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась «под материал», а не предметный материал-под ситуацию. При этом она должна быть таковой, чтобы производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства материала и способы деятельности с ним. Иными словами, игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его «украшения»; - игровая обучающая ситуация должна создавать ребенку возможность принятия на себя роли действующего в ней персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка-средство, воссоздающее некоторые элементы игры, способствующие преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой деятельности к учебной.

 

Литература:

1. Касаткина Е.Н. Игровые технологии в образовании и воспитании

[Текст] / Е.Н. Касаткина // Дошк. восп., 2009. - №12.

2. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе

[Текст] / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева //Вопр. психологии. – 2001. - №4. – с.

14-30

3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего

дошкольного возраста. [Текст] /Н.А. Короткова – М., 2012. – 208С.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических

учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-

М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.

5. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании

[Текст] /Е.О. Смирнова //Психологическая наука и образование. – 2013. –№3

//электронный доступ PsyJournals.ru›files/62459…Смирнова_psyedu_2013

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: