Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя
Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.
Результаты педагогической деятельности отражаются в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.
Правильный выбор критериев эффективности - важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.
Мониторннг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса - это непрерывное научно- обоснованное, диагностико-прогностическое. планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения (А.С.Белкин).
Мониторинг позволяет определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.
Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно-обоснованное слежение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.
Кроме того, мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностикопрогностическую направленность, так как полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.
Именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания управления. Организация мониторинга в школе стала возможной, т.к. за годы существования школы создана и стабильно функционирует информационная база, которая систематически пополняется и активно используется педагогическим коллективом. В эту базу входят следующие информационные потоки:
- о занятости учащихся в объединениях дополнительного образования,
-о состоянии воспитательной работы школы,
- о состоянии планов воспитательной работы классных руководителей 1-11-х классов,
- о состоянии работы методических объединений классных руководителей и воспитателей,
- об итогах внутришкольного контроля по направлениям, определенным планом контроля, ------ материапы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, школы, удовлетворенность учащихся и их родителей деятельностью школы, развитие самоуправления, сплоченность коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей).
Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс школы продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации (администрация школы, классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители, сами учащиеся), т.к. воспитательная система школы находится в данный момент на этапе стабильного функционирования, а мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.
Таблица 1
Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в ОУ
Содержательные компоненты модели | Система |
Понятие мониторинга | Мониторинг - это научно-обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения |
Цель | Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания |
Принципы | Непрерывность Научность Воспитательная целесообразность Диагностико-прогностическая направленность Прогностичность мониторинга Целостность, преемственность |
Этапы | См. таблицу 2 |
Функции (назначение) | Информационная Побудительная Формирующая Коррекционная Системообразующая Прогностическая |
Организационно- методические требования | Объективность Надежность Систематичность Учет особенностей объекта изучения и условий проведения Гуманистическая направленность |
Таблица 2
Компоненты технологии мониторинга эффективности деятельности классного руководителя
Этап | Шаги |
I нормативно-установочный | 1. Определение педагогической проблемы 2. Подготовка решения 3. Постановка цели и задач 4. Определение объекта и предмета 5. Определение субъектов мониторинга, их подготовка 6. Структурирование критериев и показателей 7. Выбор инструментарии 8. Разработка пакетов прикладных программ |
II Исходно-диагностический | 1. Отбор информации 2. Качественная и количественная обработка результатов 3. Педагогический анализ 4. Выявление проблем 5. Ранжирование проблем с объяснением причин 6. Принятие управленческих решений |
III Планово-прогностический | 1. Прогнозирование тенденций 2. Разработка плана педагогических мероприятий 3. Построение нормативно-поисковых моделей деятельности участников воспитательного процесса |
IV Содержательно- |технологический | 1. Проведение педагогической и организационной работы |
V Итогово -аналитический | 1. Подведение итогов 2. Анализ проделанной работы |
VI Организационно- управленческий | 1. Планирование системы педагогической деятельности 2. Принятие управленческих решений по совершенствованию воспитательного процесса |
Воспитательная система основана на оценке результатов воспитания через качества личности и определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идёт и практически завершается формирование индивидуальности и характера. Качества личности в обобщённой форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и определяют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к труду, к окружающим людям и самому себе. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. С позиций методологии системного подхода отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное - к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство - воспитанность личности.
Таблица 3
Критерии и показатели воспитанности
Критерий | Показатели | Диагностические средства | Уровень проявления |
воспитанность | 1.отношение к определенным видам социальной активности: - к обществу; - к природе; - к людям; - к себе; 2.ценностные ориентации, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения: - к спорту; - к художественной самодеятельности; - к самоуправленческой деятельности: - к учебе; - к дополнительному образованию | 1.Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся. 2.Педагогическое наблюдение 3.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (занятость в творческих объединениях, направленность интересов, профилактическая работа с учащимися). 4.Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» О.В. Лишина. 5.Наблюдение. 6.Анализ документации. 7.Методика диагностики жизненных ценностей Л.М. Фридмана. 8.Методика «Мнение об успевающем ученике». 9.Методика выявления уровня развития самоуправления М.И. Рожкова. | очень низкий - недопустимый: низкий - критический; средний - допустимый, достаточный; высокий - оптимальный. |
На втором этапе, исходно-диагностическом, проводятся следующие технологические операции:
1.Отбор информации о состоянии и результатах воспитательного процесса, полученной в результате применения диагностических методик.
2.Качественная и количественная обработка полученных результатов.
3.Педагогический анализ результатов диагностики и выявления проблем (организационных, содержательных, методических).
Полученную в результате диагностики информацию классифицировать по двум основаниям в соответствии с двумя показателями воспитанности, определяющими эффективность деятельности классного руководителя. После этого проводится работа по качественной и количественной обработке результатов, которая заканчивается педагогическим анализом и выявлением проблем.