Методические пояснения к теме




Тема семинара «Онтология – учение о бытие»

Глоссарий семинара:

Абсолют, бесконечность, бытие, время, пространство, Вселенная, движение, действительность, диалектика, закон, закономерность, категория, материя, небытие, онтология, прогресс, реальность, регресс, синергетика, синтез, система, случайность, субстанция, хаос

Вопросы для обсуждения

1. Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия.

2. Понятие материи. Структурная организация материального мира.

3. Философский смысл понятия движения. Основные формы движения и их соотношение.

4. Пространственно-временная организация бытия. Диалектика как философская теория развития.

5. Диалектика и синергетика.

Методические пояснения к теме

 

При ответе на первый вопрос стоить отметить, что категория бытия является исходной для систематических философских размышлений, выступает центральной темой философского анализа, начиная с античности и вплоть до сегодняшних дней. Это связано с тем, что данная категория выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события, а именно – способность быть, проявляться, взаимодействовать. Проблема бытия и небытия традиционно рассматривается особой областью философских знаний – онтологией. Термин «онтология» употребляется в философии только с XVII века, но имеет греческие корни. Он означает учение о сущем, о предельных, фундаментальных структурах бытия. В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики. Метафизика трактовалась изначально как особая наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В философию данный термин был введен Андронником Родосским в I веке до н. э. Он часто выступает как синоним термина «философия».

Что касается вопроса об основных формах бытия, то здесь мы, в зависимости от классифицирующего признака, можем выделить следующие его проявления: бытие природы, бытие общества и бытие человека. Далее каждая форма может быть разделена на уровни: живая и неживая природа. В социуме – семья, коллектив, класс, нация, государство и т.д.

Второй вопрос связан с дискуссиями по проблеме материи. Начиная с античности, и вплоть до конца ХХ века, формировались различные подходы к данному феномену. Так, греки, реализовывая онтологический подход, сводили материю к общепринятым тогда стихиям: земле, воде, воздуху и т.д. В Новое время сложилась вещественно-субстрактная трактовка материи. В конце XIX–начале ХХ века оформился гносеологический подход в понимании материи. Здесь материя выступает как объективная реальность, существующая независимо от человека, но данная ему в ощущениях. Стоить отметить, что проблема установления разницы между объективной и субъективной реальностью становится одной из интересных и актуальных проблем XXI века, в связи с виртуализацией реальности. Виртуальные реальности помогают расширить пространство восприятия, мир переживаний. Они позволяют формировать мир с участием самого человека. Не случайно, поэтому, одна из последних трактовок материи связана с субстанционально-аксиологическим (Панин, Алексеев) подходом к ее пониманию. Здесь материя рассматривается как совокупность вещей и явлений, обладающих определенной значимостью для людей.

При ответе на вопрос о структурной организации материального мира, прежде всего, следует указать на существовании нескольких структурных уровней: микро-, макро-, мега- миров. Важный вклад в развитие данных представлений внес ХХ век. Именно в это время был открыт микромир, законы существования которого значительно отличаются от принципов организации соразмерного с человеком макромира.

В третьем вопросе рассматривается такая атрибутивная характеристика материи как движение. Здесь необходимо указать на многообразие форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Выявить специфические особенности каждой из форм. Далее необходимо обратиться к понятию «покой». Указать, в чем его существенное отличие от понятия «движение». Также необходимо выяснить соотношение между понятиями «движение» и «развитие». Назвать известные трактовки развития (метафизические, диалектические, синергетические).

В четвертом вопросе необходимо обратиться к пространственно-временной организации бытия. Выявить различия между временем объективным и субъективным. Рассмотреть такое измерение времени как вечность. Также проанализировать такие состояния времени как прошлое, настоящее, будущее.

Наконец, пятый вопрос темы посвящен диалектике как философской теории развития. Здесь необходимо указать, что возникновение диалектики как науки указывает на осознание причинно-следственных отношений в существовании мира, взаимосвязи и взаимозависимости элементов бытия. Необходимо раскрыть суть сформулированных им диалектических законов («перехода количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания», «единства и взаимосвязи противоположностей»). Рассмотреть суть объективной и субъективной диалектики. Уяснить принципы и категории диалектики, выяснить, в чем состоят отличия материалистической и идеалистической Синергетика – новое научная теория, предмет анализа которой – сложноорганизованные, нелинейные системы, способные к самоорганизации в ситуации многовариантности развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: