Методические рекомендации по изучению темы




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Формирование психологически комфортной и безопасной

Образовательной среды

Направление подготовки (специальность)

44.04.01 «Педагогическое образование»

 

Магистерская программа

"Коучинг педагогического и социального сопровождения детей и молодежи в современных социокультурных условиях"

_____________________________________________________________

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2_______ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Контроль самостоятельной работы          
Контрольная работа + +      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачёт с оценкой   Зачёт с оценкой    
Общая трудоемкость час зач. ед.          

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды. Проблема «человек и среда» в психологии. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда». Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников. Моделирование психологической безопасности образовательной среды.
2. Технологии сопровождения психологической безопасности образовательной среды Служба психологического сопровождения образовательной среды. Технология создания психологической безопасности образовательной среды школы. Психологическая безопасность образовательной среды и психическое здоровье ее участников.
  Управление стрессом и профилактика выгорания Модели и методы измерения психического выгорания. Действия, позволяющие справиться с синдромом выгорания. Социальная поддержка и социальная интеграция как защита от выгорания. Модели профилактических программ профессионального выгорания педагогов. Модели тренингов антивыгорания.
  Психологическая диагностика безопасности образо­вательной среды Диагностика и экспертиза образовательной среды школы. Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды. Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Алгоритм создания и требования к построению и проверке методик. Экспериментальное изучение методов диагностики психологической безопасности образовательной среды.

Практические занятия (семинары)

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)
1. Раздел 1 Тема: Психология безопасности как направление психологической науки и практики  
2. Раздел 1 Тема: Система образования как объект и субъект безопасности  
3. Раздел 2 Тема: Условия, механизмы, принципы создания психологически безопасной образовательной среды  
4. Раздел 2 Тема: Психологическая безопасность и эмоциональное благополучие участников образовательного процесса  
5. Раздел 3 Тема: Проблема обеспечения безопасности обучающихся  
6. Раздел 3 Тема: Безопасность и управление образованием  
7. Раздел 4 Тема: Технологии формирования психологически безопасной образовательной среды  

Семестр

Занятие №1 (4 часа)

Тема: Психология безопасности как направление психологической науки и практики

Вопросы для обсуждения:

1. Безопасность как социальное явление и категория бытия: этимология категории безопасности, ее структура, роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества.

2. Понятие о психологической безопасности в науке. Основные категории концепции психологической безопасности образовательной среды.

3. Риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность.

4. Структурные компоненты безопасного образовательного пространства.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить библиографический список по теме занятия.

2. Составить тезисы ответов на вопросы:

· Что общего и в чем различие понятий «безопасность жизнедеятельности» и «безопасность социальных систем»?

· Какова сущность современных тенденций в сфере безопасности социальных систем?

· Какие стратегии обеспечения безопасности вам известны?

· В чем суть и содержание образовательной безопасности?

· Образование – один из механизмов безопасности человека и общества. Что вытекает из данного положения?

Методические рекомендации по изучению темы

Проанализировать феномен безопасности как социальное явление и категорию бытия: выявить этимологию категории безопасности, ее структуру, определить роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. Ответить на вопросы: что общего и в чем различие понятий «безопасность жизнедеятельности» и «безопасность социальных систем»? какова сущность современных тенденций в сфере безопасности социальных систем? какие стратегии обеспечения безопасности вам известны? Раскрыть сущность понятия о психологической безопасности в науке, основных категорий концепции психологической безопасности образовательной среды. Ответить на вопросы: в чем суть и содержание образовательной безопасности? образование – один из механизмов безопасности человека и общества. Что вытекает из данного положения? Охарактеризовать риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность. Выделить структурные компоненты безопасного образовательного пространства.

Основная литература.

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: теоретические основы и технологии создания. – СПб, 2002.

2. Баева И.А. Психология безопасности: история, становление, перспективы // Национальный психологический журнал. – 2007. № 1.

3. Барышева Т.Д. Концептуальные ориентиры в области образования: образовательная среда и личность /Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всероссийской виртуальной научно-практической конференции, 1-30 ноября 2010 г. / отв. Ред. М.Ю. Двоеглазова. – Калуга: МГГУ, 2011. с. 3-10.

4.Минаев Г.А. Образование и безопасность: учеб. пособие / Г.А. Минаев. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.

5. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования"; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. - М.: Айрис-пресс, 2006.

Дополнительная литература.

1. Зинченко Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление / Зинченко Ю. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 4-11.

2. Лаптев Л. Г. Образование и национальная безопасность / Лаптев Л. Г., Бельков О. А. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 17-23.

Занятие № 2 (4 часа)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: