Критерии и показатели воспитанности




Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя

 

Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

Результаты педагогической деятельности отражаются в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Правильный выбор критериев эффективности - важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Мониторннг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса - это непрерывное научно- обоснованное, диагностико-прогностическое. планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения (А.С.Белкин).

Мониторинг позволяет определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.

Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно-обоснованное слежение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Кроме того, мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико­прогностическую направленность, так как полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.

Именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания управления. Организация мониторинга в школе стала возможной, т.к. за годы существования школы создана и стабильно функционирует информационная база, которая систематически пополняется и активно используется педагогическим коллективом. В эту базу входят следующие информационные потоки:

- о занятости учащихся в объединениях дополнительного образования,

-о состоянии воспитательной работы школы,

- о состоянии планов воспитательной работы классных руководителей 1-11-х классов,

- о состоянии работы методических объединений классных руководителей и воспитателей,

- об итогах внутришкольного контроля по направлениям, определенным планом контроля, ------ материапы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, школы, удовлетворенность учащихся и их родителей деятельностью школы, развитие самоуправления, сплоченность коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей).

Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс школы продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации (администрация школы, классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители, сами учащиеся), т.к. воспитательная система школы находится в данный момент на этапе стабильного функционирования, а мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.

 

 

Таблица 1

 

Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в ОУ

 

Содержательные компоненты модели Система
Понятие мониторинга Мониторинг - это научно-обоснованное, диагностико-­прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения
Цель Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания
Принципы Непрерывность Научность Воспитательная целесообразность Диагностико-прогностическая направленность Прогностичность мониторинга Целостность, преемственность
Этапы См. таблицу 2
Функции (назначение) Информационная Побудительная Формирующая Коррекционная Системообразующая Прогностическая
Организационно- методические требования Объективность Надежность Систематичность Учет особенностей объекта изучения и условий проведения Гуманистическая направленность

 

Таблица 2

 

Компоненты технологии мониторинга эффективности деятельности классного руководителя

Этап Шаги
I нормативно-­установочный 1. Определение педагогической проблемы 2. Подготовка решения 3. Постановка цели и задач 4. Определение объекта и предмета 5. Определение субъектов мониторинга, их подготовка 6. Структурирование критериев и показателей 7. Выбор инструментарии 8. Разработка пакетов прикладных программ
II Исходно-­диагностический 1. Отбор информации 2. Качественная и количественная обработка результатов 3. Педагогический анализ 4. Выявление проблем 5. Ранжирование проблем с объяснением причин 6. Принятие управленческих решений
III Планово-­прогностический 1. Прогнозирование тенденций 2. Разработка плана педагогических мероприятий 3. Построение нормативно-поисковых моделей деятельности участников воспитательного процесса
IV Содержательно- |технологический 1. Проведение педагогической и организационной работы
V Итогово -аналитический 1. Подведение итогов 2. Анализ проделанной работы
VI Организационно- управленческий 1. Планирование системы педагогической деятельности 2. Принятие управленческих решений по совершенствованию воспитательного процесса

 

 

Воспитательная система основана на оценке результатов воспитания через качества личности и определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идёт и практически завершается формирование индивидуальности и характера. Качества личности в обобщённой форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и определяют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к труду, к окружающим людям и самому себе. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. С позиций методологии системного подхода отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное - к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство - воспитанность личности.

 

 

Таблица 3

Критерии и показатели воспитанности

 

Критерий Показатели Диагностические средства Уровень проявления
воспитанность 1.отношение к определенным видам социальной активности: - к обществу; - к природе; - к людям; - к себе; 2.ценностные ориентации, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения: - к спорту; - к художественной самодеятельности; - к самоуправленческой деятельности: - к учебе; - к дополнительному образованию 1.Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся. 2.Педагогическое наблюдение 3.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (занятость в творческих объединениях, направленность интересов, профилактическая работа с учащимися). 4.Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» О.В. Лишина. 5.Наблюдение. 6.Анализ документации. 7.Методика диагностики жизненных ценностей Л.М. Фридмана. 8.Методика «Мнение об успевающем ученике». 9.Методика выявления уровня развития самоуправления М.И. Рожкова. очень низкий - недопустимый: низкий - критический; средний - допустимый, достаточный; высокий - оптимальный.

 

 

На втором этапе, исходно-диагностическом, проводятся следующие технологические операции:

1.Отбор информации о состоянии и результатах воспитательного процесса, полученной в результате применения диагностических методик.

2.Качественная и количественная обработка полученных результатов.

3.Педагогический анализ результатов диагностики и выявления проблем (организационных, содержательных, методических).

Полученную в результате диагностики информацию классифицировать по двум основаниям в соответствии с двумя показателями воспитанности, определяющими эффективность деятельности классного руководителя. После этого проводится работа по качественной и количественной обработке результатов, которая заканчивается педагогическим анализом и выявлением проблем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: