г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы




- «Учительская газета». Информационный сайт: www.ug.ru

- «Вопросы образования». Электронная версия журнала: vo.hse.ru

- Всероссийский интернет-педсовет: www.pedsovet.org

- Министерство образования и науки: www.mon.gov.ru

- Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское собрание»: www.oodvrs.ru

 

____________________________________________________________________________

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Радикальные социальные, политические и экономические пе­ремены в стране и мире затрагивают и усложняют условия обще­ственной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности. Кри­терии здоровья и безопасности сегодня выдвигаются на первое место как в государственной политике, так и в системе образова­ния. Это связано с тем, что наряду со снижением рождаемости происходит ухудшение здоровья детей, увеличивается уровень социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения детей и подростков. Уровень жизни тесно связан с ка­чеством жизни, а качество жизни в мировых аналогах — это оптимальная реализация психофизиологических, социально-общественных дарований каждойличности. Поэтому в стратеги­ческих программах социально-экономического развития общест­ва каждое вложение в производство, природу, социальную среду должно сочетаться с качеством жизни. Главное богатство общества — человек, а конечным критерием экономического и социального прогресса выступает мера разви­тия человека и удовлетворения его потребностей, развития его творческого потенциала.

Становится очевидным, что человек, находясь в стремитель­но изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к услови­ям, в которых осуществляется жизнедеятельность, и прежде всего к совершенствованию той общности, в которой осуществляется непосредственное взаимодействие субъектов. Усиление психоло­гических ресурсов и определение психологических «вложений» здесь имеют не меньшую значимость, чем социальные и экономические составляющие. Сегодняшняя социокультурная ситуа­ция дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом одно­значно осуждаемым и идет интенсивный поиск средств противо­действия им, то психологическое насилие лишь становится пред­метом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема за­щищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных усло­вий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрес­сивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболе­ваний. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Необходимо смоделировать и спроектировать образователь­ную среду, где бы личность востребовалась и свободно функцио­нировала, где бы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и разви­вали психическое здоровье. Психически здоровой личность мо­жет быть только в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образова­тельной среды.

Таким образом, в современном обществе существует четко определенная по­требность социальных групп, государства, всего мирового со­общества в системе безопасности как для собственного сохранения и развития, так и для сохранения жизненно важных объектов и ценностей. В контексте пси­хологической науки, которая начинает исследовать проблему безопасности не только в отношениях с предметной средой, но и применительно к социальному окружению, это означает поиск путей снижения уровня психологического насилия во взаимодей­ствии людей. Концепцию безопасности сегодня государство строит, опираясь на защиту национальных интересов страны, защиту прав ее граждан. Конкретное наполнение концепции на­циональной безопасности возможно через микроуровни, в част­ности, через создание психологической безопасности образова­тельной среды, которая является важнейшим условием социализации подрастающего поколения. В педагогической пси­хологии крайне важны исследования по диагностике и созданию условий для позитивного развития субъектов учебно-воспитательного процесса. Проблема психологической безопасности и концепция ее создания в образовательной среде являются черезвычайно актуальными. Служба сопровождения должна быть оснащена технологиями по созданию психологической безопасности образовательной среды, как одного из важнейших условий, обеспечивающих психическое здоровье ее участников. Соответственно данный курс имеет выраженную практическую направленность.

В первой теме рассматриваются общетеоретические вопро­сы, связанные с проблемой взаимосвязи человека с окружающей природной и социальной средой. Приводятся подходы к раскры­тию понятия образовательной среды как части социокультурной среды, дается психологический анализ основных параметров об­разовательной среды, опирающийся на теорию отношений, сис­тему представлений экологической психологии и антропологиче­ский принцип в психологии развития. В теме представлено определение психологической безопасности и предложена мо­дель психологической безопасности образовательной среды, опи­саны механизмы и принципы ее создания.

Во второй теме производится обзор современных моделей деятельности службы сопровождения в образовании, рассматривается идеология психологического сопровождения и обосновываются тех­нологии создания психологической безопасности образователь­ной среды школы. Особо выделяются критерии психологического здо­ровья участников образовательной среды как показатели эффективности деятельности службы сопровождения, с одной стороны, и показатели, в которых отражается качество образова­тельной среды, — с другой.

В третьей теме делается обзор моделей и методов измерения психического выгорания, моделей профилактических программ профессионального выгорания педагогов и моделей тренингов антивыгорания. Рассматриваются действия, позволяющие справиться с синдромом выгорания, в том числе социальная поддержка и социальная интеграция как защита от выгорания.

В четвертой теме рассматривается экспериментальное дока­зательство действенности модели психологической безопасности образовательной среды, детально разбирается методика «Психологиче­ская диагностика безопасности образовательной среды школы», направленная на изучение качества социальных условий, в кото­рых осуществляется обучение, воспитание и развитие всех участ­ников учебно-воспитательного процесса. Здесь же приводятся данные психометрической характеристики предложенного психодиагностического инструментария.

Разработчики:

ФБГОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского доцент Е.Б. Козлова___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: