Вопрос 2. Методы исследования внимания.




ЛЕКЦИЯ №7

Теоретический материал по теме «Нарушения внимания у инвалидов и лиц пожилого возраста. Методы исследования внимания»

 

Вопрос 1. Нарушения внимания у инвалидов и лиц пожилого возраста.

Расстройства внимания наиболее часто встречаются в рамках астенического, неврастенического и психоорганического синдрома при различных заболеваниях (неврозы, эндокринная патология, последствия черепно-мозговой травмы, гипертоническая болезнь, различные васкуляты, сосудистые заболевания головного мозга, интоксикация, инфекции и т.д.), а также в престарелом возрасте. При этом обеспечиваемые нередко предъявляют жалобы на плохую память, что в ряде случаев не исключается, но чаще за этими жалобами скрываются нарушения внимания, из-за чего и испытываются затруднения в деятельности.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психики на определенные объекты или явления окружающей среды. К функциям внимания относят релевантную – т.е. соответствующую потребностям личности; игнорирующую – тормозящую восприятие несущественных признаков, а также регулирующую, которая преимущественно контролирует деятельность.

Выделяют несколько основных качеств внимания. Прежде всего, сосредоточенность, т.е. степень углубленности в данный вид деятельности, а также устойчивость внимания, под которой понимается длительность возможности его концентрации. Когда говорят об объеме внимания, то имеют в виду количество объектов, на которых одновременно направлена психическая деятельность. Под переключаемостью внимания понимается изменение его направленности. Целесообразно также выделять внимание активное и пассивное, для активного внимания характерна произвольная сосредоточенность на данном виде деятельности. По направленности внимание может быть разделено на внешнее и внутреннее. Внутренняя направленность внимания характерна для больных со склонностью к фиксации на своих болезненных переживаниях. Следует подчеркнуть, что невнимательность далеко не всегда является признаком расстроенного внимания. Часто кажущиеся невнимательными (рассеянными) люди обладают повышенной концентрацией и устойчивостью внимания в плане интересующих их проблем.

Значение расстройств внимания для решения вопроса трудоустройства инвалидов иди их обучения трудно переоценить. Успевшая трудовая деятельность человека во многих сферах производства в значительной степени зависит от качеств внимания. Например, слабость активного знания уменьшает познавательные возможности личности. Нарушение устойчивости снижает эффективность работы в таких специальностях, как сборочные работы, работа кассира, машинистки и др. Расстройство объема внимания может явиться препятствием к продолжению работы в сфере водительских профессий (машинист, летчик, шофер), в педагогической деятельности. Невозможность на длительное время сосредоточить внимание осложняет работу конструктора, наборщика, стенографистки.

Вопрос 2. Методы исследования внимания.

К простейшим методам исследования внимания относят «счет по Крепелину». Испытуемому предлагается в зависимости от интеллекта, образования и профессии производить в уме вычитание от 100 по 7 или от 200 по 13 и называть полученные числа. Время отсчета не засекается. Наличие от 1 до 3-х ошибок указывает на нерезкое нарушение внимания, что, как правило, не влияет на трудовую деятельность. 4-6 ошибок в счетных операциях указывают на среднюю степень расстройств внимания и в этих случаях требуется тщательный анализ трудовых возможностей инвалида.

Следует анализировать и характер допущенных ошибок. Ошибки в счете на десятки свидетельствует о значительном нарушении устойчивости внимания, даже если их число невелико. К недостаткам методики следует отнести ее субъективный характер.

Для выявления устойчивости внимания и способности его концентрации может быть использована т.н. корректурная проба Бурдона. Исследования проводят при помощи специальных бланков с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Испытуемый должен зачеркивать определенные буквы или их сочетания. Экспериментатор каждые 30 или 60 секунд делает отметку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого и регистрирует время заполнения всего задания. Учитывают количество ошибок в течение эксперимента, встречаются ли они равномерно по всей таблице или появляются преимущественно в конце из-за истощаемости. Особо обращается внимание на характер ошибок - пропуск отдельных букв или внешне похожих букв. Обычно здоровые испытуемые выполняют все задание за 6-8 минут, допуская не более 15 ошибок.

Наиболее полные и достоверные данные о состоянии внимания получают с помощью таблицы Щульте. Задача испытуемого показать в таблице цифры по порядку от 1 до 25. Убедившись, что испытуемый правильно понял задание, ему показывают таблицу. В норме задание выполняется до 1 минуты. При нерезком ослаблении внимания задание выполняется за время от 1 до 1,5 минуты. При снижении объема внимания в средней степени заданна, выполняется за время от 1,5 до 2-х минут.

При грубых нарушениях объема внимания задание выполняется свыше 2-х минут. Грубое нарушение внимания, как правило, сопровождается значительными изменениями других психических процессов, в частности, памяти. При нарушенном объеме внимания, больные, как правило, либо перебирают цифры по отрокам, либо хаотически мечутся взглядом но полю таблицы.

Интересной модификацией таблицы Шулъте является методика Ф. Д. Горбова. Она позволяет более легко выявить, как наличие инертности психических процессов (внимания, прежде всего), так и наличие повышенной истощаемости. Используются таблицы из 49 клеток (7x7), где в случайном порядке расположены черные цифры от 2 до 25 и красные от 1 до 24-Свидетельствуемый должен поочередно отыскать красные и черные цифры 1 – черная, 24 – красная, 2 – черная, 23 – красная, 3 – черкая и т.д. Здоровые люди выполняют это задание примерно за 90 секунд. Ошибки чередования чисел объясняются снижением подвижности нервных процессов. Особенно боль­шое значение имеет исследование внимания в экспертизе трудоспособности.

Таким образом, внимание не представляет самостоятельного процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Поэтому внимание является лишь свойством различных психических процессов. Оно имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Такие как, концентрация, устойчивость, объём внимание, распределение, переключение. Наиболее важны для работы – концентрация и устойчивость.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: