Формирование цен на продукцию.




Себестоимость продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию. Себестоимость продукции важнейший показатель производственно- хозяйственной деятельности предприятия, фирмы. Исчисление этого показателя необходимо для: оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчёта; выявления ресурсов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших и других целей.

Для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) наибольший практический интерес представляет группировка затрат по экономическим элементам, называемых сметой затрат на производство, и статьям затрат. Смета затрат на производство позволяет определить затраты на общий объем потребляемых ресурсов для всей производственной программы предприятия независимо от того, на какой конкретный вид продукции они были использованы.

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по следующим экономическим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных фондов;

— прочие затраты.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка по статьям калькуляции (затрат). Типовой перечень калькуляционных статей включает следующие статьи затрат:

1) сырьё и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) заработная плата производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды;

7) расходы на подготовку и освоение производства;

8) общепроизводственные расходы;

9) общехозяйственные расходы;

10)потери от брака;

11)прочие производственные расходы;

12)коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей — полную себестоимость реализованной продукции.

Предприятия самостоятельно определяют перечень калькуляционных статей в соответствии с отраслевыми инструкциями по планированию, учёту и анализу себестоимости. По источникам осуществления (покрытия) расходы фирмы можно подразделить на:

- включаемые в себестоимость продукции; относимые на финансовые результаты (убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, и других долгов, не реальных для взыскания, убытки от хищений; некоторые виды налогов и т.д.);

- осуществляемые за счёт чистой прибыли (затраты на содержание культурно-бытовых объектов, выплата доходов по ценным бумагам предприятия, образование различных фондов и т.п.).

Снижение себестоимости является основным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия, фирмы. К основным источникам снижения себестоимости относятся:

- снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии;

- уменьшение амортизационных отчислений;

- сокращение расходов заработной платы;

- уменьшение административно-управленческих расходов;

- повышение технического уровня производства;

- совершенствование организации производства и труда;

- изменение объёма производства;

- сокращение расходов на сбыт продукции;

- сокращение постоянных расходов в результате роста объёма производства и реализации.

 

 

Формирование цен на продукцию.

 

Размер доходов, получаемых фирмой, напрямую зависит от уровня цен на её продукцию и услуги. Ценообразование включает различные стадии формирования цен:

 

1. На начальном этапе формируется оптовая цена Цопт, р., изготовителя, которая должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить требуемый уровень прибыльности:

Цопт = С+П,

где С — себестоимость одного изделия, р.; П — прибыль на единицу изделия, р/ед.

2. Отпускная цена предприятия Цотп, р., включает НДС и другие косвенные налоги:

Цотп = С+П+НДС,

где НДС — сумма налога на добавленную стоимость, р.

Пример.

Себестоимость единицы продукции — 1000 р. Планируемая рентабельность продукции — 25% к себестоимости. Ставка НДС — 18%. Определить оптовую цену изготовителя и отпускную цену предприятия.

Оптовая цена изготовителя составит: Цопт =1000+25%= 1250

Отпускная цена предприятия: Цотп = 1250+18%=1475

 

3. При реализации продукции через оптовых посредников формируются оптовые цены закупки Цзак, р., включающие посреднические наценки (скидки):

Цзак = Цотп + Hсн.сб,

где Hсн.сб — снабженческо-сбытовая надбавка, р.

 

4. При реализации продукции через предприятия розничной торговли формируется розничная цена, включающая розничную наценку. В любом случае наценка — это цена услуги посреднической или торговой организации. Описанный выше метод формирования цены, носит название метод полных издержек. Цена продукции Ц, р., по данному методу определяется по формуле:

Ц=С*(1+Нпр),

где Нпр – норма прибыли, Нпр=П/С,

К недостаткам данного метода относится то, что не учитывается поведение конкурентов, эластичность спроса. Разновидность этого метода — определение цены на основе метода рентабельности инвестиций. Цена определяется по той же формуле, а норма рентабельности — на основе стоимости заёмных средств. В условиях рыночных отношений применяется метод определения цены на основе маркетинговых исследований — метод маркетинговых оценок (затратно-маркетинговый), основывающийся на изучении рынков сбыта, оценке конкурентов, определении эластичности спроса в зависимости от изменения цены и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: